Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2008
«Четыре стихии» в педагогике и психотерапии


СТИХИЯ ВОДЫ

Мастер-класс

Александр ШУВАЛОВ,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник МИОО,
руководитель психологической службы ГОУ
«Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово»,
руководитель центра психологического здоровья детей и семьи «Живая вода», Москва

«Четыре стихии»
в педагогике и психотерапии

Чтобы профессионально обеспечивать детям человеческие условия развития, необходим определенный эталон, нормативная система координат. Авторитетные российские психологи В.И.Слободчиков и Г.А.Цукерман блистательно решили эту задачу. Они операционализировали антропологический принцип в психологии развития и предложили оригинальную типологию базовых педагогических позиций (см. рис.).

Базовые педагогические позиции
Базовые педагогические позиции

Первый шаг в различении позиций — определение исходных оснований взаимосвязи жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка. Жизнь человека обусловлена культурой, но не сводима к ней, проживается и переживается непосредственно. Поэтому первое разделение позиций взрослых — на позиции «культурные», связанные с сознанием, хранением и передачей норм и эталонов культуры другим поколениям, и позиции «бытийные», связанные с выращиванием и сохранением непосредственного ощущения и переживания радости, красоты и самоценности жизни.

Второй шаг — определение исходных движущих сил развития детско-взрослой общности. Взрослые в своем отношении к детям стремятся либо к передаче им собственной жизненной позиции (линия отождествления), либо к утверждению самобытности ребенка (линия обособления).

Полное обеспечение душевного здоровья, комфорта, жизненной укорененности — главный результат работы (жизни) взрослого в «бытийных» позициях. Встреча с «родителями» дарит ребенку чувства защищенности и жизнелюбия. Встреча с «мудрецом» позволяет найти, создать, усмотреть в общечеловеческой (а потому — ничьей, безличной) сокровищнице жизненных ценностей свое собственное сокровище, свет и богатство собственной души.

Позицию «родитель» не стоит замыкать на родовой связанности взрослого и ребенка. «Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, но узы уважения и радости к жизни друг друга», — написал Р. Бах. Существует «разлитое родительское отношение» человека к человеку, нацеленное на воплощение теплого чувства близости, сродства с людьми, миром, с самой жизнью как основы жизненной энергетики и стойкости.

Вооружение детей культурными нормами, способами и средствами работы (практической, умственной, организационной) — цель деятельности взрослого в «культурных» позициях. «Умелец» погружает ребенка в совместное действие и учит действовать. «Учитель» разрывает плотную ткань действия, высвобождая фазу чистого обучения, ориентировки в том, зачем, что и как надо делать. Он учит не действовать, а предварительно учиться действию. Встреча с «умельцем» формирует в ребенке такого же умельца, ее задача — чтобы взрослый и ребенок сравнивались в своей умелости. Такое итоговое тождество не предполагается при встрече ребенка с «учителем». Результатами своих трудов «учитель» удовлетворяется в том случае, если его ученик будет способен учить себя (и только себя), но зато чему угодно (угодно ученику).

Отношение взрослого к ребенку потенциально является источником целого ряда образовательных процессов. Каждой педагогической позиции соответствует свой развивающий образовательный процесс: «родитель» — выращивание жизнеспособного человека; «умелец» — формирование специальных способностей; «учитель» — обучение всеобщим способам мышления и деятельности; «мудрец» — воспитание всечеловеческого в человеке (cм. табл. 1 на с. 38).

Таблица 1

Педагогические позиции и цели образования

Базовая
педагогическая
позиция
Специфика
педагогической
деятельности
Соответствующий
образовательный
процесс
Магистральная цель и
предполагаемый результат
образования
Родитель Забота, чуткость и отзывчивость по отношению к детским нуждам и переживаниям, воодушевление любовью и волей к жизни Выращивание жизнеспособного человека Жизнеспособность: способность индивида заботиться о своей жизни, основанная на чувстве социальной укорененности и жизнелюбии
Умелец Введение в культурно-деятельностные сферы с целью их освоения, приобщение к ремеслам Формирование специальных способностей (придание им образцовых форм) Функциональная грамотность и компетентность субъекта деятельности, трудолюбие
Учитель Культивирование самостоятельности и продуктивности мышления и деятельности Обучение универсальным способам мышления и деятельности Инициативность и креативность субъекта деятельности, любознательность
Мудрец Духовное наставничество, поддержка в сущностном познании и ценностном самоопределении Воспитание всечеловеческого в человеке Человечность: духовная целостность, стремление к осмыслению действительности и самосовершенствованию, человеколюбие и жизнестойкость

Базовые педагогические позиции — это своего рода «четыре стихии» образовательной практики. Они символизируют начальные условия полноценного, гармоничного развития ребенка, фиксируют измерения педагогического профессионализма. В каждой конкретной ситуации благотворное воздействие взрослого на ребенка происходит, если есть единственный в своем роде сплав педагогических позиций; так из отдельных звуков складывается единый аккорд, а из исходных красок — новый цвет. Взрослым, строящим совместную с ребенком жизнь, нелишне представить себе состав и пропорции основных элементов, чтобы разобраться, кто же мы реально есть и кем можем быть в реальных отношениях с детьми.

