Диагностика мышления младшего
школьника
|
Т.Л. Павлова
М.: ТЦ Сфера, 2006
(Библиотека
практического
психолога)
|
Один из наиболее
типичных поводов обращения к школьному
психологу — просьба определить уровень
умственного развития детей с целью
прогнозирования дальнейшего хода их
психического развития и школьной успешности. Эта
профессиональная задача вроде бы и не столь
трудна, однако в каждом конкретном случае
приходится тщательно подбирать методики и
проявлять осторожность при интерпретации
полученных результатов. Причем выбор методики
зависит не только от возраста ребенка и тех
проблем, с которыми он сталкивается в ходе
обучения, но и от теоретической позиции
психолога.
В данном пособии автор предприняла попытку
диагностики теоретического и эмпирического
мышления с опорой на теорию развивающего
обучения Давыдова. В силу этого оно может быть
рекомендовано прежде всего тем психологам,
которые сопровождают детей, обучающихся по
системе Эльконина–Давыдова.
Это небольшое методическое издание носит
практический характер: основное внимание автор
уделяет подробному описанию методик, а их
теоретическому обоснованию отводится очень мало
места. Как-то само собой разумеется, что все
психологи хорошо знают, чем отличается
развивающее обучение от традиционного и какие
существуют его варианты.
Весьма вероятно, что подобное объединение
методик под одной обложкой будет воспринято
практикующими психологами весьма позитивно —
как еще одна возможность решения
диагностических задач. Однако их большая
теоретическая привязанность способствовала бы
не только лучшему пониманию концепции
развивающего обучения, но и осознанию внутренней
связи между педагогической теорией и
образовательной практикой вообще. Именно в
практических пособиях, в отличие от научных
монографий, может быть показана эта внутренняя
связь между теорией и практикой — жаль, что автор
не воспользовалась этой возможностью.
Издание включает в себя три части. Первая
посвящена диагностике теоретического анализа:
задания подобраны таким образом, что по итогам их
выполнения, по мнению автора, можно сделать вывод
о наличии у ребенка теоретического или
эмпирического анализа. Действительно, умение
выявить общий принцип решения говорит в пользу
наличия теоретического подхода к конкретной
задаче, а вывод о сформированности
теоретического анализа видится преждевременным.
Во второй части речь идет о диагностике
рефлексии, которая может быть содержательной или
формальной. В данном случае также следует
добавить, что в младшем школьном возрасте только
начинается процесс формирования рефлексии, и ее
наличие выступает показателем высокого
умственного развития ребенка.
Наконец, в третьей части описана диагностика
сформированности внутреннего плана действия.
Автор предлагает задания, направленные на
определение уровня его сформированности —
результаты выполнения задания говорят о
развитии у ребенка действия планирования.
В заключение можно добавить, что все изложенные
в книге методики могут использоваться при работе
с пятиклассниками, например, при диагностике их
психологической готовности к обучению в средней
школе.
Марина СТЕПАНОВА
|