Монолог
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
директор центра
психологического
сопровождения образования
«Точка ПСИ»,
профессор МГППУ
|
|
ВО ТЬМЕ НОЧИ И ПРИ СВЕТЕ ДНЯ
Антропологический подход в образовании
Двадцатый век породил
диаметрально противоположные смыслы для
толкования сущности процесса образования:
— как искусства обманывать насчет
происхождения, обманчиво скрывать
унаследованное душой и телом плебейство (Ф. Ницше);
— как отклонения от целого, попытки втиснуть
новых учеников в общество людей, уже потерпевших
неудачу (А. Менегетти);
— как знакомства молодого человека с лучшей
частью человеческого наследия (Э. Фромм);
— как процесса питания души и сердца ребенка
всеми лучшими, высшими, возвышающими,
одухотворяющими образами (Ш.А. Амонашвили).
Слово «образование» охватывает следующие
семантические поля: а) процесс создания,
порождения чего-то нового, б) формирование
чего-либо согласно заданному образцу, в) нечто
структурно сложное. Все эти значения сегодня в
ходу.
Так, в процессе образования идет формирование
нового типа людей — Человека культурного,
образованного. И внешне, и, что важнее, внутренне
этот тип людей отличается от прочих тем
информационным, ценностным содержанием, которым
он овладел и продолжает овладевать. Человек
культурный порождается образованием.
У этого процесса есть определенные, внешне
заданные цели. Отбор содержания и форм
образования происходит в соответствии с этой
целью. И цель эта связана с человеком, теми
качествами и способностями, которые в нем
предпочтительно сформировать. В образовании
всегда есть эталон, образец Человека
образованного, в соответствии с которым
разворачивается процесс и оцениваются его
результаты.
Образование — это самое главное понятие по
отношению к ребенку, приходящему в школу или уже
покидающему ее.
Образование — это то, что с ним происходит, и то,
чем он становится.
Образование — это процесс, в который его
включили на входе, и его личное достояние на
выходе.
Конечно, мы чаще говорим «ребенок учится» или
«ребенок воспитывается» в школе. Но правильнее
говорить, хотя это, может быть, пока немного
непривычно, «ребенок образовывается», то есть
формируется по образу и подобию того образца
Человека образованного, который взрослые
заложили в содержание и формы его школьной жизни
— урок, перемену, кружок, общешкольный праздник,
классный час, экскурсию и пр.
Сегодня в педагогической профессии
параллельно сосуществуют три принципиально
различных способа бытия и, соответственно, три
возможности строить педагогические процессы и
педагогическую деятельность: парадигма
традиции, технократическая и гуманитарная
парадигмы. Доминируют «знаньевый» и
антропологический подходы к пониманию сути
педагогической деятельности.
Два подхода
Для педагога, живущего в рамках «знаньевого»
подхода, основные ценности и смыслы
педагогической деятельности помещены вовне.
Профессиональной ценностью становится
объективное, точное знание и четкие правила его
передачи ученику. Для учителей такого типа во все
времена был актуален девиз «знание — сила», а
любой результат процесса обучения или
воспитания может быть оценен в системе «да —
нет», «знает — не знает», «воспитан — не
воспитан», «владеет навыком — не владеет». При
этом оценка качества знаний (поведения)
переносится и на личность. В данном подходе
всегда предполагается существование некоего
внешнего, объективно заданного эталона (нормы,
стандарта), по которому сверяется уровень
обученности, воспитанности, профессиональной
подготовки.
Многообразными могут быть методики: от
репродуктивных до интерактивных. Суть остается
та же: задачей педагога либо автора обучающей
программы является нахождение и передача
алгоритма, позволяющего «завести» эталонное
содержание в сознание и поведение ученика и
обеспечить как можно более полное и точное его
воспроизведение.
