Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2008
ИГРОВЫЕ МИНУТКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


СТИХИЯ ЗЕМЛИ

Мастер-класс

 

Марина ПАНФИЛОВА,
кандидат психологических наук,
старший преподаватель факультета
клинической психологии
Московского государственного
медико-стоматологического
университета

ИГРОВЫЕ МИНУТКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Доброжелательная атмосфера в школе создает ресурсное состояние и добавляет позитивной энергии в процесс обучения и воспитания. А для того чтобы педагогам было легче позитивно настроить детей, предлагаем некоторые игры. Игры для учителей — это помощники в процессе обучения. Когда вместо назидательных речей учитель использует организующие, активизирующие или успокаивающие игры, школьники по-другому воспринимают и личность учителя, и его урок. Учителю необходимо прочувствовать настроение и состояние школьников, использовать ту игру, которая будет соответствовать поставленным целям и задачам.

Игры на уроке

Снимают напряжение, усталость, мышечные зажимы, реализуют актуальную потребность и развивают концентрацию внимания.

Игры на реализацию агрессивной потребности

«Еж»

Условия игры: дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаются в клубочек. Но все неприятели разбежались, ежи остались в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке (повторить 3 раза).

«Хищник»

Условия игры: дети выбирают для себя предпочитаемый образ хищника (тигр, лев, волк, рысь и пр.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. «Хищники» демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, успокаиваются, уважая силу и достоинства каждого.

Игры на реализацию вербальной потребности

«Хор»

Условия игры: каждому ряду детей задается новый звук для пропевания (А-О-И-У-Е). Взрослый — дирижер, который приближает или удаляет свои ладони друг от друга, задавая тем самым громкость звучания. Громкость изменяется от минимальной до максимальной плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим звучанием.

«Улей»

Условия игры: все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но, почувствовав, что кто-то хочет забрать мед, становятся сердитыми, громко жужжат. Однако волнения оказываются напрасными, и пчелы успокаиваются.

«Попугайчики»

Условия игры: дети становятся попугайчиками, которые повторяют какие-то слова или подражают голосам животных с интонацией ведущего. Ведущий произносит слово и выбирает глазами попугайчика.

Игры на организацию и реализацию
двигательной потребности

«Хлопки»

Условия игры: когда начинается урок, а дети продолжают шуметь, учитель может хлопнуть в ладоши в определенном ритме и попросить повторить самого шумного ученика. Затем тотчас предложить повторить любому, кто услышал заданный ритм. Далее повторяет ритм тот ребенок, на котором остановится взгляд учителя. Потом хлопки задаются в новом ритме, и игра продолжается.

Правила: тот, кто хлопнет в ладоши, не поймав взгляд педагога, пропускает ход.

Варианты: вместо хлопков можно использовать постукивание пальцами и др.

«Порядок в классе»

Подобные игры можно использовать, если урок требует зрительного сосредоточения.

Условия игры: дети закрывают глаза, а педагог бесшумно изменяет что-нибудь в оформлении класса (например, снимает цветок с окна и др.). Чем старше дети, тем больше может быть изменений (до пяти). Дается команда ребятам: «Открыть глаза и навести порядок в классе».

Правила: кто быстрее всех увидит все изменения в классе, тот становится ведущим. Кто раньше открывает глаза или подсматривает, тот в следующей игре не участвует.

Варианты: вместо перестановки предметов можно предложить некоторым детям пересесть.

«Солнце»

Условия игры: дети сидят за партами. Учитель предлагает по речевому сигналу «Солнце» медленно подняться из-за парты, поднять руки вверх, развести их в стороны («лучики») и улыбнуться друг другу.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "http://monastictea.org/". На сайте Вы можете приобрести монастырский чай с доставкой в Ваш город. Также на сайте Вы найдёте рецепт монастырского чая, информацию о его пользе (от диабета, простатита, давления, остеохондроза, для похудения), отзывы. Узнать подробнее о чае и сделать заказ Вы сможете, перейдя по ссылке: http://monastictea.org/.

«Ветер»

Условия игры: дети стоят и по речевому сигналу «Ветер» делают максимально глубокий вдох животом и медленный выдох. Для собственного контроля можно держать руку на животе, чтобы дыхание было брюшным.

