Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2008
О самореализации личности


РЕПОРТАЖ

О самореализации личности

По материалам Всероссийской
научно-практической конференции

Почему одни люди всегда жалуются на свое начальство и работу, на свою зарплату и здоровье, на семью и соседей и при этом ничего не хотят менять, боясь взять на себя ответственность за принятие решений, за реализацию своих способностей и потенциалов?

Почему другие люди, невзирая на нестабильность и незащищенность, стремятся реализовать себя, готовы работать сверхурочно, во многом себе отказывать, чтобы достичь своей цели? Может быть, это разные люди? Или это люди, находящиеся в разных жизненных ситуациях? Они сами выбирают себе такие условия или им повезло оказаться в нужном месте в нужное время? Может быть, их по-разному воспитывали? Может быть, у них разная наследственность?

Однозначно только то, что вторые счастливее первых.

Тогда какие же условия нужны для того, чтобы человек реализовал себя? Что в личности отвечает за ее самореализацию? Как еще в детском возрасте «запустить» в личности процесс самореализации?

Ответы на эти вопросы пытались найти участники Всероссийской конференции «Самореализация личности в современных социокультурых условиях», которая прошла в Тольяттинском государственном университете 24–25 октября 2007 года.

Организаторами конференции стали кафедра психологии личности Тольяттинского госуниверситета, Российское психологическое общество, Российский университет дружбы народов, Психологический институт РАО. Конференция прошла при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. В ней приняли участие более 200 человек из 25 городов России и Белоруссии, доктора и кандидаты наук, практикующие психологи, преподаватели и студенты.

В рамках конференции проведена работа трех секций: «Современные проблемы развития личности», «Профессиональная самореализация личности» и «Возрастные аспекты самореализации личности».

Личностный аспект —
системный подход

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. С тех пор было сформулировано множество определений понятия, но в последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. Определим интересующее нас понятие как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В такой трактовке близкими по содержанию являются понятия «самореализация», «самоопределение», «самоактуализация», «самоосуществление»…

Доктор психологических наук А.И. Крупнов, профессор кафедры дифференциальной и социальной психологии РУДН (Москва) предложил целостно-функциональный подход к исследованию самореализации личности. «Человеком рождаются, личностью становятся, — начал он свое выступление. — Прежде всего необходимо определить, какова структура личности, чтобы знать, через что личность может реализовать себя. Во-вторых, необходимо описать свойства личности как многообразие проявлений и способов реализации личностью себя. И, в-третьих, мы должны определиться с тем, как понимать свойство личности, как его можно развивать. Ведь нельзя реализовать себя, не зная свой потенциал».

Таким образом, анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности необходимо в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик.

Доктор психологических наук С.И. Кудинов, заведующий кафедрой психологии личности ТГУ, отметил, что при огромном многообразии теоретических подходов к пониманию самореализации в науке до сих пор не существует не только теории, объясняющей ее, но и общепринятого подхода к определению этого понятия. В исследовании самореализации личности превалируют аналитические стратегии, где рассматривается какая-либо одна психологическая позиция, раскрывающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и пр. Более того, при рассмотрении самореализации авторы не фиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют однозначно условия и факторы ее оптимизации.

В качестве выхода из ситуации С.И. Кудинов предложил полисистемную модель исследования самореализации личности. В основе данной модели представлен системный подход. Предлагается рассмотрение самореализации в аспекте условий, форм и видов. В числе условий, способствующих самореализации, необходимо рассмотреть психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные.

Форма может быть внешней — направленной на самовыражение индивида в различных сферах (профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности) или внутренней, которая обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

В числе видов самореализации были названы деятельностная (самовыражение в различных видах деятельности, в т.ч. профессиональной), социальная (связана с общественно-полезной активностью) и личностная (способствует духовному росту и развитию личностного потенциала). Предложенный подход позволяет не только представить самореализацию как психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи.

Профессиональный аспект —
поиск себя в профессии

Участники, обсуждавшие проблемы профессиональной самореализации личности, говорили о том, что развитие личности в трудоспособном возрасте происходит в трудовой деятельности, которая занимает значительную часть жизни взрослого человека. Профессионализация подразумевает не только адекватное функционирование в рамках определенных требований к деятельности, не только постоянное самосовершенствование в данной профессии, но одновременно и потребность в личностном развитии и самореализации.

