Творческая гостиная
Марина ГНЕТКОВСКАЯ,
педагог-психолог,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
муниципального образовательного учреждения
«Средняя школа № 93»,
г. Тольятти, Самарская область
|
|
ЧЕРНО-БЕЛАЯ НЕДЕЛЯ
Наш мир и современное общество
постоянно находятся в движении,
совершенствуются системы, создаются новые
методы и формы работы. В соответствии с
требованиями жизни совершенствуется и
психологическая служба.
Такая форма психологической работы, как Неделя
психологии, является новой для психологической
службы в школе, но для МОУ СШ № 93 г. Тольятти (идеи
и методические материалы мы взяли у М.Р.
Битяновой) она уже стала традиционной. Однако в
этом году, в отличие от двух предыдущих — цветных
и радужных, Неделя психологии стала черно-белая.
Основные рабочие принципы Недели психологии в
нашей школе:
• неделя должна быть целостной и законченной,
то есть иметь психологически очерченные начало и
конец, основную идею и девиз;
• каждый день должен плавно перетекать в
следующий;
• необходимо использовать такие виды работы,
которые делали бы каждый день неповторимым;
• события недели должны охватывать всю школу —
всех детей и всех взрослых;
• мероприятия недели не должны (по возможности)
мешать учебному процессу, или, по крайней мере,
это вмешательство необходимо сделать
минимальным и строго оговоренным с педагогами и
администрацией школы.
Статья опубликована при поддержке наркологической клиники "Рехаб Нау". Диагностика наркотического опьянения, лечение алкоголизма в стационаре, лазерное очищение крови, кодирование, биоксеновая терапия, наркопсихотерапия и другие услуги в центре наркологии и психиатрии в Москве. Анонимный тест на все виды наркотиков, эффективное лечение наркомании и алкоголизма, опытные профильные специалисты. Узнать подробную информацию о клинике и предоставляемых услугах, контакты и заказать звонок Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://rehabnow.ru/narkologicheskaya-klinika/testirovanie-na-vse-vidyi-narkoticheskix-veshhestv.
Идея черно-белой недели психологии – 2007
разрабатывалась школьными психологами и
студентами Тольяттинского государственного
университета (ТГУ), реализовывалась этой же
творческой группой при поддержке кураторов
ведомств школьного ученического самоуправления.
Посвящена неделя контрастам в жизни людей,
страны, крайностям, единству и борьбе
противоположностей.
Психологами школьной психолого-педагогической
службы и педагогами ставились самые
разнообразные задачи.
Развивающие задачи
• Развитие коммуникативных навыков и
социально-психологических свойств личности
учащихся.
• развитие рефлексии.
• развитие мотивационной сферы.
• развитие и осмысление системы личных
жизненных ценностей у учащихся и педагогов.
• расширение представлений о мире
человеческих чувств и переживаний.
Коррекционные задачи
• Решение проблем лидерства и отвержения в
классном коллективе.
• Формирование важнейших социальных навыков и
умений, способности к эмпатии, кооперации,
разрешению конфликтов путем сотрудничества.
Просветительские
и психопрофилактические задачи
• Формирование общего настроения
оптимистической тональности в школе, настрой на
«психологическую волну».
• стимулирование интереса к психологическим
знаниям и к деятельности школьного психолога.
• удовлетворение потребности школьников в
сильных и целостных эмоциональных переживаниях.
Символом черно-белой недели мы выбрали зебру.
Эпиграфом стали слова из песни:
Часто простое кажется вздорным,
Черное — белым, белое — черным.
В соответствии с тематикой была оформлена и
школа. По всей территории развешаны афоризмы. В
холлах на этажах размещалась информация об
акциях и мероприятиях, оформлены стенды для
педагогов, родителей и шесть стендов для
учащихся. Информация менялась ежедневно.
Одним из видов работы стали психологические
акции. Собственно, это была не игра, это — игровая
среда, которая на определенное время создается в
пространстве школы, параллели, класса. Она не
мешает разворачиваться другим видам
деятельности детей и взрослых, но имеет
некоторое собственное содержание, правила,
намеченный результат.
Основная цель таких акций — расширение
жизненного пространства участников за счет
внесения в их жизнь новых дополнительных
смыслов, чувственных красок, культурных
значений, наглядное подтверждение афоризма
«жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».
Важные особенности акции — ненавязчивость и
необычность. Она не мешает существовать в
обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать,
окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто
готов в нее включиться. Акции создают в школе
определенный настрой, доминирующее
эмоциональное состояние; школа становится
единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими
и интересными собеседниками.
На территории школы было проведено шесть
психологических акций.
• «Черно-белые ленты» — предназначена
для привлечения внимания педагогов, учащихся и
родителей к мероприятиям недели. При входе в
школу всем дарили черно-белые ленты, всего было
изготовлено 1500 штук (ленточки пользовались
популярностью среди детей, они придумывали
различные варианты и обменивались
впечатлениями).
• «Доска объявлений» дала возможность
высказаться всем желающим, а таких оказалось
немало. Здесь можно было прочитать признания в
любви, высказывания юных писателей, афоризмы и
пр. Поэтому стилизованные доски объявлений
вывешивались ежедневно — отдельно для начальной
школы, для среднего и старшего звена.
