Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2008
Тайм-менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты


СТИХИЯ ОГНЯ

Авторская мастерская

 

Надежда БОЛСУНОВСКАЯ,
педагог-психолог
гимназии № 13,
руководитель сетевого
методического объединения
психологов образования,
г. Красноярск

 

Тайм-менеджмент для школьников:
методы, приемы, инструменты

Однажды мне довелось работать со школьником, который тратил на приготовление уроков 12 часов. Когда я попросила его описать процесс выполнения уроков, ребенок ответил: «Я сперва решу один пример, потом чаю попью, потом еще один решу, потом с кошкой поиграю. Потом опять вернусь к примерам, потом отвлекусь...»

Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из наиболее распространенных. Это отмечают и родители школьников, и они сами.

Анализ обращений родителей, бесед с учащимися 2–4-х классов в рамках консультаций, уроков психологии показали, что:

• отдельные школьники до 36 часов в неделю тратят впустую;

• многие дети сами не садятся за уроки, а те, кто садится, до последнего момента откладывают их выполнение;

• некоторые любят оттягивать выполнение полезных дел на потом или вообще забывают об их существовании;

• многие не знают, чем себя занять в свободное время кроме смотрения телевизора и игры на компьютере;

• часть детей смотрят телевизор и играют на компьютере по 4–6 часов ежедневно, тратя на это лучшее время;

• у некоторых школьников процесс выполнения уроков или полезных домашних дел растягивается надолго, потому что они отвлекаются на посторонние дела;

• около половины детей признаются, что не планируют свой день;

• у значительного числа школьников отсутствует режим дня;

• многие учащиеся жалуются, что у них мало времени на отдых — основное время занимает приготовление уроков.

Вот что говорят наши дети по поводу управления временем

«Свои выходные я провожу так: можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи».

«Мой день примерно такой. Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…»

«А вот это мой учебный день: я люблю много гулять, а уроки — к ним я приступаю, когда мама на меня наорет».

«Я всегда тяну время, когда надо делать что-то по дому».

«Меня сильно отвлекает телевизор — я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться».

«Я уроки начинаю делать в 23.30, когда мама скандал закатит, а до этого играю в куклы».

«Я долго настраиваюсь на выполнение чего–либо: вначале чаю попью, с кошкой поиграю, телик посмотрю. А потом уже и за полезные дела…»

«Я делаю уроки иногда по восемь часов, до полтретьего ночи».

Эти примеры показывают, что учащиеся не владеют умением управлять временем. Вместе с тем такое умение является одним из основных и для обучении в школе, и для взрослой жизни. Когда мы тратим время впустую, мы вместе с ним теряем тот стержень, который позволяет нам конструктивно управлять собственной деятельностью и жизнью в целом.

Наш успех и во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента — управления временем, чтобы все успевать: и на работе, и дома. Значимость тайм-менеджмента для взрослых очевидна и неоспорима.

Однако кажется, что тайм-менеджмент — задача совсем не детская. Дети, дескать, и без тайм-менеджмента могут обойтись. Но мы видим, что и в младшем школьном возрасте нередко встает вопрос об обучении навыкам управления временем. Подростка, может быть, и поздно учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, на отдых: он уже привык к тому образу жизни, который ведет…

Конечно, можно менять привычки и в подростковом возрасте, но легче всего начинать работу с младшими школьниками, объявив войну потерянному времени…

Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением временем, обычно поднимаются педагогами, когда они работают с детьми над поговорками типа «Сделал дело — гуляй смело», или когда учат с ними уроки на продленке, или на тематическом родительском собрании. Затрагивают эти моменты и родители, занимаясь воспитанием ребенка в семье, делая с ним уроки или стараясь приучить к порядку. Однако вся эта работа по обучению ребенка умению управлять временем протекает стихийно и как бы между прочим, опираясь в большей степени на собственный жизненный опыт родителей и педагогов.

Программа «Тайм-менеджмент для малышей» направлена на создание условий для формирования у младших школьников умения конструктивно управлять временем.

