Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2008
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Игровые методы коррекции трудностей
обучения в школе

Под ред. Ж.М. Глозман
М.: В. Секачев, 2006

Меняются программы и продолжительность обучения в начальной школе, характер и содержание подготовки дошкольников к школьному обучению, остается неизменным, пожалуй, лишь одно — сама начальная школа как тот фундамент образования, на котором строится все дальнейшее овладение азами наук. Педагоги и психологи, с одной стороны, и родители, с другой, серьезно озабочены тем фактом, что не всем детям удается успешно пройти первый этап школьной жизни.

По мнению специалистов (об этом же написано в книге, о которой идет речь), число школьников, оказавшихся не в состоянии усвоить программу начальной школы, из года в год не уменьшается. В данном случае речь идет о детях, которые, несмотря на отсутствие клинических диагнозов, имеют выраженные трудности обучения и нарушения поведения в школе. Причем, как специально подчеркивают авторы, массовая школа не может обеспечить организацию коррекционно-развивающего обучения таких детей. Для них создаются специальные психологические центры, в которых осуществляется комплексная диагностика с последующей коррекцией. Опыт работы сотрудников психологических центров, руководимых Ж.М. Глозман, представлен в данном методическом пособии.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми достаточно разнообразны по своему содержанию, но при этом, как правило, одинаковы по форме проведения — в большинстве случаев они напоминают обычные школьные уроки. Авторы пособия, опираясь на положение о решающем влиянии игры на психическое развитие ребенка, обращаются к игровым формам коррекции школьных трудностей. В этой связи хочется обратить внимание читателей на первую главу книги, в которой представлены накопленные психологической наукой данные о психологических особенностях игры. Не исключено, что кому-то эти сведения покажутся хорошо знакомыми, что не умаляет их важности для понимания дальнейшего содержания книги.

Вторая глава — основная и по своей тематике, и по объему — содержит данные об игровых методах коррекции школьных трудностей. Существенное место авторы отводят описанию работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Эта типичная для начальной школы проблема нуждается в особом внимании, так как такие явления, как бедность словаря, большое количество ошибок на письме, замедленное чтение, не только выступают причиной трудностей обучения в начальной школе, но и тормозят успешное овладение программой средней школы. В этой же главе рассказывается об игровых методах развития памяти и математических навыков.

Авторы знакомят читателя также с конкретными групповыми играми, направленными на снятие эмоционального напряжения и овладение способами саморегуляции. Следует отметить, что эти занятия могут проводиться школьным психологом или педагогом со всеми детьми, а не только с имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы.

В заключение необходимо подчеркнуть, что игровые методы коррекции школьных трудностей выступают лишь одним из возможных направлений коррекционной работы, не исключающим и другие формы воздействия.

Марина СТЕПАНОВА

TopList