Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2008
Словарь дошкольника


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 1 (17)


Светлана МИХЕЕВА,
педагог-психолог,
г. Серов,
Свердловская обл.

 

Словарь дошкольника

Методы и приемы словарной работы

Анализ методических разработок в области формирования словаря дошкольника позволил определить следующие основные приемы словарной работы.

1. Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, говорить следует медленно, но орфоэпически правильно (не по слогам!), чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.

2. Показ объекта, наблюдение за объектом. Нужно обратить внимание детей на людей с характерными признаками вновь вводимого названия качества или показать сюжетные картинки. Задача воспитателя — учить детей воспринимать смысл картины, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, к выделению существенного, так как перечислить все частности не значит понять сюжет. В старших группах можно использовать упражнения типа «Кто больше увидит?». Это важно для развития наблюдательности, внимания, активизации словаря. Поскольку на занятии необходимо активизировать определенную группу слов, то спрашивать нужно об основном. Этому способствуют такие формы вопросов:

• Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?

• Для описания объектов: что (кто)? Какой? На что (кого) похож?

• Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

• Для перехода за пределы изображаемого: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?

• Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя есть такие знакомые? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?

• Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая: робкая, испуганная и др.) Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это добрая девочка?

3. Иногда называние нужно сопровождать толкованием (пространным толкованием, заменой знакомых слов или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом).

4. Включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами.

5. Для запоминания можно применить повторение слова неоднократно в течение занятия самим воспитателем, отдельными детьми, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует запоминанию нужного слова.

6. В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.

7. Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие. (Справа веселый мальчик?)

8. Для словарной работы можно использовать некоторые упражнения или дидактические игры. Это могут быть кратковременные (1–3 минуты) упражнения в подборе слова. При их организации необходимо придерживаться следующих правил:

• Не старайтесь за один раз использовать сразу несколько игр (у ребенка 6–7 лет работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре).

• Используйте для коррекционных игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20–25 минут.

• Не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы.

• Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами. Заинтересуйте его игрой, создайте интригующую ситуацию (сюрпризный момент). Этому способствует и проведение занятий в определенное время (ребенок настраивается на приход взрослого, ждет его).

Приведем описание некоторых игр и упражнений, которые не только охватывают лексическую сторону речи, изученную на диагностическом этапе, но и позволяют решать другие лексические задачи: обогащение словаря детей новыми словами; усвоение детьми новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря в связной речи.

«Сравни пары»

Цель: развивать наблюдательность, расширять и активизировать лексический запас; развивать фразовую речь.

Описание упражнения. Педагог показывает ребенку пару картинок. Предлагает назвать, что изображено на каждой, чем объекты отличаются друг от друга. Перед ответом ребенку дается время для внимательного рассматривания. Главное, на что обращает внимание педагог, — чтобы ребенок при сравнении назвал как можно больше частей однородных объектов. При этом взрослые могут столкнуться с тем, что ребенок видит отличия, но не может сказать, так как не знает их названия. В этом случае ребенку следует предложить сначала показать отличительную часть, а затем назвать ее. В случае необходимости педагог вводит новое слово и производит с ним соответствующую работу.

Работа проводится по каждой паре картинок отдельно. Картинки, которые ребенок не рассматривает, следует закрыть листом бумаги.

Ближе к концу года упражнение можно проводить в усложненном варианте: предлагать детям называть не только чем отличаются предметы, но и чем похожи.

«Скажи наоборот»

Цель: закрепить умение пользоваться словами с противоположным значением (антонимами).

Материал: картинки, каждая из которых представлена двумя изображениями, демонстрирующими противоположные состояния.

Педагог предлагает рассмотреть каждую картинку отдельно и назвать, что изображено и какой это предмет (объект).

Данное упражнение можно провести вместе со взрослыми. В этом случае педагог называет и определяет один (любой) предмет на отдельной картинке, а ребенок — другой. Например, взрослый говорит: «Этот клоун веселый», а ребенок говорит: «А этот клоун грустный».

В качестве возможного варианта упражнения можно предложить ребенку подобрать картинку с изображением объектов, которые подходят к названным взрослым определениям. Например: «Найди картинку, где изображены злой мальчик и добрый».

«Цепочки слов»

Цель: закрепить умение детей правильно употреблять обобщающие понятия (слова-обобщения).

Материал: сюжетные картинки.

