Деятельностная теория мышления
|
В.В. Давыдов
М.: Научный мир, 2005
|
Еще лет 10–15 тому назад
среди педагогической общественности была широко
распространена точка зрения о перспективности и
практической значимости теории развивающего
обучения и, как следствие, желательности
перехода от традиционного обучения к
развивающему (хотя бы только в начальном звене).
Учителя хотели учить по Давыдову–Эльконину, а
родители искали ближайшую к дому школу, в которой
работают такие педагоги.
Современные школы ориентированы
преимущественно на традиционное обучение и
обучение «по Занкову», а в защиту системы
развивающего обучения выступают лишь
непосредственные ученики Давыдова. Складывается
впечатление, что на развивающее обучение
существовала мода, которая прошла, и те, кто
причислял себя к его сторонникам, следовал лишь
моде, а не собственным профессиональным
убеждениям. Подобное чисто конъюнктурное
отношение, увы, не способствует не только
распространению, но и простому выживанию системы
развивающего обучения. В то же время отрадно, что
пора огульной критики вроде бы миновала и
настало время разобраться в теоретических
основаниях этой новой образовательной
технологии.
Книга Давыдова на первый взгляд для этого не
очень подходит, так как, судя по названию,
представляет собой труд по общей психологии.
Действительно, в ней дано авторское изложение
психологической теории мышления. Однако выводы,
имеющие непосредственное отношение к практике
образования, Давыдов формулировал не
умозрительно, а на основании понимания им
психического и механизмов его формирования.
Можно сказать, что книга рассчитана на читателя,
желающего получить ответ на вопрос: как и почему
следует учить детей и что выступает целью
развивающего обучения.
В книге две части. Первая посвящена изложению
так называемой «неклассической психологии» и
общепсихологической теории деятельности,
которые выступают для Давыдова основанием
понимания мышления как «поиска необходимых
условий действия путем фактического или
представляемого изменения ситуации». В этой
части речь идет о типах мышления и особенностях
теоретического и эмпирического обобщения, о
соотношении обучения и умственного развития.
Вторая часть, значительно уступающая первой по
объему, содержит некоторые результаты
экспериментального изучения развития мышления
младших школьников.
Очевидно, что чтение данной книги — занятие не
из легких. И дело тут не столько в том, что она
изобилует научными терминами и цитатами, сколько
в предмете обсуждения. Чтобы разобраться в
понимании Давыдовым человеческого мышления,
необходимо иметь представление и о
деятельностном подходе в философии и психологии,
и о соотношении таких понятий, как деятельность,
психика, сознание. Можно, конечно, пойти по более
простому пути и ограничиться чтением статей о
развивающем обучении — таковых написано немало,
но сам Давыдов личным примером показал, что
только самостоятельное знакомство с
первоисточниками способствует их пониманию.
Способ, конечно, непростой, но единственно
возможный для появления собственного мнения.
К сожалению, весьма вероятно, что книга
Давыдова останется без внимания практических
психологов. Однако не исключено, что потребность
разобраться в системе развивающего обучения
все-таки возникнет, и потому сейчас нелишне
ограничиться хотя бы записью о выходе очередной
работы Давыдова. На всякий случай, на будущее.
Марина СТЕПАНОВА
|