Задачи программы:

1. Формировать позитивную мотивацию на изучение данного курса.

2. Создать у школьников представления о ситуациях, в которых происходит потеря времени, и о способах организации времени в таких ситуациях.

3. Обучить детей планированию времени в учебный период и в свободное от уроков время.

4. Организовать пространство проживания и проектирования ребенком ситуаций, связанных с конструктивным и неконструктивным управлением временем.

Кроме приобретения специфических навыков, связанных с управлением временем, программа позволяет формировть у школьников умение работать в команде и «проектно» мыслить.

Проектируя развивающую программу по тайм-менеджменту, мы сформулировали следующие характеристики методов, которые позволяют наиболее эффективно добиться поставленных целей.

Так, на наш взгляд, методы должны:

• быть активными и практико-ориентированными — без проживания конкретных ситуаций, проб сложно что-то актуализировать, тем более если речь идет о совместной деятельности, решении проблем; без самостоятельного открытия — знаний, способов проживания ситуаций — школьникам трудно присвоить знание;

• быть событийными — моделировать события, важные для детей, что лежит в основе изменений;

• быть рефлексивными и одновременно личностно значимыми — без осмысления своих действий, действий других невозможно говорить о развитии и изменении. Однако нам хочется, чтобы изменения происходили сами по себе, без лишних усилий, поэтому многие упражнения, связанные с рефлексией и необходимостью изменений, не очень-то желанны, если их «давать в лоб». Такие упражнения хорошо идут либо в игровом контексте, либо когда «отступать уже некуда», то есть когда ребенок осознал необходимость изменений;

• ставить ребенка в активную позицию и поощрять ее;

• создавать ситуации проектирования дальнейших событий и реализации задуманных проектов — стимулировать саморазвитие;

• отвечать потребностям и интересам детей.

Хотелось бы остановиться на использовании деятельностного подхода, лежащего с основе всей программы. Данный подход предполагает не простое изложение учебного материала (как, увы, бывает и в деятельности педагогов-предметников, и в рамках уроков психологии), а такую организацию работы на уроке, при которой школьники вместе с педагогом открывают новое знание. Только такая подача материала позволяет формировать умения учебной деятельности — ведущей деятельности младшего школьника: целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка и пр. Кроме того, деятельностный подход — это верный путь к формированию учебной мотивации, интереса к учению, которого порой не хватает современным детям.

Этапы реализации деятельностного подхода

1. Постановка задачи. Совместное открытие нового начинается с постановки перед школьниками задачи, которую необходимо решить. Причем она ставится не прямо, простым озвучиванием цели урока, а косвенно, когда школьник, выполняя серию заданий, ощущает необходимость в новом знании для того, чтобы успешно действовать.

2. Совместное открытие нового знания. Школьники и педагоги ищут пути преодоления затруднения и в результате получают новые знания.

3. Закрепление и обобщение нового материала в разных формах, которые предполагают активную позицию ребенка.

Деятельностный подход и другие описанные принципы определяют использование нами методов, приемов построения урока. Здесь, в отличие от традиционных подходов, на первый план выходят активные методы обучения.

Методы и приемы

• Погружение

• Проектная деятельность

• Мозговой штурм и групповая дискуссия

• Театрализованная деятельность

• Игровая деятельность

• Беседа

• Эксперимент

• Групповая совместная деятельность

• Анализ ситуаций и их изменение

• Создание истории

Также в программу включены приемы, которые являются специфическими для тайм-менеджмента:

• анализ количества потерянного времени с помощью календарика-пинарика и листа хронометража;

• планирование дня, фиксация в виде плана и его проживание с использованием «золотых правил» управления временем; ведение ежедневника;

• оценка выполнения запланированного и фиксация итогов.

Таким образом, дети в рамках программы знакомятся со следующими инструментами управления временем:

• календариком-пинариком,

• хронометражем,

• планом на день.