Картинки расположены в квадратах. Каждая цепочка включает в себя четыре однородные картинки. Однако в заданиях только три картинки (квадрата) соединены между собой линиями. Четвертую картинку ребенок определяет самостоятельно и присоединяет ее к соответствующей цепочке.

Инструкция педагога: «Рассмотри цепочку из трех картинок. Назови, кто изображен на каждой картинке. Назови этих детей (людей) одним словом. Рассмотри картинки, расположенные на правой стороне листа. Какая из них подходит к (название группы) группе детей? Возьми карандаш и присоедини эту картинку к цепочке».

Лото «Чьи это вещи?»

Цель: закрепить названия личностных качеств человека через определение предметов-помощников.

Материал: сгруппированные картинки с изображением предметов-помощников к следующим личностным качествам: трудолюбивый (веник, лопата, ведро), аккуратный (расческа, носовой платок, бантик), жадный (сундук на большом замке, мешок с узлом), веселый (воздушный шарик, гармошка, колпачок).

Перед началом игры педагог предлагает детям выбрать любую игровую карточку. Если играющих двое-трое, то каждый из них называет, что изображено на его игровой карточке. Педагог перемешивает карточки с надписями качеств, по одной зачитывает их детям и спрашивает: «Чья это картинка?» Ребенок, узнавший ее, берет картинку себе и закрывает пустой квадратик на своей карточке.

«Кто лишний, в чем путаница?»

Цель: активизация словаря, выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходств и различий).

Материал: набор картинок, содержащих изображения четырех людей: три из них похожи по характеру или настроению, а четвертый отличается.

Дети рассматривают картинки, предлагая свои варианты решения. Педагог уточняет правильность выбора с помощью вопросов типа: почему ты догадался, что это…? Почему думаешь, что это именно…? Чем отличаются эти персонажи?

«Угадай, кто…»

Цель: учим детей узнавать людей по стилю речи.

Инструкция педагога: «Я буду произносить фразу соответствующим тоном и с соответствующими жестами, а вы отгадайте, кто это говорит».

Возможен вариант, когда ребенок загадывает такие загадки взрослому.

Примерные реплики:

— Налить вам еще чаю?

— Ты опять не убрал свои игрушки!

— А он меня обидел!

— Это нам не задавали! Это мы не проходили!

Игра «Кубик»

Цель: развитие выразительности движений. Наблюдение за различными эмоциональными состояниями человека. Обогащение словаря названиями эмоциональных состояний человека.

Материал: кубик, на гранях которого изображены эмоции радости, грусти, злости и страха.

1-й вариант. Дети по кругу бросают кубик и называют эмоцию, которая выпадает на верхней грани.

2-й вариант. Дети всей группой изображают эмоцию, которая выпала на верхней грани.

3-й вариант. Дети поочередно рассказывают о ситуациях в их жизни, связанных с этой эмоцией.

4-й вариант. Дети вместе сочиняют небольшой рассказ на тему «выпавшей» эмоции.

Отгадывание и составление
детьми загадок

Цель: учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки; приучать пользоваться образным словарем, находить точные интересные выражения, отыскивать сравнения, уподобления.

Загадка — своеобразное образное описание объекта, его характерных особенностей. Предъявляются загадки двух видов: прямое описание характерных признаков без называния самого предмета и метафорическое описание, сопоставление с другим объектом, чем-то близким загадываемому.

Чтение и анализ забавных историй
(в рассказах и стихах)

Г. Остер. «Мартышка и удав»

— А твоя бабушка какая? — спросила мартышка.

— Она…такая… — сказал удав, выглядывая вдаль, — очень хвостливая.

— Хвастается? — удивилась мартышка.

— Нет! — обиделся удав. — Ничего она не хвастается. Просто у нее хвост очень длинный.

— Как у тебя?

— Длиннее. И от этого она очень хвостливая.

Задание. Скажи, что перепутали герои? Значение каких слов они не знают?

(Стихи и сказки для чтения и анализа с детьми представлены в приложении.)

Написание сказок

Сказкотерапия является самым древним методом. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки их естественно сближает.

Сказки, которые начинаются
с фразеологизма

Стойкие слова и словосочетания, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл. А с другой — стимулирует словесное творчество. Начиная где-то с пяти-шести лет можно знакомить детей с такими фразами, которые часто встречаются в рассказах и сказках, помогать понять их настоящий смысл. И только потом вместе сочинять.