Обучение в рамках «знаньевого» подхода ведется
по принципу «черного ящика», и педагогу в
конечном счете оказывается интересен лишь вход и
выход информации. Физиологическая,
психологическая, нравственная цена, которую
платит ученик за усвоение; моменты деформации
разума, души — все это для него не столь
значительно, а иногда просто непонятно и чуждо.
Важнее всего результат, который, кстати, почти
всегда добросовестно достигается, ибо в нем,
формальных его показателях, в соответствии
норме, стандарту — сила учителя и ученика.
По мере стремления человечества в ходе
воспитания и обучения проникнуть в глубины
субъективного мира, формировался гуманитарный,
антропологический подход, где основной
профессионально-педагогической ценностью
становится определенный человек — его
внутреннее пространство, специфика
индивидуального процесса познания. В этом
великий смысл образования как процесса
культурологического: «Образовать человека —
значит помочь ему стать субъектом культуры,
научить жизнетворчеству» (Е.В. Бондаревская).
Есть и не менее важный антропологический смысл:
образование суть обретение человеком своего образа
— неповторимой индивидуальности, творческого
начала: «Формы вещей, неразличимые во тьме ночи,
становятся зримыми и отчетливо являют себя при
свете дня. Точно так же образование вылепливает и
высвечивает образ этого человека и делает
отчетливо зримым его уникальную непохожесть и
отличенность от всех иных и всего иного» (М. Тищенко).
Педагогический процесс в гуманитарном
варианте богат импровизациями, построен по
принципу диалога (полилога). Здесь не может быть
однозначной нормативной истины, она всегда
множественна.
Одна из основных идей гуманитарного подхода —
ценностно-смысловое равенство взрослого и
ребенка. Это значит, что в гуманитарном
пространстве учителю интересен любой ученик,
поскольку здесь важны не только и не столько
конкретное знание (качество опыта), но в первую
очередь путь к нему, отношение, оценочное
суждение. В этом режиме становится возможным
такое обучение, когда оба учатся: и ученик, и
учитель.
Скорость и успешность обучения в такой системе
зависят от уровня коммуникативной культуры, от
индивидуальных способностей ученика и учителя
проникнуть в суть познавательной или жизненной
проблемы. Существуя в антропологическом подходе,
педагог получает возможность все время
обогащаться в профессиональном общении с
учеником. Для него будут характерны диалоговые,
игротехнические, проективные, исследовательские
технологии, где используются языки
естественного общения людей. В логике
антропологического подхода возникает
естественная возможность работы подрастающего
человека со своими недостатками и проблемами в
развитии.
В поисках философской основы
Концепция К.Д. Ушинского — создателя самой
идеи педагогической антропологии, целостной
науки о человеке в контексте его воспитания и
саморазвития, к сожалению, в нашей стране долгое
время не развивалась. Его имя снова зазвучало для
нас только в трудах современных психологов и
педагогов.
Философия образования (преимущественно
зарубежная) за последние сто с небольшим лет
прошла серьезный путь, и сегодня мы, разрабатывая
ценностно-целевые основания своей деятельности,
можем опираться на накопленные ею знания.
Представим тезисно наиболее значимые для нас:
1. Одно из самых существенных свойств человека
— его принципиальная незавершенность. Человек —
существо, превосходящее само себя и мир,
принципиально незавершенное, открытое для мира,
для возможностей действия, способное и
вынуждаемое делать выбор (М. Шелер).
2. Образование есть неотъемлемый признак самого
бытия человека, направленный и изнутри
мотивированный процесс становления и
самостановления человека (Г. Ноль,
О. Больнов).
3. Человек не может быть полноценно описан и
понят вне таких категорий и понятий, как «жизнь»,
«свобода», «смысл», «совесть», «достоинство»,
«творчество», «риск», «трагедия», «кризис»,
«событие» и др. (В. Слободчиков).
4. Конкретные условия и механизмы воспитания
могут быть адекватно описаны только с позиций
«детоцентризма» (при понимании ребенка в
контексте целей и смыслов его существования, его
психологической и биологической природы) (А.