Рассмотрим основные методы и приемы, используемые в программе.

I. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КОМАНДНАЯ РАБОТА

Метод проектов предполагает поиск способов решения проблем, а также их непосредственное решение. В рамках программы школьники создают два проекта:

• решают реальную проблему — как помочь ученикам младших классов научиться управлять своим временем. Каждая команда предлагает проект книжки-малышки или газеты, прочитав которую школьникам не захочется терять время впустую. В итоге проекта каждая команда создает свою книгу или газету, которая затем вывешивается в школе для изучения школьниками младших классов. Данный проект является итоговым в курсе тайм-менеджмента.

• разрешают проблемную ситуацию персонажа, который тратит время впустую. Дети должны, обсудив проблему в команде, предложить ее решение и разыграть на эту тему небольшую сценку.

Этапы проектной деятельности

1. Введение в проектирование. Постановка задач. Объяснение технологий и способов действий. Обсуждение регламента. Проговаривание технологий группового взаимодействия.

2. Самостоятельная проектная работа. По ходу проектной работы психолог выступает в роли тьютора, оказывая поддержку школьникам в проектировании содержания и организации командной работы.

3. Презентация проектной работы:

команды представляют свои проекты, затем психолог и представители других команд задают вопросы по содержанию проекта;

— в классе или в коридорах школы организуется выставка проектных продуктов, созданных детьми.

4. Подведение итогов проектной деятельности — здесь обсуждаются вопросы, связанные как с содержанием проекта, так и с организацией командного взаимодействия.

Примерные вопросы для обсуждения по поводу командной и проектной работы:

— Ваши впечатления по поводу работы над проектом: что понравилось, что не понравилось, что было трудно?

— Была ли полезной работа над проектом?

— С какими трудностями сталкивались и как их решали?

— Все ли участники команды работали над проектом?

— Как была организована работа в команде — кто какую часть проекта выполнял?

— Возникали ли разногласия по ходу работы? Из-за чего они возникали и как разрешались?

— Хватило ли времени для выполнения проекта?

— Остались ли вы довольны работой в команде?

Особое внимание в рамках метода проектов уделяется работе в команде — проектные задания составляются таким образом, что, только распределяя обязанности, работая дружно и согласованно, можно достичь цели. Например, команде надо за 40 минут создать книжку-малышку. Если будут работать два-три человека из команды, а остальные займут позицию наблюдателей, то времени не хватит. Необходимо всем включаться в работу, а также грамотно распределять задания с учетом возможностей детей.

II. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Как уже было сказано выше, школьникам необходимо поставить сценку — продемонстрировав таким образом решение проблемы. Обращение к театрализованным проектам не случайно. Во-первых, такие формы работы очень интересны детям, отсюда возникает дополнительная мотивация на самоизменение. Во-вторых, театрализованные формы позволяют ребенку увидеть свое поведение со стороны, понять, к чему приводит потеря времени. В-третьих, они позволяют в целом увидеть систему установок школьников, которая проявляется в спонтанных сценках и ответах. И наконец, они дают возможность каждому ученику раскрыться, показать себя с новой стороны, попробовать себя в роли организатора.

В рамках театрализованного проекта на подготовку дается 10 минут. Лимит времени лишает школьников возможности долго раскачиваться и сразу же заставляет активно действовать.

Говоря о презентации сценок, книжек, газет, важно обратить особое внимание школьников на умение слушать товарищей, когда те представляют проект. Порой это дается с трудом, потому что ребята либо бурно продолжают обсуждать свое выступление, либо так же бурно обсуждают выступление другой команды. Поэтому важно сразу поставить рамки по поводу выслушивания товарищей, воспитывая у школьников культуру слушания.

III. АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ

В программе курса предусмотрены задания, предполагающие анализ ситуаций с ошибками и их последующее изменение. Предлагается два вида ситуаций:

1. Ситуации-тексты. В частности, для анализа детям предлагается один день из жизни школьников, который, как позже выясняется, был потрачен впустую — в нем были нарушены все правила управления временем. Необходимо найти ошибки, а потом их исправить — составить план такого дня, в котором время не тратилось бы зря, и представить его.

