ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Цели:
— формирование позитивного отношения к
здоровому образу жизни;
— выработка у участников осознанной
социальной позиции по отношению к социальным
явлениям «здоровой/нездоровой» жизни.
Состав группы: учащиеся 10–11-х классов в
количестве 16 человек (желательно равное
соотношение участников мужского и женского
пола).
Время на игру: около четырех часов.
I ЭТАП
Упражнение «Многоликая универсальность»
Материалы: листы бумаги формата А4, ручки,
карандаши по числу участников.
Время: 50 минут.
Ведущий. Множество культур за время
существования человеческой цивилизации
пытались объединить природные богатства и
человеческие возможности. Само духовное начало
коренится в единстве человека с природой. И
неизменно в культурах присутствовали символы,
которые отражали единение людей и природных сил.
Например,
четыре стороны света соответствовали четырем
временам года: Восток — это весна; Юг — лето;
Запад — осень; Север — зима. Кроме того, эти пары
связаны с представлениями о типах людей, чьи
особенности предопределяют их отнесение к
соответствующим сторонам света и временам года.
Я прошу вас буквально несколько секунд
подумать, прочувствовать, к какой стороне света
(и соответственно — времени года) вы сами можете
себя отнести… А сейчас разойдитесь по разным
сторонам нашей комнаты: здесь будет Север, здесь
— Юг, здесь — Запад, а вот здесь — Восток.
Для дальнейшей работы удобней будет, если
участники окажутся разделены на четыре равные
группы. Если в какой-то группе оказывается
значительно больше участников, необходимо
попросить членов этой группы подумать, с какими
сторонами света они еще могут соотнести себя, и
перейти в ту или иную группу для выравнивания
численности состава групп. Чтобы избежать
подобной ситуации, можно просто разделить
участников на четыре равные группы путем
расчета: «Юг, Восток, Север, Запад...».
Участники получают карточки: Север, Запад, Юг,
Восток.
Ведущий. Таким образом, у нас
определились четыре группы, и вы теперь
являетесь представителями разных народов! В
течение пяти минут я попрошу вас подумать над
тем, что именно может служить символом вашей
стороны света. И какой девиз может разнестись над
вашими просторными землями?
(Участники в группах обсуждают символ своей
стороны света и девиз. Рисовать символ и
записывать девиз в данном случае необязательно.)
Но ведь у всех народов есть свои особенности,
тем более в разных частях света. Климатические и
географические условия той местности, где вы
живете, различаются и накладывают определенный
отпечаток на ваш образ жизни, на вашу внешность,
на ваш организм, на ваше здоровье. Какая же она —
здоровая жизнь вашего народа и чем здоровье
одних народов отличается от других?
Теперь у вас есть возможность познакомиться с
этими различиями.
Мы сделаем это особым образом. Всем известно,
что у каждого народа есть свои предания, легенды,
мифы, сказки и тому подобное. Разумеется, все это
есть и у ваших народов. Я предлагаю каждой группе
представителей разных народов рассказать нам в
одном из этих жанров — мифа, легенды или сказки —
об особенностях здоровой жизни своих народов. На
эту работу у вас есть двадцать минут.
Приступайте!
(Участники приступают к выполнению задания.
Тексты записываются на отдельных листах.)
Ведущий. А теперь я попрошу представителей
каждого народа рассказать свой миф, легенду или
сказку, а остальных участников — слушать
внимательно и отмечать для себя, что говорят
представители других народов, потому что чуть
позже нам понадобится эта информация.
Группы начинают представлять созданные ими
произведения. Когда все четыре народа озвучат
свои мифы, легенды и сказки, организуется
обсуждение, основная тема которого — различные
проявления и формы здоровья, необходимого для
полноценной жизни того или иного народа.
Перерыв 15 минут.
II ЭТАП
Упражнение-разминка «Рельеф страны»
Время: 15 минут.