Орлов).
5. Процесс воспитания имеет принципиально
диалогическую природу, он построен на встрече
«Я» и «Другого» (М. Бубер).
6. Детство — самоценный период человеческой
жизни, ключ в понимании природы человека (К. Ушинский).
В рамках антропологической парадигмы понятия
образования и сущности человека рассматриваются
в неразрывной связи. Педагогическая
антропология задает нам общие принципы
понимания самого назначения образования. Образование
— социально-культурный механизм
целенаправленного развития и формирования
человеческого качества на основе
систематизированного в содержательном и
процессуальном отношении воспитания и обучения (И.А.
Колесникова). Основное содержание
образования — компетенции и
способности человека, формируемые в процессе
обучения и социализации. Знания — «строительный
материал», средство развития человека. Выбор
учебного материала вторичен по отношению к
задачам развития ребенка (возрастным,
индивидуальным). Педагогическая
деятельность — это деятельность по
созданию условий саморазвития, самообразования
людей, по обеспечению для них пространства
выбора, возможностей свободного и творческого
действия (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
Становление, формирование, преобразование
Из всего предшествующего разговора мы видим,
что центральным понятием, характеризующим
антропологически ориентированное образование,
является понятие развития.
Образование, по сути дела, и есть процесс
целенаправленного развития, который приводит к
определенному результату — становлению
человека, обретению им культурно значимых
качеств, способностей и возможностей. Эти
способности (они, а не сами по себе знания,
обретаемые в процессе обучения!) позволяют ему
стать субъектом культуры, человеческих
отношений, носителем исключительно человеческих
возможностей — рефлексии, самосознания,
способности к диалогу и проектировочной
деятельности и др.
Слово «развитие» первоначально означало
«развертывание свитка при чтении». Похожее
толкование словосочетания «развитие мысли» мы
находим у Цицерона: то, что было свернуто в
сознании говорящего, разворачивается через его
речь перед слушателями.
В настоящее время понятие «развитие» стало
естественной и неотъемлемой частью
мировоззрения человека. Оно применяется для
характеристики самых разных процессов в живой и
неживой природе. Понятие, которому чуть больше
двухсот лет, сегодня одно из ключевых в культуре.
Для нас важно различать три вида развития с
точки зрения причин, его обусловливающих (по
В. Слободчикову).
Становление — естественная
временная последовательность ступеней,
периодов, стадий. Такое развитие есть движение от
некоторой причины, запускающей (поддерживающей)
изменения, и до закономерных следствий.
Возрастное развитие, особенно в период от
младенчества до юности, имеет довольно
устойчивые и четкие характеристики становления.
Есть закономерные этапы физического,
психофизиологического, умственного и
эмоционально-волевого развития. Для данного
этапа цивилизации характерны и определенные
закономерности становления личности человека.
Формирование — процесс
изменения деятельности, способов и средств
развития, имеющихся в распоряжении человека,
движение от социокультурного образца к его
внутреннему присвоению. Процессы и
закономерности формирования — сердцевина всего
образования. Это то содержание, которое мы хотим
с помощью педагогических средств «переложить»
из внешнего культурного окружения ребенка в его
внутренний мир.
Преобразование — процесс
саморазвития, движения человека по целям,
ценностям и смыслам своего существования.
Преобразование присоединяется к процессам
становления и формирования на определенных
этапах развития, а к подростковому и юношескому
возрасту становится (должно стать!) доминирующим.
Само по себе это не происходит, так как
способность к саморазвитию должна быть выращена
в человеке, в том числе — в процессе
формирования.
Таким образом, развитие ребенка — сложный
процесс, который в тех или иных пропорциях
содержит в себе становление, формирование и
саморазвитие.
Задачи развития и образовательный процесс
Для антропологической педагогики центральным
понятием, определяющим и содержание, и форму
педагогической работы, является понятие «задачи
развития».