Фразеологизм «Крокодиловы слезы».

Начало сказки: «Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело...»

Фразеологизм «Лакомый кусочек».

Начало сказки: «Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек — шоколадное яйцо с игрушкой внутри».

Сказки, которые начинаются с пословицы

Небольшая по объему, меткая и емкая по содержанию пословица может служить прекрасным вспомогательным материалом для сочинения. Предлагаем вам такие примеры:

Пословица «За двумя зайцами погонишься,
ни одного не поймаешь».

Начало сказки: «Однажды мальчик-охотник увидел сразу двух зайчиков. Они были такие маленькие...»

Пословица «Не все коту масленица».

Начало сказки: «В одном доме жил ленивый-преленивый кот. Дошло до того, что мыши его полюбили. И тогда хозяева попросили его искать другую квартиру...»

Пословица «Без труда не выловишь
и рыбку из пруда».

Начало сказки: «Жили-были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка…»

Пословицы:

Добрый человек в добре проживет век.

На что ни взглянет — все вянет.

На свете не без добрых людей.

Злой человек не проживет в добре век.

Добрый человек добру и учит.

Шила в мешке не утаишь.

Сказки, которые начинаются с мифа

Для овладения этим методом воспользуемся табличкой, в которую заносятся некоторые особенности тех новых предметов, образов (живых и неживых, реальных, и фантастических), которые мы хотели бы придумать. А придумываем мы их путем соединения различных параметров. Допустим, мы хотим изобрести новое настроение, которое будет служить основой для характеристики личностных качеств человека. Мы можем, характеризуя какое-либо качество, сравнить его с каким-нибудь предметом по форме, цвету, запаху. Для этого составим себе в помощь табличку, где по вертикали будут указаны материалы, на которые оно может быть похоже, а по горизонтали — варианты его возможной формы (круглое, ребристое и т.д.). На пересечении избранных параметров и будет найден вариант нового, придуманного нами настроения.

Мы придумали «пластилиновое зигзагообразное настроение», и оно тотчас же переселилось на одного сказочного мальчика... Это и может быть примерное начало сказки.

Инсценировка стихотворений

В решении задач, связанных с воспитанием и развитием дошкольника, особая роль принадлежит театру.

Развитие детей в театрализованной деятельности осуществляется через решение следующих задач:

— пробудить у детей интерес к театрализованной деятельности и желание выступать с коллективом сверстников;

— развивать индивидуальных способностей преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене;

— побуждать детей к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);

— постепенно, с учетом индивидуальных особенностей побуждать согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия в соответствии с логикой развития сюжета.

Так, например, большой интерес у детей вызывает инсценировка стихотворений без длительной подготовки. Для такой работы может подойти короткое стихотворение, которое дети способны выучить на занятии. Например, такое.

М. Карим. «Врунишки»

Участвуют три мальчика и девочка, которые рассказывают друг другу самые невероятные и смешные истории. Сами они хорошо понимают, что это выдумки, и поэтому чем неправдоподобнее их рассказ, тем больше он вызывает веселья.

1-й мальчик.

Я видел, как на солнце
Сидели, свесив лапки,
Три маленьких утенка
И грызли шоколадки.

2-й мальчик.

Подумаешь, вот чудо!
Я видел на Луне,
Как муравьи верблюда
Катали на спине.

Девочка.

А я на небе видела
Три маленьких сосиски,
Из камешков повидло
Они варили в миске.

3-й мальчик.

А я... На тучке беленькой,
Я видел, плыли мышки,
Крича, что вы — бездельники
И страшные врунишки!

Все (вместе).

Нет! Нет! Мы не врунишки!

Берутся за руки и, размахивая ими в такт, повторяют:

Мы — фантазеры! Выдумщики-придумщики!

Творческая тетрадь

Творческая тетрадь собирается по одной странице. Идеями для нее могут служить сюжеты занятий, они так же могут быть предложены детьми. На занятиях можно играть с каждой страничкой: рисовать, раскрашивать, отгадывать загадки, исследовать лабиринты. В результате получается несколько страниц, с каждой из которых можно заниматься не только языком, но и математикой, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и логического мышления, рисованием, конструированием.

