Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2008
Игры в тигры


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Игры в тигры

Сборник игр с агрессивными детьми и подростками

Н.А. Сакович
СПб.: Речь, 2007

Когда практических психологов спрашивают: «С какой категорией детей работать труднее всего?» – то чаще всего, пожалуй, можно услышать ответ: «Конечно, с агрессивными. Особенно с подростками».

С ними действительно трудно. Порой опускаются руки и не знаешь, что делать. Существует много хороших книг, в которых рассказывается о причинах агрессивности, ее динамике, особенностях агрессивных детей. Но в них обычно невозможно отыскать конкретные методы и приемы работы с такими детьми.

Появилась книга, в которой есть то, над чем ломает голову множество психологов и что им так необходимо: система игр с агрессивными детьми и подростками. Постоянный автор нашей газеты, известный белорусский психолог, сказкотерапевт Наталья Сакович выпустила книгу, которую можно смело рекомендовать всем, кому приходится работать с детьми, проявляющими агрессивность.

Теоретического материала здесь немного. Вероятно, это правильно: рассуждений об агрессивности можно обнаружить в избытке и в других источниках. Зато есть множество интереснейших игр самого разного содержания: игры с использованием изобразительных материалов, игры с проволокой, шарами, продуктами питания, с одноразовой посудой и пластиковыми бутылками, с карточками, глиной и соленым тестом, с фотографиями… Поистине у креативного психолога, не обладающего изобилием материальных ресурсов (а таких, видимо, не только в Белоруссии, но и в России немало), все пойдет в дело! Описаны в книге и некоторые большие психологические игры – «Кто есть кто в Камелоте», «Карнавал в Венеции» и другие.

Приятно, что читатели «Школьного психолога» могли познакомиться с некоторыми из процедур еще до выхода книги на страницах нашего издания. В небольшой по объему книжке нашлось место и целому ряду весьма полезных приложений: помимо диагностического минимума, включающего четыре методики, здесь имеются авторские «добрые» и «недобрые» сказочные зачины, весьма полезные в работе с агрессивными детьми, карты Проппа и несколько чудесных психотерапевтических сказок, опять-таки «добрых» и «недобрых».

Такую книжку мог написать только человек, сам постоянно и эффективно работающий с детьми и подростками (к сожалению, не все, кто умеет хорошо работать, умеет ясно, четко и доступно описывать свой опыт). На каждой странице встречаешься с россыпью эвристичных идей, порождающих желание тут же попробовать применить предложенные игры или даже придумать собственные неординарные ходы в качестве продолжения или модификации игровой процедуры.

Чего в этой книге нет, так это подсказок и советов, как именно все это реализовать. То, что удается мастеру, не всегда удается недостаточно подготовленному человеку. С агрессивными подростками надо еще и уметь общаться так, чтобы они захотели нас услышать и включиться в игру. Такое умение, наверное, невозможно передать только через книжные страницы. Здесь читателю придется опираться на собственные личностные ресурсы. А психологический инструмент для очень непростой работы с агрессивными детьми и подростками эта книга предлагает весьма качественный, отточенный и эффективный.

Игорь ВАЧКОВ

TopList