Р. Хавигхерст дает следующее определение
понятию «задача развития»: это задача, которая
лежит на полпути между требованиями общества и
потребностями индивида. Успешное и
своевременное решение такой задачи делает
человека счастливым и облегчает решение задач
развития последующих возрастов. Неуспех в
решении задач развития ведет к ощущению
несчастливости, к общественному осуждению и
сложностям в решении будущих задач развития.
Для нас важны две различных, но взаимосвязанных
между собой составляющих этого понятия.
С одной стороны, задачи развития — это то, что
имеет отношение к самому ребенку, процессам его
становления и формирования на определенном
возрастном этапе. Задачи развития, а затем и
саморазвития связаны с самой логикой движения
ребенка от одной социокультурной ситуации к
другой, от одного физиологического возраста к
другому, с ведущей деятельностью, системой
отношений с другими людьми, а с определенного
момента — с собственными ценностями и смыслами
жизни.
С другой стороны, задачи развития — это то, что
предлагается взрослыми (в нашем случае —
педагогами, образовательной средой школы) для
усвоения, переработки и превращения в то самое
внутреннее содержание, о котором мы говорили
ранее.
Задачи развития — это то образовательное
содержание, которое предлагает антропологически
ориентированная школа ребенку определенного
возраста, обладающему теми и иными
индивидуальными особенностями. Это содержание
может «упаковываться» в урок, внеурочное
мероприятие, оформление образовательной среды,
формы общения взрослых с учащимися и учащихся
между собой.
Однако за каждой формой, содержанием и
методикой каждого урока учитель (и любой другой
специалист школы) видит задачу развития,
удерживает ту развивающую цель, ради которой все
это было придумано и воплощено.
Задачи развития рождаются при слиянии (или
сложном переплетении) трех источников:
— задачи формирования тех важнейших
человеческих качеств и способностей, ради
которых и существует образование;
— задачи возрастного развития, вытекающие из
внутренней логики становления психики человека
на данном этапе и требований социокультурной
ситуации, в которой здесь и сейчас живет ребенок;
— задачи данного ребенка, связанные с его
индивидуальными особенностями и возможностями.
Социокультурные задачи развития ребенка в
процессе образования — это те важнейшие
человеческие способности и качества, умения и
обретенные возможности, которые являются
результатом образования. Обретение их делает
индивида частью культуры, общества, субъектом
развития человеческой цивилизации и
саморазвития. На уровне метафоры мы назвали их
«струнами» развития в процессе образования. В
антропологическом подходе можно говорить о
следующих «струнах», или социокультурных
задачах развития человека в процессе
образования.
Самосознание — осознание и оценка самого
себя как субъекта деятельности, отношений с
другими людьми: своего нравственного облика,
интересов, ценностей, идеалов, мотивов. Рефлексия
— процесс осознания человеком процессов
своего внутреннего мира: как я мыслю, что я
чувствую, что я хочу.
Саморазвитие — развитие как цель,
поставленная самим человеком, как результат
преобразования им самого себя.
Мышление — психическая деятельность,
благодаря которой человек обнаруживает общие
объективные отношения и структуры вещей и
использует их для регуляции своих действий.
Целеполагание — умение ставить цель на
основе требований ситуации (учебной задачи) или
собственных желаний и выстраивать
последовательность шагов по ее достижению.
Саморегуляция — умение управлять своим
эмоциональным состоянием, реакциями,
психическими процессами, понимая и принимая
поставленную цель или требования ситуации
(условия задачи).
Самоопределение — сознательное выявление
и утверждение собственной позиции в проблемной
ситуации, совершение поступков на основе выбора.
Сотрудничество — отношения, построенные на
уважении и принятии интересов и позиции других
людей как равноценных собственным.
Диалог — способность к объединению своих
усилий с усилиями других людей для достижения
общей цели. |
Удерживать в каждом возрасте ту или
иную социокультурную задачу, облекая ее решение
в адекватные формы, — очень важная составная
часть профессионализма педагога.