Получается книжка-игрушка для детей, а для взрослых — хороший материал для занятий с ними. Творческая тетрадь является одним из основных компонентов занятия, предназначенного для детей старшего дошкольного возраста, делающих первые шаги в мир родного языка. Творческая тетрадь предназначена для того, чтобы: подкрепить материал занятий, облегчая детям усвоение и запоминание новой лексики; создать необходимую мотивацию для самостоятельных занятий ребенка; способствовать формированию, тренировке навыков логического мышления и т.п., тем самым подготавливая ребенка к школе; помочь родителям систематизировать домашние занятия с детьми, сделать их более содержательными и продуктивными.

Каждая страничка обобщает лексико-грамматический материал занятия и создает все условия для того, чтобы ребенок, используя ее как зрительную опору, мог легко восстановить в памяти уже известную ему информацию. Кроме того, у ребенка есть возможность вспоминать новые слова не только во время занятий, но и в промежутке между ними, причем делать это он может и без помощи взрослых, ведь после каждого занятия он уносит с собой подарок — новую страничку для своей «волшебной книжки». Эта страничка принадлежит только ему, ее не надо никому возвращать, ее можно раскрасить, как захочется, с ней можно поиграть, когда захочется. Можно просто разрезать, сделав для себя веселых человечков, с которыми можно будет играть.

Дети с нетерпением ждут каждую новую страницу, зная, что она несет для них сюрпризы, загадки, забавные задания, и с интересом с ней работают. Все задания (раскрась, нарисуй, расскажи) предполагают, что работать с каждой страницей ребенок должен с карандашом в руке. Тем самым создаются отличные условия для развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации. Кроме того, меняющиеся и усложняющиеся от страницы к странице задания охватывают многие направления умственного и эмоционально-волевого развития ребенка.

Содержание и лексика каждой страницы тесно связаны с сюжетом занятия, и при необходимости воспитатель может использовать ее для своеобразного тестирования детей, чтобы определить и ликвидировать пробелы в знаниях. По каждой из страниц взрослый может побеседовать с ребенком.

Тетрадь помогает создать положительную мотивацию к занятиям языком: у воспитателя всегда есть возможность поощрить детей, приготовить им сюрприз, порадовать подарком, ведь новые страницы они получают то в виде «бандероли от Пиноккио», то в огромном «конверте от Незнайки». Непременное условие — воспитатель вместе с детьми должен рассмотреть страницы, с которыми они работали дома.

Кроме методической поддержки и зрительного подкрепления изучаемого материала творческая тетрадь оказывает и чисто практическую помощь. Если под рукой нет необходимых для занятий кукол, сказочных персонажей, то можно воспользоваться рисованными макетами из тетради: нужно лишь раскрасить их, наклеить на картон и приделать «ножку».

Воспитатели могут использовать творческую тетрадь на занятиях по изодеятельности, математике, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Начинать работу с тетрадью можно следующим образом.

Воспитатель. Ребята, когда я пришла в детский сад, то на пороге группы увидела необычный конверт. Посмотрите, кому это письмо может быть адресовано? От кого могло прийти это письмо?

Дети (анализируют рисунок на конверте и высказывают предположения): Рисунок очень красивый и аккуратный, может, он от Мальвины?

Воспитатель. Ребята, действительно это Мальвина прислала нам такое письмо. Не забудьте ее поблагодарить! (Распечатываем письмо, в нем находим листочки с заданиями.) Ребята, посмотрите, какое задание. Ой, а тут еще письмо! Прочитаем: «Дорогие ребята, здравствуйте! Я очень люблю учить детей. Хочу позаниматься и с вами. Буду присылать вам свои задания и ждать отзывов о них. До встречи!»

Ребята, заданий-то, оказывается, будет много! А как мы их будем хранить? У меня появилась идея — давайте все страницы, которые у нас появятся позже, собирать, и тогда у нас получится «волшебная книжка». «Волшебная» — потому что мы будем делать ее сами, собирать по листочку. Вам когда-нибудь приходилось делать самим книжки? И мне — нет. Но ведь стоит только захотеть, и все обязательно получится!

Если вы рассмотрите любую книжку, то увидите, что она состоит из множества отдельных страниц. Их напечатали, раскрасили, собрали, склеили, сшили и поместили в плотную обложку. Давайте и мы с вами попробуем смастерить своими руками «волшебные книжки». Они будут «волшебными» еще и потому, что помогут нам с вами играть, запоминать новые слова, отгадывать загадки.

