ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 1 (17)
Елена БЕЛИНСКАЯ,
педагог-психолог ДОУ № 389,
г. Минск,
Республика Беларусь
Рамка для семейной фотографии
Использование гипса в работе с детьми
и их родителями в дошкольном учреждении
Продолжаем разговор о возможностях
использования гипса в работе психолога. В
предыдущей статье «Волшебные скульптуры»
(«Школьный психолог», № 11, 2007)
я подробно остановилась на работе с
педагогическим коллективом, сегодня же хочется
поговорить о том, как можно использовать гипс в
работе с детьми и родителями.
Техника безопасности
Данный
материал имеет свои специфические особенности,
которые отличают его от других. Гипс прекрасно
справляется с задачей «увековечивания» работы,
созданной ребенком или взрослым на занятии.
Твердая и хорошо впитывающая краску поверхность
предоставляет замечательную возможность
раскрашивания готового изделия, чего нельзя
сделать, например, при работе с пластилином.
Использовать гипс в работе с детьми дошкольного
возраста можно начиная с трех-четырех лет. Однако
надо учитывать специфические особенности
материала и соблюдать некоторые меры
безопасности.
Следует использовать только готовые гипсовые
формы, залитые и высушенные заранее. Это
обусловлено тем, что при соединении гипса с водой
появляются испарения, которые могут вызвать
аллергическую реакцию у ребенка. В высохшем
состоянии опасность исчезает.
Для создания заготовок можно использовать уже
готовые формы, которые продаются в наборе с
необходимым количеством материала, или создать
нечто свое, единственное в своем роде. Все
зависит от задачи, которую мы хотим решить в
процессе работы. Как правило, многие творческие
начинания погибают «на корню» из-за
недостаточных финансовых возможностей, однако
при желании из любой ситуации можно найти выход,
о чем, наверное, каждый психолог, работающий в
системе образования, знает не понаслышке.
Поэтому, для того чтобы уменьшить затраты при
работе с гипсом, можно воспользоваться не
медицинским, а строительным составом. Такой гипс
стоит очень недорого, и двух килограммов хватает,
например, на 14–15 рамок. Ниже приводятся
примерные возможности использования гипса в
соответствии с возрастом.
В малых формах
Во
второй младшей группе дети только знакомятся с
приемами рисования кисточкой, учатся аккуратно
работать с изобразительными средствами. Поэтому
для них гипс выполняет функцию одного из
дополнительных методов развития мелкой моторики
руки, внимания, знакомства с различными видами и
свойствами красок (гуашь, акварель), начального
знакомства с гипсом.
Для создания гипсовых заготовок можно взять
небольшие формы (например, магниты или
подсвечники), но для этого очень хорошо также
подходят формы, в которых продаются конфеты в
коробках. Однажды я, например, использовала форму
в виде бабочки, в которой продавался зефир. Я
очень быстро заготовила необходимое количество
таких «бабочек», после чего дети с огромным
удовольствием заселили разноцветными бабочками
сказочную поляну. Поляна действительно
получилась замечательная – несмотря на
одинаковые заготовки, ни одна бабочка не
повторилась, каждая работа несла в себе свое
очарование. Впоследствии на одном из занятий,
проводимых вместе с родителями, бабочки
прилетели к мамам в виде маленького и очень
приятного подарка.
В
среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) к задачам,
названным выше, добавляются такие, как
гармонизация внутреннего состояния, развитие
творческих способностей.
На начальном этапе знакомства с материалом
можно также использовать различные малые формы.
Затем, на втором этапе, изготавливаются более
крупные изделия, например барельефы. Они требуют
большей усидчивости, внимания и хотя могут
показаться на первый взгляд довольно сложными,
тем не менее дети прекрасно справляются с
поставленной задачей и делают это с огромным
удовольствием. И такие работы очень хороши как
подарок, например, к 8 Марта.
В моей практике был случай, когда один мальчик
никак не хотел идти на контакт. Если требовалось
активное включение в процесс игры или выполнение
какого-либо задания, он всегда уходил в сторону и
отказывался взаимодействовать как со мной, так и
с детьми. Но в процесс раскрашивания барельефа
мальчик включился практически сразу, с
удовольствием работал, показывал готовую работу
другим детям, после чего постепенно стал
участвовать и в других играх и упражнениях.
Единственная и неповторимая
В
старшем дошкольном возрасте возможности работы
с гипсом значительно расширяются. Дети уже
достаточно хорошо владеют кисточкой и красками,
поэтому основными задачами в этом возрасте
являются развитие произвольности, креативности,
адекватной самооценки, снятие внутреннего
напряжения, оптимизация взаимоотношений
родителей и детей.
Для работы используются уже такие «серьезные»
заготовки, как рамки. В течение двух занятий дети
раскрашивают рамки, затем проводится
детско-родительское занятие, на которое дети
приносят свои семейные фотографии. Дети работают
в паре с родителем, выбирают одну из фотографий,
рассказывают небольшую семейную историю. На
завершающем этапе выбранная фотография
вставляется в готовую рамку – таким образом
закрепляется полученный позитивный опыт
семейного общения.
Конечно, такую работу сложно провести с большим
количеством детей, например со всей группой, но
если у малышей есть несколько схожих проблемных
ситуаций, такой вариант работы вполне приемлем. В
этом году я проводила занятия по раскрашиванию
рамок со всеми детьми старших групп. Поэтому
завершение работы выглядело несколько иначе.
Последнее занятие проводилось только с детьми,
без родителей. Дети принесли на это занятие свои
собственные фотографии. Готовые фоторамки с
вставленными фотографиями остались в кабинете
психолога и затем в торжественной обстановке
были вручены детям на выпускном утреннике на
память о детском садике.
При организации взаимодействия
детско-родительской пары во время работы с
семейными фотографиями можно создать свою
единственную и неповторимую рамку для какой-либо
конкретной фотографии. Сначала из семейного альбома
выбирается фотография, ребенок (самостоятельно
или вместе с родителем) рассказывает ее историю,
затем из пластилина лепит для этой фотографии
рамку. Готовая пластилиновая рамка покрывается
сверху слоем герметика, продающегося в
строительных магазинах. На следующей встрече
пластилиновая основа извлекается из застывшего
герметика, а получившаяся форма заливается
гипсом.
Такой вид работы можно проводить в ситуациях,
когда по той или иной причине нарушены или
находятся в стадии формирования
детско-родительские взаимоотношения (например,
неблагополучная семья, приемная семья). Конечно,
в таких ситуациях следует проводить
определенную подготовительную работу,
завершающим этапом которой может послужить
совместное создание семейной фоторамки. |