Игры в тигры
Сборник игр с агрессивными детьми и
подростками
|
Н.А. Сакович
СПб.: Речь, 2007
|
Когда практических
психологов спрашивают: «С какой категорией детей
работать труднее всего?» – то чаще всего,
пожалуй, можно услышать ответ: «Конечно, с
агрессивными. Особенно с подростками».
С ними действительно трудно. Порой опускаются
руки и не знаешь, что делать. Существует много
хороших книг, в которых рассказывается о
причинах агрессивности, ее динамике,
особенностях агрессивных детей. Но в них обычно
невозможно отыскать конкретные методы и приемы
работы с такими детьми.
Появилась книга, в которой есть то, над чем
ломает голову множество психологов и что им так
необходимо: система игр с агрессивными детьми и
подростками. Постоянный автор нашей газеты,
известный белорусский психолог, сказкотерапевт
Наталья Сакович выпустила книгу, которую можно
смело рекомендовать всем, кому приходится
работать с детьми, проявляющими агрессивность.
Теоретического материала здесь немного.
Вероятно, это правильно: рассуждений об
агрессивности можно обнаружить в избытке и в
других источниках. Зато есть множество
интереснейших игр самого разного содержания:
игры с использованием изобразительных
материалов, игры с проволокой, шарами, продуктами
питания, с одноразовой посудой и пластиковыми
бутылками, с карточками, глиной и соленым тестом,
с фотографиями… Поистине у креативного
психолога, не обладающего изобилием
материальных ресурсов (а таких, видимо, не только
в Белоруссии, но и в России немало), все пойдет в
дело! Описаны в книге и некоторые большие
психологические игры – «Кто есть кто в
Камелоте», «Карнавал в Венеции» и другие.
Приятно, что читатели «Школьного психолога»
могли познакомиться с некоторыми из процедур еще
до выхода книги на страницах нашего издания. В
небольшой по объему книжке нашлось место и
целому ряду весьма полезных приложений: помимо
диагностического минимума, включающего четыре
методики, здесь имеются авторские «добрые» и
«недобрые» сказочные зачины, весьма полезные в
работе с агрессивными детьми, карты Проппа и
несколько чудесных психотерапевтических сказок,
опять-таки «добрых» и «недобрых».
Такую книжку мог написать только человек, сам
постоянно и эффективно работающий с детьми и
подростками (к сожалению, не все, кто умеет хорошо
работать, умеет ясно, четко и доступно описывать
свой опыт). На каждой странице встречаешься с
россыпью эвристичных идей, порождающих желание
тут же попробовать применить предложенные игры
или даже придумать собственные неординарные
ходы в качестве продолжения или модификации
игровой процедуры.
Чего в этой книге нет, так это подсказок и
советов, как именно все это реализовать. То, что
удается мастеру, не всегда удается недостаточно
подготовленному человеку. С агрессивными
подростками надо еще и уметь общаться так, чтобы
они захотели нас услышать и включиться в игру.
Такое умение, наверное, невозможно передать
только через книжные страницы. Здесь читателю
придется опираться на собственные личностные
ресурсы. А психологический инструмент для очень
непростой работы с агрессивными детьми и
подростками эта книга предлагает весьма
качественный, отточенный и эффективный.
Игорь ВАЧКОВ
|