Собирайте все листочки, которые будут дарить вам наши друзья, раскрашивайте их, делайте красивыми, и у вас получатся замечательные «волшебные книжки»! А дома они помогут рассказать мамам и папам, бабушкам и дедушкам о том, как вы играли в детском саду, что нового узнали.

В арсенале дошкольных учреждений немало интересных и полезных игр и приемов для формирования лексического строя речи детей. Мы привели лишь часть из них.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие
«Рассматриваем себя в зеркале»

Цель: подвести детей к пониманию того, что внешность каждого человека уникальна; формировать умение передавать в рисунке особенности своей внешности.

Материал: маленькое зеркальце для каждого ребенка, цветные фломастеры, карандаши, восковые мелки, чистый лист белой бумаги, бумажные заготовки, мольберты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Дети, сегодня я просила принести на занятие зеркало. Что можно увидеть в зеркале? Для чего мы смотримся в зеркало? (Чтобы причесаться, посмотреть, чистые ли у нас губы после еды, поправить одежду.) Правильно. Но еще видеть то, чего мы часто не замечаем. Не хотите ли и вы это увидеть? (Ответы детей.) Тогда поднесите к своему лицу зеркало. Посмотрите внимательно – что вы видите в нем? Кто хочет первым рассказать, что он видит?

Дети смотрят на свое отражение и рассказывают. Если они испытывают затруднения, воспитатель дает образец рассказа-описания о себе, задавая вопросы: «Что ты можешь сказать о своих волосах (цвет, длина, прическа); о своем лице (форма, цвет)? Какие у тебя глаза, ресницы, брови?

Воспитатель. Что еще вы замечаете в... (Называет ребенка, который описывал себя.) Чем он внешне отличается от других? (Выслушав ответы, предлагает выйти к зеркалу еще одному ребенку.) Чем они отличаются друг от друга? (Дети называют отличия.) Вы все сказали правильно. А теперь попробуйте угадать, о ком расскажу я.

Игра «Узнай по описанию»

Воспитатель (дает словесный портрет ребенка, не называя его имени). У этого ребенка темные длинные волосы, заплетенные в косичку. Он кареглазый, круглолицый, такого же роста, как и … (называет имя другого ребенка). Это очень добрый и веселый ребенок, он всегда делится игрушками. Кто это? (Дети называют имя ребенка.) Молодцы! Вы хорошо знаете друг друга. Вы подметили, что все мы разные? Отличаемся друг от друга длиной и цветом волос, формой лица, цветом глаз, ростом, носим разную одежду. Давайте нарисуем себя, а потом сделаем выставку портретов «Вот мы какие!». Возьмите с собой зеркала, они вам помогут.

Дети располагаются в разных местах группы. Рисуют. Воспитатель подходит к каждому ребенку, задает вопросы. Предлагает еще раз рассмотреть себя в зеркале. По окончании работы делают выставку рисунков..

Воспитатель. У вас хорошее настроение, поэтому портреты получились радостные. Давайте попробуем угадать, где чей портрет. Кто это? (Ответы детей.) Как можно догадаться, что это именно он?

Нарисуйте с обратной стороны своего листа лесенку. Если вы смогли точно нарисовать себя, отметили все отличительные черты, нарисуйте точку на верхней ступеньке лесенки. Если вы в рисунке отразили не все черты, то поставьте точку ближе к середине лесенки. Если у вас не получилось нарисовать себя, не похожего ни на кого, поставьте точку на нижней ступеньке. Значит, вам предстоит еще познакомиться с собой.

Домашнее задание. Рассказать родителям о сегодняшнем занятии. Предложить им нарисовать своего ребенка. (Работа на страничке 1 Творческой тетради.)

СТРАНИЧКА 1
Творческой тетради

Уважаемые мамы и папы! Цель подобных заданий — расширение словарного запаса ребенка в области описания человеческих чувств, привлечение его внимания к различным душевным состояниям окружающих людей. От того, насколько чутко человек реагирует на состояние других, во многом зависит успешность его общения и будущей жизни.

Задание:

Что могут «рассказать» нам глаза? ___________________
__________________________________________________
Уши? _____________________________________________
Нос? _____________________________________________
Рот? ______________________________________________
Ладонь? __________________________________________

Глаза, рот, нос, уши, кожа на ладошке — это ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

Обычно они что-то говорят человеку, причем сразу все вместе. Поэтому все ощущения перемешиваются, как в винегрете. Этот «винегрет» человеку может нравиться или не нравиться. Отношение к нему называют НАСТРОЕНИЕМ.