Пример. Карта к групповой работе
«Секреты времени»

«Во вторник у Оли с Валерой намечалась контрольная за четверть по русскому языку, поэтому с родителями они договорились, что после школы будут готовиться к контрольной. Уроки у Оли и Валеры закончились в 13.00. Два часа они потратили на дорогу из школы в соседний дом, а потом час обедали. Затем Оля вспомнила, что начинается ее любимый сериал, и убежала, а Валера уткнулся в компьютерную игру. Так они и просидели до 21.00. В 21.00, за час до прихода мамы, они вспомнили про контрольную и стали искать по квартире учебник русского языка. В 22.00 учебник был найден, и тут пришла мама. До 23.00 мама рассказывала про работу, а в 23.00 спросила про подготовку к контрольной работе. Дети честно рассказали, что ничего не сделали. Мама расстроилась, но сказала, что уже поздно и пора спать, и они легли спать с невыученными правилами. И в итоге получили двойки».

Данная работа используется нами на этапе введения правил управления временем — анализ текста подводит школьников к необходимости введения правил, чтобы в жизни не получилось так, как у школьников из вышеприведенного рассказа.

Анализ ситуаций происходит в рамках групповой работы. Школьники анализируют текст, а затем представители команд рассказывают об ошибках и предлагают исправленные варианты.

2. Ситуации-сценки. Несколько человек из класса спонтанно или после минимальной подготовки представляют в виде сценок ситуации, в которых люди нерационально используют время. Класс определяет и называет ошибки, показанные в сценке, затем представители от класса показывают правильный вариант разрешения ситуации.

IV. СОЗДАНИЕ ИСТОРИИ

В ходе курса «Тайм-менеджмент для малышей» мы также обращаемся и к такому виду работ, как создание истории.

Так, мы предлагаем школьникам написать авторскую сказку или историю, в которой главный герой вначале терял бы время попусту, а потом менялся.

Смысл данной работы в том, чтобы школьники вместе с героем прожили правильные и неправильные образцы управления временем, актуализировали для себя правила, а также в тексте отреагировали те чувства, которые связаны у них с управлением временем.

Этапы работы

1. Подготовка школьников к созданию историй.

2. Создание текстов детьми в течение одной недели и их фиксация.

3. Презентация работ и обсуждение заключенных в них идей.

Отдельно хотелось бы остановиться на этапе «Презентация». Индивидуальная презентация собственных продуктов представляет для некоторых детей большую трудность, потому что им кажется, что их творение могут не принять в классе, что все начнут смеяться. Поэтому надо очень индивидуально подходить к каждому выступлению. Если ребенок не хочет выступать, не стоит настаивать, такой учащийся — это для нас сигнал, что ему нужна поддержка. Лучше обсудить его проблему с глазу на глаз.

Во время презентации важно не допустить ироничные реплики, смешки в адрес выступающего товарища, что порой случается в нашей школе. Важно сразу оговорить, что принимаются любые работы, какие бы они ни были.

Вопросы для обсуждения историй:

— Какие правила управления временем нарушил герой?

— Что помогло герою перестать тратить время впустую?

— Чему учит нас эта история? Какой она таит в себе секрет?

Рассмотрим специфические инструменты, помогающие управлению временем.

Календарик-пинарик представляет собой табличку, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рис.).

Идея инструмента

Календарик-пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать ребенку, сколько времени он тратит впустую, а также мотивировать его на более полезное времяпрепровождение. Использование календарика-пинарика в работе со школьниками показало, что количество потерянных часов сокращается. Дети отмечают, что стали бережнее относиться ко времени.

Это достигается за счет того, что:

• ребенок видит, сколько времени он потратил впустую, и это заставляет его задуматься; получая в конце недели пугающую цифру о потерянных часах (был случай, когда ребенок потратил впустую 41 час), дети начинают по-другому относиться к времени.

