«Учитель-экспериментатор — это…»
Психологическое занятие
с элементами тренинга для учителей
Цель: определить, какими качествами
должен обладать учитель, работающий в условиях
эксперимента.
Задачи:
— создание благоприятных условий для работы
группы;
— углубление процесса самопознания.
Участники: 12–15 педагогов, два
психолога.
Оборудование: школьный колокольчик,
магнитофон, аудиокассета с записью шума моря,
маркеры, раздаточный материал для групп, буклеты
с рекомендациями по снятию стрессового
напряжения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Приветствие.
Упражнение «Приветствие по кругу»
Ведущий (предлагает закрыть глаза). Сейчас
я дотронусь до того, кто сидит слева от меня. Он
примет мое приветствие и с закрытыми глазами
точно таким же образом дотронется до своего
соседа, передавая привет ему, и так далее, пока
мое приветствие опять ко мне не вернется, только
уже с другой стороны.
Выбор имени
Ведущий предлагает участникам подойти к
столу, написать свое имя и закрепить его у себя на
одежде. Участники подходят к столу и пишут свои
имена.
Знакомство
Ведущий. Для того чтобы нам
познакомиться поближе, я предлагаю вам вытянуть
карточку и закончить написанное на ней
предложение.
Предложения на карточках
Я доверяю людям, которые…
Самая большая радость для меня — это…
Я люблю, когда…
Мне радостно, когда…
Я горжусь тем, что…
Моя сильная сторона в профессиональной
деятельности…
Думаю, что самое важное для меня…
Мне особенно приятно…
Человек, которому я могу доверять…
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие
меня…
Мои друзья…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я ценю в людях…
Я чувствую себя уверенно, когда…
Человек считается успешным, если…
Ознакомление с темой тренинга, его целью
Ведущий. Тема нашего занятия:
«Учитель-экспериментатор — это…». Цель занятия:
определить, какими качествами должен обладать
учитель, работающий в условиях эксперимента. Для
работы в группе нам необходимо принять правила.
Правила группы
1. Общение по принципу «здесь и теперь». Следует
говорить о том, что волнует участников именно
сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в
группе.
2. Все активны.
3. Взаимная вежливость.
4. Безоценочность суждений.
5. Искренность.
6. Доверительный стиль общения.
Игра «Атомы»
Ведущий. Сейчас мы с вами немного
поиграем. Игра называется «Атомы». Представим
себе, что все мы — атомы. Атомы все время хаотично
движутся и время от времени объединяются в
молекулы. Число атомов в молекуле может быть
разным, оно будет определяться тем, какое число я
назову. И тогда атомы должны объединиться в
молекулы.
Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя
участниками показывает, как выглядит молекула:
они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг
друга руками).
II. Основная часть
Участники занимают места за столами.
Задание «Каким должен быть
учитель-экспериментатор?»
Ведущий. Вам предлагаются варианты
качеств, которыми должен обладать
учитель-экспериментатор. Выберите три наиболее
важных для вашей группы качества и расположите
их по степени значимости. На обсуждение вам
отводится три минуты, сигналом к окончанию
обсуждения будет звонок школьного колокольчика.
Варианты качеств
Коммуникабельность, готовность к диалогу,
гуманность, самоконтроль поведения, оптимизм,
уверенность в себе, эмпатийность, толерантность,
стремление к самосовершенствованию,
искренность, эрудиция, креативность.
По окончании обсуждения представители команд
выходят к доске и вывешивают качества,
аргументируя свою точку зрения.
Решение проблем
Участникам предлагаются три варианта
проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в
ходе эксперимента. На решение проблемы отводится
три минуты, после этого — обсуждение.
Возможные варианты проблемных
ситуаций
1. Во время проведения эксперимента возникают
различные проблемы. Одна из таких проблем на
начальном этапе эксперимента — овладение
навыками работы на персональном компьютере.
Представьте себе, что вам более 35 лет и у вас
возникли затруднения в освоении компьютерной
грамотности. Ваши действия в сложившейся
ситуации?
