Пауль ВАЦЛАВИК
(1921–2007)
Наступивший
ХХI век еще не подарил миру новых ярких имен,
которые своим вкладом в психологию были бы
сравнимы с титаническими фигурами века
минувшего. А вот крупные психологи, чья звезда
взошла в ХХ веке, один за другим покидают этот
мир. Весной 2007 г. ушел из жизни Пауль Вацлавик,
психотерапевт с мировым именем, чьи взгляды
оказали большое влияние на становление
современных представлений о природе человека и
межличностной коммуникации. Известность в
России Вацлавику принес перевод его популярной
книги «Как стать несчастным без посторонней
помощи», которой, однако, его наследие далеко не
исчерпывается. Тонкий знаток человеческой
натуры и остроумный автор нескольких
бестселлеров, он достоин войти в пантеон
мастеров мировой психологии.
Cтановление психотерапевта
Пауль Вацлавик родился 25 июля 1921 г. в небольшом
городе Виллах на юге Австрии. Сын весьма
обеспеченных родителей (его отец был
преуспевающим банкиром) и в перспективе богатый
наследник, он никогда не нуждался в заработке
ради хлеба насущного и мог себе позволить
непринужденно заниматься тем, к чему лежала душа.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Ochkov.net". Однодневные и двухдневные линзы, линзы на месяц, квартальные, традиционные линзы, средства для ухода, аксессуары и многое другое. Низкие цены, гарантия качества, доставка по Москве и России. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.ochkov.net/ochki/ray-ban/.
По окончании школы в родном городе он
отправился в соседнюю Италию, где поступил в
Венецианский университет (в некоторых
биографических справках, наспех составленных не
очень компетентными авторами, по ошибке
указывается Венский университет), посвятив себя
изучению философии и филологии. Кстати, обучение
в зарубежном вузе никаких затруднений для него
не представляло — обладавший исключительными
лингвистическими способностями, Вацлавик еще в
юности в совершенстве овладел пятью
европейскими языками.
Впоследствии его интересы сместились к
психологии, однако философская и филологическая
подготовка заметно сказались на его научном
мировоззрении. Пытаясь оценить его место в науке,
многие авторы называют Вацлавика не только
психологом, но и философом, имея в виду его теорию
так называемого радикального конструктивизма, а
его работы по теории коммуникации охотно
цитируют лингвисты.
В студенческие годы Вацлавик заинтересовался
психологией и по окончании университета в 1949 г.
решил продолжить образование в Цюрихе, в
Институте К.Г. Юнга. Здесь он получил подготовку
как аналитик, хотя еще в годы учебы начал
охладевать к глубинной психологии как в ее
юнгианской, так и фрейдистской трактовке.
Получив в 1954 г. второй диплом, практикующим
аналитиком он не стал, а решил продолжить научные
исследования человеческой психики, избрав для
этого довольно неожиданное место — Университет
Сальвадора. Об этом периоде его деятельности
известно мало — главным образом то, что он был
посвящен накоплению опыта и не ознаменовался
никакими особыми достижениями.
Что ж, судя по всему, и такой период необходим
для становления психотерапевта. По крайней мере,
когда сегодня то и дело слышишь о двадцатилетних
терапевтах и консультантах, вчерашних
выпускниках соответствующих факультетов,
проникаешься глубоким сочувствием и к ним самим,
и особенно к их клиентам.
Продуктивный подход
Фактически карьера Вацлавика как терапевта
началась в 1960 г., когда Дон Д. Джексон, один из
пионеров семейной терапии в США, пригласил его
работать в недавно созданном Институте
психологических исследований в Пало Альто,
Калифорния. Сам Джексон в своих терапевтических
изысканиях опирался на идеи неофрейдиста Г.С.
Салливана, считавшего нарушения социальных
контактов главным источником душевных
расстройств. Помимо Джексона в штат института
входила Вирджиния Сатир, будущая звезда семейной
терапии, чья малая образованность в области
психологии с лихвой компенсировалась
исключительной наблюдательностью, живым умом и
подкупающими приемами общения. Не будучи
формально работником института, с ним активно
сотрудничал и знаменитый Грегори Бейтсон,
сумевший прославиться во многих областях — от
антропологии до психиатрии.
В этом сообществе Вацлавик совместно с
коллегами разработал систему, ныне известную как
краткосрочная терапия. В отличие от традиционной
аналитической терапии, длящейся, как известно,
долгие месяцы и даже годы, краткосрочная в полном
соответствии со своим названием достигает цели
не более чем за 10 сеансов. Причем если
эффективность традиционного анализа нередко
вызывает сильные сомнения, то краткосрочная
терапия, разработанная в Пало Альто, достигает
положительного результата в 70% случаев. Это
заставляет рассматривать подход Вацлавика к
внутриличностным и межличностным конфликтам как
весьма продуктивный. В чем же он состоит?
По мнению Вацлавика, высказанному во многих его
работах — как академических, так и популярных, —
люди в большинстве случаев сами ответственны за
свои душевные проблемы. Порой создается
впечатление, что они ставят своей жизненной
целью не получать удовольствия совершенно ни от
чего. Они находят для этого любые причины, вплоть
до мировых войн или экологических кризисов.