• ребенок собственноручно отмечает потерянные часы цветом, это показывает, что именно от него зависит количество потраченного впустую времени; кроме того, здесь срабатывает и желание ребенка «быть хорошим»;

• календарик постоянно находится у ребенка перед глазами, он постоянно видит и осознает, что надо будет его раскрасить — в данной ситуации календарик выступает своеобразным инструментом контроля, некой напоминалкой, которая ежеминутно сигнализирует о нежелательности траты времени впустую.

Принцип действия календарика. Ежедневно учащийся отмечает время, которое он потратил впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, с 15.00 до 22.00 ребенок играл на компьютере, хотя родители позволяют ему играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и делать домашние дела. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (ребенку в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом календарик все время находится у ребенка перед глазами.

После того как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени и цифра записывается в колонке «Итоги». По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.

Этапы работы

1. Объяснение психологом назначения инструмента и способа работы с ним.

2. Самостоятельная работа школьников по ведению календариков-пинариков в течение недели.

3. Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам ведения календарика-пинарика.

4. Групповое (или индивидуальное) обсуждение со школьниками заполненных календариков-пинариков и планирование дальнейшей работы с ними.

5. Самостоятельная работа школьников по дальнейшему ведению кадендариков-пинариков в течение недели.

6. Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам ведения ребенком календарика.

7. Совместное обсуждение и подведение итогов.

Опыт работы с каленадриком-пинариком в четвертых классах показал, что целесообразно вести его в течение двух-трех недель. Этого времени достаточно для получения эффекта. Первая неделя в большей степени носит диагностический характер и позволяет психологу отследить количество потерянного времени у ребенка, хотя и здесь уже пинарик выступает как механизм вынесенного контроля. Вторая и третья неделя является как раз благоприятным периодом для изменений, особенно если после первой недели грамотно проведена рефлексия со школьниками.

Формы проведения
индивидуальных мини-консультаций

• Психолог проходит по классу и тихонько говорит ребенку, на что стоит обратить внимание. Это позволяет дать индивидуальную обратную связь ребенку, а также выявить спектр проблем, трудностей, которые потом можно использовать во время дискуссии.

• Возможна также и индивидуальная работа с ребенком после уроков.

Примерные вопросы для обсуждения со школьниками:

— Расскажите о ваших впечатлениях от заполнения календарика-пинарика.

— На что вы впустую тратили время?

— Было ли ведение календарика полезным? Почему?

— Как вы планируете бороться с потерянным временем на этой неделе?

Наряду с календариком-пинариком для анализа количества потерянного времени и мотивирования ребенка на более рациональное использование времени можно использовать прием «Хронометраж».

Хронометраж — это также инструмент для анализа количества потерянного времени. Он реализуется в виде двух последовательных этапов:

1. Фиксация всех событий от подъема до отбоя. Ребенку предлагается записывать в течение одного-двух дней всё, что он делает и что с ним происходит

2. Совместный с ребенком анализлиста зафиксированных событий. В отличие от календарика-пинарика, хронометраж позволяет выявить количество потерянных часов и определить, на что конкретно ребенок потратил время.

Хронометраж более труден для выполнения, и его нецелесообразно проводить более одного-двух раз. Обычно ребенку рекомендуется зафиксировать два дня — рабочий и выходной, так как по содержательному наполнению они отличаются друг от друга.

В целом, хронометраж целесообразнее использовать при индивидуальной работе с ребенком, где возможен детальный анализ. Вместе с тем в рамках уроков психологии данный прием также эффективен, особенно в плане диагностики — где ребенок расходует время впустую, а также в плане формирования мотивации для более рационального использования времени.

Был случай, когда мальчик принес свой хронометраж выходного дня, в котором день был поделен на две части: до обеда он играл на компьютере, после обеда смотрел телевизор. Ничего полезного он за весь день не сделал. При обсуждении ребенок сам обнаружил, что неправильно строил свой выходной день и впоследствии стал планировать выходные по-другому.