Каждое настроение по-своему обязательно отражается на внешнем облике человека, особенно на его лице. И, что еще важнее, влияет на его поведение.

Представь себя на месте девочки, изображенной на рисунке. Какое настроение будет у тебя в этой ситуации? Почему? Что ты можешь сказать о характере мальчика?

Стихи и сказки, используемые на занятиях

Мышки

Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.

Зайчики

Жили-были зайчики на лесной опушке,
Жили-были зайчики в беленькой избушке.
Мыли свои ушки, мыли свои лапочки.
Наряжались зайчики, надевали тапочки

Задание. Скажи, какие по характеру мышки и зайчики?

По кругу

Подарили Пете
Книжку о ракете.
Прочитал Петя —
Подарил Свете,
Света — Мане,
Маня — Тане,
Таня
Подарила Ване…
Совершила книжка круг
И сказала:
«Здравствуй, друг!»

Добрые слова

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота
Кузнецу, ткачу, врачу,
Всем идущим на работу
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.

В. Кудлачев. «Солнечные зайчики»

Солнечные зайчики
Прыг, прыг, скок.
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок.
По двору, по улице
Прыг, прыг, скок.
По весенней лужице
Прыг, прыг, скок.

В. Левин. «Несостоявшееся знакомство»

Билли и Долл
Полезли на стол –
Знакомиться с новым котом.
Первым был Билл.
Он шишку набил.
А Долли свалилась потом.

Л. Миронова. «Внучка»

В луже солнышко помылось —
И совсем не «загрязнилось»,
Искупалась в луже я —
Испугалась вся семья!

Е. Авдиенко

Утром дед спросил у внучки:
— Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
— Я не белоручка!

***

— Встретил Витю я, соседа… —
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но представьте — зря от Вити
Ждал я слова… (дети говорят: «извините»)
А слово-то какое — очень дорогое!

С. Маршак

Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо», — говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу — не берите!

Вежливы ли эти дети?

М. Бородицкая. «Убежало молоко»

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице
Скатилось,
Вдоль по улице
Пустилось,
Через площадь
Потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой
Проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило двух котят,
Разогрелось — и назад:
Вдоль по улице
Летело,
Вверх по лестнице
Пыхтело,
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
— Закипело?
Закипело!

Я. Бжехва. «Муха-чистюха»

Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном
Варенье.
В понедельник –
В вишневой наливке.
Во вторник –
В томатной подливке.
В среду —
В лимонном желе.
В четверг —
В киселе и смоле.
В пятницу —
В простокваше,
В компоте
И в манной каше…
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
— Я больше не в силах!
Ужасно-жужжасно устала,
Но, кажется,
Чище
Не стала.

Какой характер у мухи?

***

Тоненькая, нежная березка
Поднялась над берегом реки.
Ниточки-сережки — словно слезки,
Пальцы-веточки так гибки и хрупки.

На какого по характеру человека похожа березка?

Э. Мошковская. «Прогульщик»

Шел Прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел.
Захотел Прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов…
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов.
И гулял киномеханик —
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно…
И обиделся Прогульщик!
И Прогульщик не смолчал!
И прогульщикам Прогульщик
«Вы — прогульщики!» — кричал.

* * *

Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.

* * *

Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
— Отыскалась твоя сережка!

Назови имена детей и расскажи об их характерах.

Сказка «Как лиса училась летать»

Встретился с лисицей журавль:

— Что, лисица, умеешь ли летать?

— Нет, не умею.

— Садись на меня, научу.

Села лисица на журавля. Унес ее журавль высоко-высоко.

— Что, лисица, видишь ли землю?

— Едва вижу: с овчину земля кажется!

Журавль ее и стряхнул с себя. Лисица упала на мягкое место, на сенную кучу.

Журавль подлетел:

— Ну как, умеешь, лисица, летать?

— Летать-то умею — садиться тяжело!

— Садись опять на меня, научу.

Села лиса на журавля. Выше прежнего унес он ее и стряхнул с себя.

Упала лисица на болото — еле оттуда выбралась.

Так лисица и не научилась летать.

TopList