Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2008
Креативный менеджер


ИГРОТЕКА

Креативный менеджер

Творческие игры для старшеклассников

Бизнес-центр

Задачи игры:

тренировка умений для групповой творческой работы;

— развитие тактильных ощущений;

— формирование спонтанности и беглости мышления.

Материалы: пластилин, картон.

Время: 40 минут.

ХОД ИГРЫ

I этап

Ведущий. Сейчас мы будем творить с помощью пластилина. Для этого нужно выбрать любого цвета пластилиновую пластинку и сесть в круг. Итак, закройте глаза. В руках у вас пластилин, сомните его, делайте с ним все, что вам хочется. Почувствуйте его в своих руках — какой он? Мягкий, липкий, холодный или теплый? Каждым пальчиком прочувствуйте его. Подумайте, что вам хотелось бы из него сделать? Сделайте это. Не торопитесь, ваше творение должно быть совершенным.

Теперь можете открыть глаза и посмотреть на свое творчество.

Участники делятся своими чувствами и мыслями.

II этап

Ведущий. Теперь вы можете взять еще по две пластинки пластилина и снова сесть в круг. Вам предстоит изобразить свою будущую профессию с помощью символов или реальных предметов.

Участники демонстрирует и комментируют свою работу.

III этап

Ведущий. Вообразите, что вы все — представители разных профессий. Теперь представьте, что вам всем нужно объединиться в одном бизнес-центре. Постройте его и поместите ваши фигурки в этот бизнес-центр. Придумайте ему название, историю и вдохните в него жизнь.

От группы могут вызваться 1–2 добровольца, которые расскажут про бизнес-центр в красках. А потом каждый по кругу добавит что-то от себя. Темами могут быть отношения между коллективами, распорядок дня, мероприятия и пр.

Обсуждение

Какие чувства возникали у вас в процессе игры, что показалось новым и полезным для будущего?

— Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, кто их воплощал; кто был лидером, а кто ведомым?

— Понравилась ли вам групповая работа?

— Были ли какие-то сложности?

Конкурс креативности

Задачи игры:

— демонстрация специфики работы на различных этапах творческого процесса;

— отработка навыков командного взаимодействия на каждом из этих этапов.

Материалы: бумага, ручки, пластилин, картон, краски, кисточки, ватман, нитки, иголки, ткань.

Время: 60–80 минут.

ХОД ИГРЫ

I этап

Участники объединены в подгруппы по 4–5 человек.

Ведущий. Вы все — представители разных арт-компаний. Каждому нужно придумать, что у него за компания, и подумать над следующими вопросами: чем она занимается, сколько лет существует на рынке и какой у нее продукт.

Далее ведущий предлагает изобразить логотип компании и придумать ее презентацию (о своей компании рассказывает один из участников). Для иллюстрации названия и логотипа компании используются бумага и карандаши.

II этап

Участникам предлагается при помощи красок и ватмана, пластилина и картона, кусочков ткани и ниток (на выбор) сделать продукт придуманной компании своими руками.

III этап

Участникам предлагается придумать рекламный ролик, где будет рекламироваться их арт-продукт, в этом ролике должны принимать участие все члены подгруппы.

Время работы — 15–20 минут на каждый этап. Ведущий определяет время и предупреждает, что та подгруппа, которая быстрее выполнит задание, получит призовую карточку (красную, желтую или синюю — зависимости от быстроты). Команда, которая готова выступить, подходит к столу, где лежит колокольчик, и звонит. Кто соберет больше всех красных карточек, становится победителем.

Обсуждение

Удалось ли в ходе работы выдержать последовательность этапов творческого процесса? Если да, то как это способствовало ее эффективности? Если нет, то что препятствовало?

— Какие условия важнее всего для продуктивного творчества на каждом из этапов?

— Любое ли командное творчество целесообразно подчинять правилам, или иногда полезнее пустить процесс «на самотек»?

Я и мои творения

Задачи игры:

— раскрытие спонтанности участников;

— преодоление барьеров, мешающих проявлению креативности;

— развитие творческих способностей участников.

Материалы: фото- или видеокамера, телевизор для просмотра.

Время: 60–80 минут.

ХОД ИГРЫ

I этап

Ведущий. Давайте вспомним, что получается у каждого из вас лучше всего — петь, вышивать, танцевать, сочинять стихи... Вспомните свои творения, возьмите по листку бумаги и карандаши и нарисуйте это.

После подготовки все участники демонстрируют свои творческие способности и рисунки и комментируют их.

II этап

Участникам предоставляется возможность образовать мини-группы по 3–4 человека (объединяются по желанию). Каждая группа должна показать мини-концерт, демонстрирующий все творческие способности участников мини-группы, и прокомментировать его. Все снимается на видеокамеру. После демонстрации мини-концерта предлагается просмотреть запись.

Обсуждение

— Всем ли удалось выразить свои творческие способности?

— Какие были трудности?

— С какими чувствами столкнулись?

Барьеры

Задачи игры:

— преодоление барьеров, мешающих проявлению креативности;

— раскрытие творческих способностей участников.

Материалы: фото- или видеокамера, телевизор для просмотра.

Время: 60–80 минут.

ХОД ИГРЫ

I этап

Ведущий. Вы уже демонстрировали свои способности. А теперь я предлагаю подумать, чему бы вы хотели научиться и каковы преграды на пути осуществления этого желания. Для этого объединитесь в мини-группы по три человека и поговорите внутри группы о своих желаниях и о том, что вам мешает их осуществить.

II этап

Ведущий. Предлагаю каждому из вас подумать, есть ли какой-нибудь герой из сказки, кинофильма или литературного произведения, который хорошо умеет делать то, чему бы вы хотели научиться. Не спешите, подумайте хорошо.

Теперь расскажите о своих героях.

III этап

Участники делятся на группы.

Ведущий. Вам необходимо придумать жанр, название и сюжет нового фильма, в котором будут действовать герои, которых вы выбрали на втором этапе. Каждая группа должна создать рекламный ролик к новому фильму, где героям надо будет продемонстрировать способности, которыми они обладают. Творите!

Выступления снимаются на камеру, затем все просматривают запись.

Обсуждение

— Удалось ли вам продемонстрировать свои желания?

— Довольны ли вы продуктом своего творчества?

— Кто являлся лидером творческого процесса?

— Появилось ли желание научиться делать то, что хочется?

— Удалось ли преодолеть барьеры для осуществления своего желания?

Творческая жизнь

Задачи игры:

— перенос креативности из плоскости специально смоделированных ситуаций в область бытовых, каждодневных жизненных реалий.

Материалы: бумага A4, карандаши.

Время: 30–50 минут.

ХОД ИГРЫ

Участники, объединившись в подгруппы по 3–4 человека, получают задание.

Ведущий. Вам необходимо сформулировать перечень рекомендаций, которые позволят сделать более творческой собственную жизнь, и записать их. Формулируемые рекомендации должны быть реальны, чтобы любой участник смог ими воспользоваться. Не стоит говорить о каких-то редко встречающихся способностях, слишком крупных материальных затратах и пр.

Листы, на которых записаны сформулированные командами рекомендации, выкладываются или вывешиваются для обозрения всех участников. Представители каждой из команд по очереди получают слово, чтобы озвучить свои рекомендации и кратко прокомментировать, каким именно образом следование каждой из них позволит сделать более творческой собственную жизнь.

Обсуждение.

Ирина НАЗАРОВА,
психолог,
Москва

TopList