Когда мы реализуем хронометраж в рамках уроков психологии, то здесь важно добавить еще один этап — «Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам хронометража».

Формы проведения мини-консультаций

• Психолог проходит по классу и негромко говорит ребенку, на что стоит обратить внимание. Это позволяет дать индивидуальную обратную связь, а также выявить спектр проблем, трудностей, которые потом можно использовать во время дискуссии.

• Дети сдают свои листки хронометража, а психолог проверяет их и пишет свои пожелания.

• Индивидуальная работа с ребенком после уроков.

Примерные вопросы для обсуждения:

Ваши впечатления от хронометража: что понравилось, что не понравилось, что было трудным.

— Сколько времени вы потратили на просмотр телевизора, игру на компьютере, на приготовление уроков, прогулку?

— Сколько времени потратили на помощь по дому и учебные дела?

— Тратили ли вы время впустую?

— Как вы думаете, нужно ли в выходной день заниматься полезными делами, или можно их забросить?

— Полезной ли была для вас работа с хронометражем? Если да, то чем, если нет, то почему?

— Собираетесь ли вы что-то изменить в планировании по итогам хронометража?

План на день — еще один удобный инструмент управления временем, но к нему младшие школьники прибегают совсем редко.

Работа со учащимися в рамках планирования дня позволила выявить следующие особенности.

• К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в секциях, для того чтобы все успеть. Дети, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, реже обращаются к планированию.

• Дети склонны просто придумывать мероприятия для свободного времени, а не планировать время под заранее продуманные дела.

• Дети не склонны включать в свой план полезные дела по дому.

Для того чтобы школьники научились рационально управлять своим временем, нами используется такой инструмент тайм-менеджмента, как план на день.

Работа с планом учит:

• планировать время и рационально им управлять;

• контролировать и оценивать результаты;

• анализировать происходящее, выбирать наиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации;

• выполнять ту работу, которая является необходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому).

Анализируя выявленные особенности планирования и проектируя коррекционно-развивающие действия, мы пришли к следующим этапам организации работы ребенка с планом на день. На наш взгляд, предложенные ниже этапы в максимальной степени позволяют достичь коррекционно-развивающего эффекта.

1. Осмысление и планирование предстоящих событий.

Важно, чтобы работа по планированию дня начиналась с осмысления того, что ребенку предстоит сделать завтра-послезавтра: какие мероприятия предвидятся, какие планы в отношении него у родителей. При этом ребенок должен наметить мероприятия по пунктам «Учебные дела», «Полезные дела», «Дела в свободное время».

Чтобы дети обратили внимание на полезные дела, необходимо в обязательном порядке включать их в план. Желательно сразу ввести для ребенка правило «Съесть лягушку» — делать каждый день дела полезные, но не очень интересные. Таким образом, в плане на день у ребенка должны быть отражены дела по всем трем пунктам: учебные, полезные и в свободное время.

Если ребенок работает над преодолением какой-то проблемы или выработкой определенного навыка, например учится хорошо себя вести, то это тоже должно найти отражение в плане на день.

2. Выявление наиболее важных дел. После того как ребенок очертил круг мероприятий, важно, чтобы он отметил для себя наиболее важные, которые необходимо сделать в первую очередь.

3. Планирование порядка и времени выполнения того или иного дела. Целесообразно прикинуть порядок и время выполнения намеченного. Главные дела должны стоять в плане в числе первых, а не откладываться на потом.

4. Фиксация планируемых мероприятий и времени их выполнения.

5. Фиксация факта выполнения или невыполнения мероприятий. В плане есть отдельная колонка, где ребенок фиксирует значком степень выполнения запланированного.

6. Анализ выполненных и невыполненных мероприятий. Анализ причин невыполнения задуманного и планирование мероприятий по коррекции возникших трудностей.

7. Составление плана на новый день с учетом возникших трудностей предыдущего дня.