Принципы проектирования
Для того чтобы «настроить» работу школы на
решение задач развития — социокультурных,
возрастных, индивидуальных, при проектировании
ее деятельности необходимо учесть ряд очень
важных антропологических положений.
Прежде всего — создание условий для целостного
проживания ребенком всех образовательных
ситуаций, предлагаемых взрослыми. Человек —
целостное телесное существо, субъект
деятельности и общения с другими людьми,
обладающий внутренним миром, даром познания
самого себя и мира вокруг. В различных
антропологических традициях можно увидеть
разные подходы к определению этой целостности.
Для христианской антропологии характерно
выделение трех сторон целостности — телесной,
душевной и духовной. В психологической
антропологии В.И. Слободчиков выделяет три
аспекта человеческого «Я»: индивид, личность и
индивидуальность.
Для решения задач проектирования
образовательной среды можно выделить следующие
аспекты целостного «Я» человека:
Целостность ребенка в школе — это
представленность его в основных ипостасях
человеческого существования, в системе
социальных отношений и разнообразных видов
деятельности. В традиционном варианте
построения образовательного процесса,
несомненно, есть место ребенку, но он представлен
в таком образовании преимущественно одной
стороной своей целостности — как «субъекта
восприятия информации и нормативного общения».
Другие стороны «Я» ребенка также проявляются в
ситуациях школьного общения и взаимодействия, но
в большинстве случаев они квалифицируются как
нарушение течения образовательного процесса
(дисциплины, норм учебного труда, норм общения со
взрослыми и пр.). По сути дела, школа нередко
провоцирует фрагментарное включение ребенка в
те или иные образовательные ситуации или
отношения. Вследствие этого ученик ощущает себя
в школе дискомфортно, школьная среда не
предоставляет ему возможностей для развития
значимых сторон его человеческой сущности.
Достижение целостности — это создание в рамках
образовательной среды школы в целом или
отдельных ее аспектов условий, позволяющих
ребенку реализовывать и развивать разнообразные
стороны своего «Я», переживать состояние
целостности на интеллектуальном, эмоциональном,
физическом и духовном уровнях. Этому должны быть
подчинены все аспекты образовательного
процесса: содержание учебных предметов,
технологии и методы обучения, стиль общения
учителя и ученика, содержание их общения, система
дополнительного образования, воспитательная и
психологическая работа, оформление школьного
пространства и др.
Не менее важной является реализация принципа
активности ребенка в образовательном процессе. И
это — второе важное положение. В
антропологической педагогике образование
рассматривается как процесс, в который человек
включен в активной позиции. Главное — что эта
активность (даже если она умело создана извне)
управляет ребенком изнутри, помогает ему
преодолевать трудности, идти к цели,
самостоятельно решая задачи собственного
развития.
Обеспечение целостности существования ребенка
в школе и поддержка активности — это задачи,
требующие специальной (целенаправленной и
продуманной) деятельности педагогического
коллектива. Работа с детьми должна насыщаться
условиями и возможностями для развития
различных сторон человеческого «Я». Результатом
такой деятельности будет развитие тех или иных
качеств и способностей ребенка.
Создавая архитектурный проект
Образование есть процесс целенаправленного
развития, который приводит к определенному
результату — становлению человека, обретению им
культурно значимых качеств и способностей. Эти
способности позволяют ему стать субъектом
культуры, человеческих отношений, носителем
исключительно человеческих возможностей —
рефлексии, самосознания, способности к диалогу,
проектировочной деятельности и т.д. Предметные и
межпредметные знания, предметные и общеучебные
умения и навыки выполняют в ходе этого
целенаправленного развития роль «строительного
материала», с помощью которого происходит
сначала созидание, а затем и самосозидание
человека как субъекта культуры.
Если продолжить эту метафору, то становятся
понятными приоритеты и иерархии педагогической
деятельности. Выбор строительного материала
вторичен по отношению к архитектурному проекту.