Игры на перемене

Объединяют, развлекают, активизируют и способствуют релаксации.

На переменах дети с удовольствием играют в известные народные игры «Колечко», «Ручеек», «Путанка», «Тише едешь — дальше будешь» и другие, которые помогают агрессивным школьникам стать добрее и ближе друг к другу, больше доверять окружающим людям.

Иногда учителя выражают недоверие возможностям игровой терапии, задавая беспокоящий их вопрос: «Если мы все время будем с ними играть, то когда же воспитывать?» На самом деле это и есть процесс воспитания: без насилия и унижений дети в игре постигают истины и выбирают свой путь в этом огромном и сложном мире.

«Солдат в темноте»

Условия игры: ведущий выбирает «солдата», завязывает ему глаза и дает команду, как идти по «правильного» пути. Например: шаг вперед, два шага влево и т.п. Все остальные дети стоят в ожидании. Когда «солдат» подойдет близко к товарищу, ему необходимо угадать, кто оказался рядом с ним. Затем «солдатом» будет другой ребенок.

«Помоги другу»

Вариант игры «Слепой и поводырь» с позитивным названием.

Условия игры: дети разбиваются на пары, один закрывает глаза, и его друг помогает ему пройти через препятствия к намеченной цели. Предметы можно ощупывать, называть и пр. Затем они меняются ролями.

Релаксационные игры

(по книге: Панфилова М.А. Игротерапия общения:
тесты и коррекционные игры. — М., 2000)

«Подснежник»

Инструкция взрослого. Вы уже готовы играть? Тогда пора превращаться! Ваши руки превращаются в лепестки, а тело в нежный стебелек. Вы будете красивыми цветами, подснежниками.

В лесу под сугробом спрятался нежный Цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко стало пригревать сильнее, лучики солнца постепенно пробуждают Цветок, он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встает. Ласковое солнышко так далеко, а Цветочку хочется почувствовать близко тепло. Ведь кругом еще снег, и он в лесу появился самым первым. Он тянется вверх. Поднимается все выше, выше. И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться. Наслаждаясь весенним теплом, Цветок радуется и гордится своей красотой. Он как будто улыбается. «Это я — первый весенний Цветок, и зовут меня Подснежник», — кивает он всем головой. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал Подснежник раскачиваться в разные стороны, раскачиваться.

Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину. Побежали ручьи, и вода подхватила наш Подснежник в длительное, сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям.

А вот он приплыл в какую-то сказочную страну. Поднялся, осмотрелся. Чему-то удивляется и радуется. Чему удивился Подснежник? Расскажите друг другу.

«Дождь в лесу»

Инструкция взрослого. И вот опять игра, и мы вновь превращаемся. На этот раз мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.

Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя.

Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

«Помощники»

Инструкция взрослого. А сейчас мы поиграем в помощников. Поработаем немного на даче. Поможем бабушке и дедушке по хозяйству. Приготовились.

Бабушка постирала белье, а отжать его не может. Поможем ей. Крепко, крепко держим в кулачках, отжимаем сильнее, еще сильнее. А теперь стряхиваем и вешаем на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанем. Еще немного. Ну вот, с бельем управились.

Поможем и дедушке: он посыпает дорожки песком. Берем песок в руки и равномерно посыпаем землю вокруг себя. Стараемся. Хорошо. А чтобы песок лежал плотно, потопаем ножками. Сильней. Еще сильнее.

Осталось дрова нарубить. Поднимаем топор высоко-высоко. Замахиваемся и резко опускаем его прямо на бревно. Ух, получилось. Еще раз поднимаем. Ух, здорово! Помогаем голосом.

Размахиваемся сильнее. Ух, еще раз! Ух, готово!

Поработали, устали. Ну что ж, пора отдыхать. Найдите себе удобное место. Почувствуйте, как устали руки, пусть они отдыхают. Ноги потрудились, отдыхают. Тело отдыхает. Плечи отдыхают. Шея и лицо тоже отдыхают. Веки отдыхают, глазки закрываются.

Музыка играет,
Все тело отдыхает.
Потянулись сладко,
Приподнялись, встали,
А теперь вздохнули, выдохнули дружно.
Вот как отдыхать и работать нужно!

TopList