Алгоритм введения плана на день
в рамках уроков психологии:

1. Объяснение психологом назначения инструмента и способа работы с ним. Введение алгоритма планирования и золотых правил управления временем.

2. Самостоятельная работа по ведению планов в течение недели.

3. Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам ведения плана.

4. Совместное групповое (индивидуальное) обсуждение со школьниками заполненных планов и дальнейшей работы с ними.

5. Самостоятельная работа школьников по дальнейшему ведению планов в течение недели.

6. Индивидуальная мини-консультация психолога для школьников по итогам ведения плана.

7. Совместное обсуждение и подведение итогов.

Ведение планов в течение двух недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленно ежедневно планировать свое время. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этого начнут составлять планы. Но даже те, кто в дальнейшем не будет регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем, и сделают для себя определенные выводы.

Формы проведения мини-консультаций психолога

• Психолог проходит по классу и негромко говорит ребенку, на что стоит обратить внимание. это позволяет дать индивидуальную обратную связь, а также выявить спектр проблем, трудностей, которые потом можно использовать во время дискуссии.

• Дети сдают свои листки с планированием, а психолог проверяет их и пишет свои пожелания.

• Индивидуальная работа с ребенком после уроков.

ПЛАН НА ДЕНЬ
время занятость отметка
о выполнении
8.00–13.00 уроки в школе +
15.00–16.00 игра на компьютере +
16.00–18.00 приготовление уроков (!!!) +
18.00–19.00 мытье посуды (!!!)
19.00–20.00 прогулка с братом
21.00–22.00 сборка модели +

Примерные вопросы для обсуждения
со школьниками в рамках рефлексий:

Расскажи о своих впечатлениях от работы с планом на день: что понравилось, что не понравилось, что было трудным.

— Много ли дел ты не успеваешь делать? Почему?

— Какие дела ты чаще всего забывал: полезные, учебные, свободные?

— Была ли полезной для тебя подобная работа с планом? Если да, то чем? Если нет, то почему?

— Что ты планируешь улучшить в себе при работе с планом на следующей неделе?

— Планируешь ли ты в дальнейшем вести планы или после урока психологии забудешь об этом? Почему?

Из опыта работы

Первоначально школьники демонстрируют достаточно подробные планы, где отражено все — от подъема до сна, дети расписывают все дела по часам. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы они фиксировали только основные мероприятия.

Когда мы начинаем работу с планами, школьники часто спрашивают: а кто мне будет напоминать, что я должен это сделать в такое-то время?

Здесь можно порекомендовать школьникам следующие напоминалки:

— СМС-напоминалка и телефонный звонок от родителей,

— мобильная напоминалка: когда мобильник прозвенит, надо это сделать,

— метки на руке,

— приклеенные на самом видном месте — над рабочим столом, на дневнике или на холодильнике — липкие бумажки.

Памятка-алгоритм по составлению плана
и работе с ним для ребенка

1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для тебя. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться или, может быть, занятия в художественной школе, про которые нельзя забыть.

2. Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра. Может, завтра приезжает любимая бабушка и к ее приезду необходимо срочно убраться в квартире или помочь маме испечь торт. Помни правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться до лучших времен.

3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить модель машинки или дочитать книгу?

4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты сделаешь прежде всего. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что после небольшого отдыха, пусть около телевизора, ты начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть телевизор до вечера.

5. Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра, в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:

• учебные дела,

• полезные дела — помощь по дому,

• свободное время.

Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту — нужно оставить в плане время для непредвиденных дел. Около особо важных дел поставь восклицательный знак.

6. После того как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал — поставь «–»

7. Вечером посвяти пять минут своему плану.Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но важные дела должны быть выполнены.

Ответь для себя на ряд вопросов:

— Все ли из запланированного я сделал?

— Что мне не удалось сделать? Почему?

— Не удалось выполнить дела из разряда важных или из пункта «Отдых»? Или и те и другие?

— Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА — сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.

8. После того как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.

TopList