В этой связи следует отметить два аспекта проблемы. С одной стороны, для актуализации и реализации высших потенциалов личности необходимы «хорошие условия». Такие условия работодатель может создать через организацию трудовой деятельности и обеспечение возможности успешной реализации профессиональных планов работника. Стоит отметить, что выраженность мотива самореализации связана с удовлетворенностью трудом в целом и п таким параметрам, как удовлетворенность видом трудовой деятельности, организацией труда, санитарно-гигиеническими условиями, размером заработной платы, отношением администрации к труду, отдыху и быту работников, взаимоотношениями с коллегами (по исследованиям В.В. Пантелеевой, Е.О. Тамм,
Ю.И. Рамаевой самореализации в условиях детских дошкольных учреждений и коммерческих структур).

При этом наличие или отсутствие внешних условий для профессионального роста и самореализации не играет ведущей роли. Многие люди вовсе не ищут таких условий, могут всю жизнь проработать в должности, которая не требует самореализации, — маленькая, но стабильная зарплата, понятные инструкции, привычный уклад, отсутствие необходимости принимать решения и отвечать за свою инициативу. Вышестоящие уровни мотивационной структуры личности (потребность в самореализации и самоактуализации, потребность в признании и уважении) задействованы у них в незначительной степени, а актуальными являются потребность находиться в стабильном защищенном состоянии и потребность в общении и причастности к группе.

Этот факт отчасти объясняется тем, что одним из основных препятствий для самоактуализации является сильное негативное влияние, оказываемое потребностью в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и стремление к поиску безопасности и защиты. Реализация же потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту.

Есть другая категория работников, которые стремятся к реализации себя, к росту. Они находят возможность построения своей карьеры, к примеру, в коммерческих структурах, не всегда дающих необходимый уровень защищенности и не всегда удовлетворяющих потребность в уважении и признании. Но именно в них стремление к профессиональной самореализации, к достижениям, готовность к риску и сверхнормативной активности не являются редкостью. Таким образом, очевидна важность детерминации процесса самореализации еще и внутренней потребностью самой личности.

Природу самореализации можно пытаться изучить через рассмотрение понятия «профессиональное самоопределение». Именно в аспекте профессионального становления проблема самореализации личности в профессиональной деятельности представляется нам наиболее разработанной. Определение человеком своего места в мире профессий, осознанный выбор профессии и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности и всей жизнедеятельности в целом отражается в понятии «профессиональное самоопределение» (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.). Таким образом, профессиональное самоопределение является важной характеристикой личностной зрелости и потребности личности в самореализации и самоактуализации.

Самоопределение личности в профессии — процесс не одномоментный и неравномерный. Для него характерны переходы от одной стадии развития к другой, связанные с изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новообразований. Эти изменения могут сопровождаться значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания, поиском новых способов поведения. Такие явления получили название нормативных профессиональных кризисов. По нашему мнению, в наибольшей степени мотивация к самореализации проявляется в поведении человека именно в момент кризиса.

Различают деструктивный, стагнирующий и конструктивный выходы из кризиса. Два первых предполагают уход от решения проблем, стереотипное поведение, неспособность принимать ответственность, приспособление к обстоятельствам и даже такой крайний выход из кризиса, как уход из профессии, депрессия, алкоголизм, агрессия, суицид. Конструктивное преодоление кризиса требует от личности рефлексии, подведения итогов, сверхнормативной активности, поступка, поиска новых возможностей самоосуществления и свидетельствует о зрелости личности. С чем, как не со стремлением к самореализации, мы имеем дело в этом случае?

В этой связи представляется возможным использовать опыт специалистов по профессиональному психологическому консультированию в решении проблем преодоления кризисов профессионального развития для того, чтобы разрабатывать методы психологического сопровождения самореализации личности.

В арсенал методов стимулирования самореализации личности можно включить повышение социально-психологической компетентности с помощью семинаров по психологии, оказание помощи в самопознании на основе применения методов психодиагностики, стимулирование профессионального роста, коррекцию самооценки и психологическую помощь в адаптации, проведение аттестаций работников, консультирование по вопросам построения карьеры (освоения смежных и дополнительных специальностей, новых технологий и пр.), формирование навыков самоорганизации и саморегуляции, использование методов психолого-педагогической коррекции, направленной на гармонизацию личности и преодоление барьеров личностного развития.