В.И. Слободчиков замечает, что синтез базовых педагогических позиций задает все многообразие профессиональных позиций в гуманитарной сфере. Справедливость данного утверждения можно проиллюстрировать на примере сферы психологической помощи и психотерапии. Так, последователи традиционных психотерапевтических подходов используют технологии, рассчитанные на определенный стиль отношений между психологом и клиентом. Психоанализ предполагает перенос/контрперенос эмоциональных реакций, которые по своему характеру напоминают отношения ребенка и родителя и составляют психологическую основу терапевтического альянса; рациональный и поведенческий подходы культивируют отношения, близкие специфике учебного и тренировочного процессов; для гуманистической психологии и феноменологической психотерапии характерна эгалитарная модель взаимоотношений — личностный союз. Данное различение позволяет выделить специфические признаки педагогических позиций в деятельности психологов и психотерапевтов:

• психоаналитик склоняется к позиции контролирующего «родителя», который помогает клиенту посредством позитивного регресса восстановить в сознании и «проработать» репрессированные события детства ради достижения внутриличностной согласованности;

• бихевиористу ближе позиция «умельца» или социально компетентного тренера, который отличается образцовым самообладанием и стимулирует клиента к обогащению поведенческого репертуара и наращиванию адаптационных возможностей;

• для когнитивного психотерапевта характерна позиция «учителя», обучающего клиента реалистично и продуктивно мыслить, упорядочивая свои переживания и жизненный опыт;

• принципы гуманистического психолога — фасилитатора личностного роста, помогающего клиенту обрести себя и свое место в мире, — созвучны позиции «мудреца».

Сопоставление базовых педагогических позиций и традиционных способов оказания психологической помощи позволяет зафиксировать образовательные аспекты гуманитарной психотерапии (табл. 2).

Таблица 2

Образовательные аспекты гуманитарной психотерапии

Подход
в психотерапии
Педагогическая доминанта
в деятельности психотерапевта
Адекватная педагогическая позиция Форма процесса образования
Психоаналитический
(психодинамический)
Сопровождение клиента в процессе позитивного регресса, анализа и интерпретации продуктов бессознательного Родитель Взросление, основанное на самопознании и развитии контроля над «теневыми» сторонами психической жизни
Поведенческий
(бихевиоральный)
Формирование у клиента
поведенческих навыков
Умелец Труд, тренировка
Рациональный
(когнитивный)
Обучение клиента продуктивным стратегиям мыследеятельности Учитель Учение
Феноменологический
(экзистенциально-
гуманистический)
Помощь клиенту в осмыслении и самобытном проживании обстоятельств индивидуальной жизни Мудрец Экзистенциальное общение, межличностный диалог

Это позволяет увидеть основные психотерапевтические методы в новом качестве: они являются не только психотехниками, но и средствами антропопрактики и применимы в соответствии с целями и смыслами развития и саморазвития человека. С точки зрения современной — интегративной — психотерапии:

• методы рассматриваются как способы организации психологической помощи;

• мастерство специалиста проявляется в умении пластично совмещать различные методы и приемы, исходя из задач психологической помощи;

• эффективность психологической помощи обусловлена качеством контакта психолога и клиента.

Таким образом, руководящим для образовательной и психологической практики признается антропологический принцип, согласно которому качество работы специалиста обеспечивается не только верно избранным методом и грамотной организацией процесса, но и человеческим фактором: и педагог, и психолог работают не «техникой» (или «методикой»), а «собой», а стало быть, неизбежно и с собой. Поэтому педагогическая деятельность и психологическая помощь, по меткому замечанию В.Е.Кагана, требуют от специалистов мужества.

ЛИТЕРАТУРА

Александров А.А. Современная психотерапия. — СПб.: Академический проект, 1997.

Каган В.Е. Психология и психотерапия: гуманизация и интеграция // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.

Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. — 1989. — № 11, 12; 1990. — № 1, 2.

Шувалов А.В. Служба психологического здоровья детей (методологические аспекты). — М.: ЦРТДиЮ «Лефортово», 2004.

TopList