Самая большая опасность заключается в том, что,
отказываясь от собственного счастья, люди не
позволяют достигать его и другим, находя очень
веские причины для упреков.
Особое внимание Вацлавик уделяет отношениям,
складывающимся между двумя влюбленными,
поскольку именно эти отношения чаще всего
являются причиной душевных расстройств.
Распространенная ошибка, которую совершают
влюбленные, — выяснение причины возникшего
чувства, усиленное копание в истоках с целью
добиться истины: за что же все-таки я любим? В
отношениях между мужчиной и женщиной существует
немало парадоксов. Например, человек жаждет
любви и в то же время постоянно подозревает
другого в неискренности. Самое лучшее решение
этой проблемы — постараться быть оптимистом. По
мнению Вацлавика, пессимист во всех, даже самых
искренних поступках склонен видеть скрытые
корыстные помыслы, тогда как оптимист оценивает
все более или менее трезво.
«Вредные советы»
В 1976 г. Вацлавик занял должность профессора в
Стэнфордском университете. В то же время вышли
две его книги: «Насколько действительно
настоящее» и знаменитый бестселлер «Как стать
несчастным без посторонней помощи».
Последняя книга представляет собой
своеобразный сборник «вредных советов». На самом
деле за этими шуточными советами стоят реально
существующие психологические механизмы,
приводящие к неврозам и стрессам. Автор облек
теоретические выкладки в шутливую форму, чтобы
читатель мог посмеяться над собственными
страхами.
По мнению Вацлавика, зачастую прошлое является
источником многих несчастий человека.
Чрезмерная его идеализация приводит к тому, что
человек перестает верить в успех всех настоящих
начинаний и концентрирует свое внимание на том,
что занимало его много лет назад. Постоянно
перебирая в памяти события прошлых лет, он или
сожалеет об ушедшем, или корит себя за
совершенный когда-то поступок. Вацлавик
предостерегает от такого поведения, поскольку,
по его мнению, углубление в прошлое вовсе не
способствует успеху в настоящем. Таким образом,
значение прошлого — палка о двух концах: один
может здорово ударить, зато на другой при случае
можно опереться.
Изучая проблемы сознания и поведения человека,
Вацлавик обращал внимание на существование
жестких шаблонов и стереотипов поведения,
усвоенных в детстве. Особенности проявления этих
стереотипов он видел в том, что они действуют
наперекор разуму и часто становятся совершенно
неуправляемыми.
Еще одним источником проблем является
самовнушение, причем от этого часто страдают не
только сами люди, но и те, кто их окружает.
Пребывая в плохом настроении, человек обычно
думает плохо обо всем, что его окружает. В
результате длинной цепи размышлений у него
устанавливается определенное мнение, с которым
он совершенно не готов расстаться. Любые
уверения его в обратном только усилят
подозрения.
На оптимистической волне
Вацлавик в своей книге рассказал о социологе
Говарде Хигмане, который вывел новый вид
коммуникации — разговор о неуточненном
предмете, когда один из собеседников не
подозревает, о чем говорит другой. Для того чтобы
избежать подобных ситуаций, автор советует
настраиваться на оптимистическую волну каждый
день с самого утра, и тогда все вещи будут
восприниматься мягче.
Многие люди, как писал Вацлавик, очень любят
перестраховываться и избавляться от
многочисленных несуществующих неприятностей.
Иронизируя над этой привычкой, Вацлавик тем
самым показывает, насколько неразумной и
попросту глупой она является. Концентрируясь на
неприятном предмете, люди сами портят себе
настроение, внедряют себе в сознание мысль о
неприятности и живут в постоянном тревожном
ожидании. В своей книге автор показал, что
неприятности произойдут скорее всего именно
тогда, когда их стараются избежать.
Вацлавик подробно занимался проблемами
психологии человеческих отношений. Так, он
предпринял попытку представить отношения,
складывающиеся между мужчиной и женщиной в
супружеской паре, в виде игры. Если эта игра «с
нулевой суммой», то есть игра, где выигрыш одного
означает проигрыш другого, то такие отношения
обречены на провал, на обоюдный проигрыш.
Вацлавик пришел к мысли о том, что для
существования нормальных отношений необходима
«более сложная игра», где выигрыш одного
означает непременный выигрыш другого. В этом
случае основная задача участников отношений —
найти такой вариант игры.
Основная мысль, которую Вацлавик проводит во
всех своих произведениях, состоит в том, что не
нужно концентрироваться на прошедших бедах, а
также принимать горести слишком серьезно.
Психотерапевтической практикой Вацлавик
перестал заниматься в 1998 г., однако продолжал
научную деятельность в Институте
психологических исследований почти до конца
жизни, лишь в конце 2006 г. оставив свой пост ввиду
ухудшения здоровья. 31 марта 2007 г. Пауль Вацлавик
умер от сердечного приступа в своем доме в Пало
Альто.
Никогда не исповедовавший никакой религии,
психолог завещал, чтобы никакой поминальной
службы не проводилось. Более того, свое тело он
завещал науке. И желающим почтить его память
некуда прийти — могилы Вацлавика не существует.
Зато замечательным памятником яркому психологу
остались его труды, изданные более чем на 80
языках.
Сергей СТЕПАНОВ
|