2. В условиях современной школы учитель
испытывает большие психологические нагрузки. По
данным социологических исследований, профессия
учителя в ряду стрессогенных находится на 5-м
месте после профессий журналиста, сотрудника
МЧС, космонавта, врача-хирурга. Как сберечь
здоровье учителя в сложных условиях?
3. Ученики проводят большую часть дня в своих
учебных кабинетах или в довольно маленьких
холлах. Это создает дополнительную
эмоциональную и физическую нагрузку. Что может
сделать учитель, чтобы снизить утомляемость
учеников?
Обсуждение.
Советы по снятию
эмоционального напряжения
Ведущий. Современный учитель
обязательно должен владеть навыками снятия
стрессового напряжения, которое неизбежно
возникает в процессе работы. Это необходимо для
сохранения здоровья не только учителя, но и
учеников. Существуют разные способы снятия
стресса.
Участникам предлагается в течение пяти минут
обсудить и предложить свои варианты выхода из
стрессовых ситуаций.
Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю»
Данная медитативная техника направлена на
расслабление и снятие напряжения; выполняется
под музыку.
Ведущий. Примите удобную позу,
закройте глаза, дышите глубоко и свободно,
расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело
тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по
мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой
скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и
солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее
вдаль и сливающееся с горизонтом.
Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами,
набегающими на берег, вдыхая свежий соленый
воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все
неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа
наполняется спокойствием и умиротворением. Вы
спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком
бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот
вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают
ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете
руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и
легкий приятный ветерок ласково прикасаются к
вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает
вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и
улыбка счастья. Ваше тело становится легким и
гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку,
веселиться — бегать, прыгать, брызгаться,
смеяться. Позвольте себе эти несколько минут
быть самим собой и делать все, что хочется.
Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и
смотрите на этот мирный, прекрасный уголок,
который подарил вам отдых и счастье. Это ваше
место, и вы всегда можете сюда вернуться, если
будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой
ключ к этому месту — какой-нибудь жест — и
запомните его. Теперь вы всегда, в любой
ситуации можете получить поддержку. Не спеша
попрощайтесь с этим местом. Пришло время
возвращаться в реальность. Медленно откройте
глаза. Мы снова в комнате.
Игра «Как вы проводите свободное время?»
Участникам предлагаются варианты заданий.
Задача: показать при помощи жестов и мимики
(невербально) ту ситуацию, которая представлена
на карточке. Задача других участников — угадать
ситуацию.
Варианты заданий: 1) путевка на море; 2)
посещение парикмахерской; 3) вечер в ресторане.
Упражнение «Дружественная ладошка»
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий. Обведите контур своей ладони
и напишите на ней свое имя. Затем
передайте листок с контуром ладошки вашим
коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои
пожелания или комплимент на одном из пальцев
ладошки.
По окончании работы участники забирают себе на
память дружественные ладошки с пожеланиями.
III. Завершение
Рефлексия
Участники заполняют анкету:
1. Больше всего мне понравилось (не
понравилось)…
2. Самым полезным для меня было…
3. Во время занятия я понял(а)…
4. Актуальным на занятии для меня было…
Подведение итогов
Ведущий. По окончании нашего занятия мы можем
утверждать, что учитель-экспериментатор — это…
(далее приводятся выводы, к которым пришли группы
во время занятия):
— личность с развитыми качествами
(перечислить качества);
— учитель-экспериментатор способен решить
возникающие на его пути проблемы, учитывая не
только свои интересы, но интересы школьника;
— это человек, владеющий навыками
саморегуляции: может продуктивно работать и
находить время для отдыха...
Н.БАБАЯНЦ,
педагог-психолог
Возжаевской МСОШ № 1
Г. САВЕЛЬЕВА,
педагог-психолог
Возжаевской МСОШ № 2,
Амурская область
ЛИТЕРАТУРА
Практикум по психологическим играм с детьми и
подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова
Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под
общей ред. Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2006.
(Серия «Практикум по психологии»).
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с
подростками. — СПб.: Питер, 2006. (Серия
«Эффективный тренинг»). |