Возрастной аспект —
путь становления возможностей

Причиной того, что так мало людей готовы реализовать себя (и благодаря этому быть счастливыми в жизни), возможно, является то, что в детстве, в подростковом возрасте, в юности эти люди не прошли нужный этап развития. «Весь путь, который проходит личность в период своего становления, с самого детства — это путь становления возможностей для самореализации зрелой личности», — считает кандидат психологических наук Э.Ф. Николаева, профессор кафедры психологии личности ТГУ.

Во многих психологических теориях особое место уделяется раскрытию форм проявления самости человека: самопознание, самопонимание, саморегуляция, самоосуществление, самоутверждение, самоопределение, самоидентификация, самовоспитание, самооценка, самоактуализация, самореализация. Все эти явления появляются в личностном пространстве не одновременно, а строго последовательно и подчиняются возрастным законам развития.

По всей видимости, изучая самореализацию, мы должны принять во внимание два ключевых понятия — «развитие» и «формирование». Это предполагает поиск и формирование того, что подготавливает личность к будущей самореализации в ходе естественного процесса ее развития. Э.Ф. Николаева считает, что проблему самореализации личности необходимо рассматривать с позиции возрастного подхода.

Рассматривая путь личности к самореализации, необходимо проследить те новые потребности и потенциальные возможности возраста, которые сами реализуются в различных видах деятельности и тем самым подготавливают личностный потенциал для перехода к другому возрастному периоду и для возникновения следующих потребностей и их реализации.

Особое место в развитии личности, становления субъектности занимает подростковый возраст, для которого актуальными являются процессы самоутверждения и самовыражения. Здесь особо следует отметить важное значение поиска новых форм социально значимой деятельности, которая создала бы условия для самоутверждения подростков. Юношеский возраст — это период самоопределения и саморазвития. Главные новообразования — это саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению и сознательному построению собственной жизни. Именно с этого возраста начинает развиваться способность и возможность самореализовываться в социально значимой деятельности.

Следует отметить, что в любом возрасте самое опасное и губительное для будущей самореализации ребенка — когда взрослые не хотят замечать тенденцию к самостоятельности и творчеству, сдерживая проявления взрослости, предпочитая привычные, зачастую авторитарные методы воспитания.

Что в итоге

Второй день конференции начался с работы мастер-классов, которые провели практические психологи и преподаватели ТГУ, продемонстрировав различные техники оптимизации процесса самореализации личности.

Завершал конференцию круглый стол «Самореализация личности в современной России», на котором были подведены итоги работы, обсуждены методологические проблемы исследования самореализации, социально-психологические и экономические условия, обеспечивающие самореализацию, обсуждались спорные вопросы и жизненные ситуации, иллюстрирующие сложность понимания явления самореализации.

Участники круглого стола выразили желание продолжить профессиональное общение и взаимодействие после окончания конференции — ведь многие из них, работая в Тольятти и других городах, встретились и нашли единомышленников именно здесь, в стенах ТГУ, благодаря конференции. Прозвучали предложения вынести обсуждение проблемы самореализации за рамки профессионального общения психологов, создав Лабораторию самореализации личности, которая объединит как исследователей, так и практиков — педагогов, психологов, управленцев, станет инициатором проведения семинаров, тренингов, круглых столов и публикаций. В этой работе должны участвовать и те, кто с детства закладывает в личности ребенка ресурс, необходимый для будущей самореализации, а это значит — успешности личности, и те, от кого зависит создание условий для реализации личности в обучении и в профессии.

Закончить хочется притчей, рассказанной профессором Е.И. Тихомировой, доктором педагогических наук, заведующей лабораторией субъектной самореализации Самарского госпедуниверситета: «Четыре мудрые лягушки сидели на бревне и решили прыгнуть в воду, чтобы не сохнуть на солнце. Вопрос: сколько лягушек осталось на бревне?»

В ответе, который даст каждый прочитавший эту статью, отразится его установка на самореализацию. В оригинале осталось четыре лягушки, потому что они только решили, но не прыгнули. Будем надеяться, что решения конференции не останутся просто решениями, а эффективно реализуются.

Валерия ПАНТЕЛЕЕВА,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии личности ТГУ,
г. Тольятти,
Ульяновская область

TopList