Ведущий. Друзья, мы познакомились с
замечательными литературными памятниками ваших
народов, но упустили маленькую деталь из вашей
жизни. Но прежде всего давайте сядем каждый в
своей стороне света (все рассаживаются). Что
же это за деталь? А вот она: где вы живете? Каков
ландшафт вашего места проживания? Давайте
восполним этот пробел в наших знаниях. В качестве
разминки придумайте за десять минут и изобразите
рельеф вашей страны, который необходимо
исполнить из ваших тел. Это может быть
неподвижная картина, а может — живое
изображение, можно представить несколько
сменяющих друг друга картин или что-то иное —
все, что вы посчитаете нужным.
Участники приступают к подготовке задания, а
затем демонстрируют его результаты.
III ЭТАП
Упражнение «Мозаика здоровья»
Время: 1,5 часа.
Материал: журналы, карандаши, фломастеры,
ножницы, скотч, клей, степлер, скрепки, ватман
формата А1 (на каждую подгруппу).
Ведущий. Вы уже рассказали о некоторых
особенностях здоровой жизни своих народов и
проделали это отлично. Но, как говорится, лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать. И поэтому
следующее наше упражнение направлено на то,
чтобы показать и увидеть эти особенности.
Пусть каждая группа посмотрит на другие
стороны света, немного подумает и в течение
определенного промежутка времени, который я
назову, изобразит на листе ватмана черты
здоровой жизни каждой стороны света. Располагать
изображения на ватмане можно так, как посчитаете
нужным. Это могут быть рисунки, фразы, коллажи —
любые средства, чтобы охарактеризовать ваших
соседей. Помните, что перед вами представители
Севера, Запада, Юга, Востока с их особенностями. В
вашем распоряжении все имеющиеся на столе
материалы: журналы, фломастеры, карандаши, клей,
скотч, ножницы, степлер, скрепки. Время на
выполнение задания — тридцать минут.
Работы вывешиваются на стены, и представители
народов поочередно рассказывают о
группах-соперниках. При этом позволяются
ассоциации относительно конкретных участников
уже не в контексте стороны света и условного
народа, к которому он принадлежит, но и
характерные его черты в реальной жизни.
Ведущий. Теперь, глядя на эти прекрасные
творения ваших рук, вспоминая замечательные
особенности каждого из народов, которые вы для
себя отметили, давайте обменяемся пожеланиями
друг другу: чем бы вы хотели поделиться с каждым
из народов и что хотели бы получить взамен.
Участники говорят хорошие слова в адрес друг
друга.
IV ЭТАП
Деролинг
Ведущий. А сейчас нужно вернуться из
образов представителей различных народов снова
в самих себя. Для этого давайте встанем в общий
круг.
Народ Севера хором скажет следующее: «Мы не
народ Севера, мы из России, из города... (по месту
проведения)». Раз, два, три! Раз, два, три!
Теперь — народ Запада: «Мы не народ Запада, мы
из России, из города…» Раз, два, три!
Народ Юга: «Мы не народ Юга, мы из России, из
города…» Раз, два, три!
И наконец, народ Востока: «Мы не народ Востока,
мы из России, из города…» Раз, два, три!
(Далее идет обсуждение работы, высказывание
участников, рефлексия.)
Спасибо всем за искренние высказывания. Я хотел
бы закончить нашу сегодняшнюю игру одной
японской притчей.
«Великий японский военачальник по имени
Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов
было в десять раз больше, чем воинов его войска.
Он знал, что победит, но солдаты его сомневались.
По дороге он остановился у синтоистской
святыни и сказал своим людям:
— После того как я навещу святыню, я брошу
монетку. Если выпадет орел — мы победим, если
решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.
Нобунага вошел в святыню и помолился. Выйдя, он
бросил монетку. Выпал орел. Его солдаты так
неистово рвались в бой, что, словно ураган,
разметали врага и легко выиграли битву.
— Никто не может изменить судьбу! — сказал
великому воину его слуга после битвы.
— Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая
ему монетку, у которой с обеих сторон был орел».
Я благодарю вас всех за работу, и давайте все
вместе поблагодарим друг друга аплодисментами.
Александр ТИМАКИН,
психолог,
Москва
|