• «Тайный друг» — одна из любимейших
акций у детей. Почта тайных друзей работала три
дня, в ней принимали участие и дети, и взрослые. По
условию игры каждый участник выбирает себе
«объект» и в течение оговоренного времени
оказывает ему знаки внимания так, чтобы человек
(«объект») не догадался, кто его тайный друг.
Каждое послание обозначается буквами «Т.Д.». Эта
акция всегда вызывает самые бурные эмоции. За
один день почтальоны разносили до 700 тайных писем
из почтового ящика для 5–11-х классов и до 1000 писем
из ящика для 1–4-х классов.
• «Ларец радости, или Предсказания
черно-белого ослика» проводилась в первый
раз. Открытие акции проходило в первый день
Недели психологии. Ее задачей являлась поддержка
каждого учащегося, она была направлена на
создание благоприятного эмоционального климата
в школе, на получение положительных эмоций. В
специальный ящик были собраны самые лучшие
выражения и фразы. Каждый, кто подходил к ларцу,
мог вытащить фразу, предназначенную именно ему.
«Ларец радости» работал только на переменах и
имел большой успех среди учащихся.
• «Следопыт». Эту традиционную акцию
учащиеся ждут с нетерпением. Существуют
несколько типов вопросов в этой акции.
1. вопросы, ответы на которые требуют больших
энергозатрат. Они не вызывают удивления, дети с
удовольствием тратят свою энергию и точно
узнают, к примеру, сколько огнетушителей в
коридорах начальной школы.
2. вопросы, направленные на знакомство с
организацией работы и особенностями школы. Для
ребят эти вопросы также очень интересны, ведь это
реальная возможность узнать что-то новое о
родной школе.
3. вопросы, цель которых — уделить пристальное
внимание взрослому коллективу школы. Это,
наверное, самые любимые для детей вопросы. Еще бы,
когда еще можно узнать, у кого из учителей есть
собака!
• «Дневной дозор». Акция проводилась в
среднем звене (для 5–8-х классов).
• «С днем рождения!» В течение недели в
школе висел стенд, предназначенный для
именинников — детей и взрослых, чей день
рождения совпал с днями проведения мероприятия.
Любой учащийся мог поздравить друга или подругу
с днем рождения. Все 58 учеников и сотрудников
получили поздравления. Особую активность
проявили начальные классы, они подготовили
плакаты и открытки для всех именинников.
В психологических акциях «Черно-белые ленты»,
«Доска объявлений», «Следопыты» приняли участие
все желающие учащиеся со 2-го по 11-й класс,
педагоги, родители и технический персонал школы.
Педагоги-психологи провели также тренинговые
занятия для родителей: тренинговой группы
«Эффективный родитель», родительского клуба и
«Школы родительской любви».
Особое место в общих мероприятиях недели
занимала психологическая игра «Ночной дозор»
для 9–11-х классов. Игра проводилась по аналогии с
игрой «Школьный дозор», разработчиком которой
является ТГУ. Однако игру надо было адаптировать
к условиям школы, поэтому ее пришлось
разрабатывать практически заново для проведения
на территории двадцати одного квартала.
Игра «Ночной дозор» является:
• интеллектуальной; учащимся необходимо по
зашифрованному тексту найти конкретное место на
территории двадцати одного квартала
(оговоренных заранее), составить из разрозненных
словосочетаний логически стройное
четверостишие;
• командной; каждый игрок команды имеет
определенную функцию: штабные — общение с
организаторами, принятие решений, управление
полевыми игроками; полевые — генерация идей,
осуществление поисковой части игры; капитан
команды — организация действий команды и
осуществление контроля, принятие ответственных
решений;
• экстремальной; для скорейшего выполнения
поисковой части необходимо быстро добраться до
географического места; кроме того, сам код может
находиться в труднодоступном месте, например на
дереве.
Каждой команде дается восемь заданий (миссий),
каждое из которых можно условно разделить на две
части:
— интеллектуальная (на основе текста,
зашифрованного наподобие шарады, определить
географическое место поиска, из разрозненных
словосочетаний составить четверостишие);
— поисковая (на месте, указанном в каждом
задании, найти код).
В целом игра прошла удачно и поставленные
задачи были выполнены.
В психологических играх, проводимых во время
Недели психологии, приняли участие около 310
учащихся. Из них: 120 младших школьников, 90
учащихся средней ступени, около 100
старшеклассников.
Традиционным для Недели психологии являются
конкурсы творческих работ учащихся всех
возрастных групп.
На этот раз в 1–4-х классах проводился конкурс
сказок про черное и белое. Было представлено
огромное количество сказок, авторы лучших
получили подарки и грамоты. Учащиеся проявили
активность, здесь был простор для творчества, чем
и воспользовались дети. Очень сложно было
выбирать лучшие сказки, хотелось наградить
каждого ученика.
Для учеников 5–6-х классов был организован
конкурс сочинений на тему «Я — черно-белый».
Представлено по одной-две работы от класса,
лучшие отмечены подарками и грамотами.
7–8-классники могли принять участие в конкурсе
коллажей, тематика работ соответствовала
тематике Недели психологии — «Мир черно-белый».
Активное участие в неделе приняли и родители,
выполняя творческие задания вместе с детьми.
По окончании недели психологии 2007 года было
проведено яркое и торжественное закрытие, на
котором вручены призы победителям различных
конкурсов, благодарственные письма активным
участникам и всем, кто оказывал содействие в
проведении мероприятий. |