В свою очередь, этот проект, с одной стороны,
привязан к местности, ансамблю других
сооружений, а с другой — отражает идею,
творческий замысел автора или коллектива
авторов. Так же и знания вкупе с умениями и
навыками не обладают самостоятельной ценностью,
а приобретают ее в контексте некоторой идеи и
целей, поставленных педагогами в отношении
развития личности конкретных учеников, в
контексте задач развития.
Построение системы работы школы на основе
антропологического подхода предполагает, как
минимум, два важных шага.
Первый шаг — проектирование образовательного
процесса и образовательной среды школы на основе
антропологических принципов: 1) целостности
ребенка в процессе образования, 2) его
собственной активности в освоении предлагаемого
содержания, 3) ориентации на развитие качеств и
способностей человека как субъекта культуры.
Второй шаг — построение системы деятельности
всех специалистов школы на основе задач развития
школы и ребенка, организация постоянного
сотрудничества этих специалистов.
Такая система работы предполагает деловое
взаимодействие всех специалистов школы,
создание условий для решения задач развития всех
учащихся школы и каждого ребенка в отдельности.
Система выстраивается и регулируется на
различных уровнях:
— ценностно-целевом: единый взгляд на природу
детства, роль взрослых в развитии ребенка, цели
образования;
— содержательном: общее представление о
портрете выпускника, задачах развития для
различных школьных возрастов, конкретных
учащихся школы;
— технологическом: построение каждым
специалистом своей деятельности на основе
поставленных задач развития;
— организационно-управленческом: создание
устойчивых механизмов сотрудничества,
закрепленных в организационной культуре школы
средств и форм взаимодействия специалистов.
Вернемся к понятию качества образования. С
нашей точки зрения, антропологический подход
представляет собой ту методологическую базу
педагогической деятельности, которая
обеспечивает все «этажи» процесса выработки
критериев оценки качества образования:
раскрывает само понятие, фиксирует эталонные
требования к результату (через описание
обретенных человеком качеств и способностей),
определяет требования к содержанию и процессу
педагогического взаимодействия, настроенного на
решение задач развития учащихся.
Отдельная задача, очень непростая, но понятная
в контексте общих антропологических положений,
— это выработка конкретных критериев и
показателей образованности учащегося и
критериев «нацеленности» образовательного
процесса на эталонный результат, возрастные и
индивидуальные задачи развития. Коллектив
нашего центра вместе с
психолого-педагогическими коллективами целого
ряда российских школ занимается в настоящее
время проектировочной деятельностью по
разработке и внедрению таких показателей.
ЛИТЕРАТУРА
Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и
формирование ценностей. — М.– Воронеж, 2000.
Битянова М.Р. Антропологический подход к
решению проблем успешности обучения ребенка в
школе / М.Р. Битянова, О.И. Глазунова. Московский
городской психолого-педагогический университет;
Психологический институт РАО // Психологическая
наука и образование. —
2005. — № 1.
Битянова М.Р. Работа с ребенком в
образовательной среде: решение задач и проблем
развития: Науч.-методич. пособие для психологов и
педагогов. — М.: МГППУ, 2006.
Битянова М.Р. Разработка и внедрение
гуманистической модели образовательной системы:
учеб.-методич. пособие / Битянова М.Р., Беглова Т.В.
— М.: Педагогический университет «Первое
сентября», 2006.
Колесникова И.А. Педагогическая реальность:
опыт межпарадигмальной рефлексии. — СПб.:
Детство-ПРЕСС, 2001.
Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. — М.:
Смысл, 2002.
Слободчиков В.И., Исаев, Е.И. Психология
развития человека. Развитие субъективной
реальности в онтогенезе. — М.: Школьная пресса,
2000.
Слободчиков В.И., Исаев, Е.И. Психология
человека. Введение в психологию субъективности.
—
М.: Школа-ПРЕСС, 1995.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития:
задача для подростков и их педагогов. — М., 1994. |