Акция «ПОДЕЛИСЬ
УСПЕХОМ!»
Ядовитые плоды гиперопеки
Я работаю педагогом-психологом
в школе и по совместительству в детской
поликлинике. Хочу поделиться случаем из своей
практики.
Однажды ко мне на прием в поликлинику пришла
бабушка одиннадцатилетнего мальчика. Состояние
ее было удручающим — она плакала, хваталась за
сердце и очень просила помочь внуку. Мальчика
мучила рвота, которая наступала, как только он
переступал порог дома. Сашу уже обследовали
множество врачей, но выяснить причину недуга так
и не удалось. Участковый педиатр посоветовала
обратиться к психологу.
Мы договорились, что на следующий день Саша
придет в поликлинику и мы попытаемся
разобраться, в чем дело. Однако утром вместо Саши
меня встретила заплаканная молодая женщина —
мать Саши. Она поведала уже знакомую историю о
хвори сына. Во время беседы мне удалось выяснить
некоторые подробности жизни семьи. Сашины
родители развелись, когда мальчику едва
исполнился год, и с тех пор они не виделись. Саша
вместе с мамой проживает в квартире бабушки, где
царят свои порядки. Мама Саши работает
экономистом в довольно солидной организации, и у
нее практически не остается времени на сына.
Поэтому воспитание внука полностью легло на
плечи бабушки Татьяны Петровны, у которой
гипертония, сахарный диабет и множество других
заболеваний. Выяснилось также, что школу Саша не
посещает уже три недели. Мама очень волновалась
по этому поводу. Кстати, учится Саша довольно
хорошо — без троек. Расстались мы с тем, что в
пятницу наша встреча с мальчиком все-таки
состоится.
Однако меня вновь ждало разочарование. В
пятницу у кабинета меня поджидала бабушка. Она
слезно просила оказать помощь внуку на дому. На
этот раз сердце мое дрогнуло, и после работы,
одержимая профессиональным интересом, я
отправилась вместе с Татьяной Петровной на
выручку Саше. Дом, где проживала семья, оказался в
пяти минутах ходьбы. Мы поднялись на четвертый
этаж и остановились перед железной дверью, на
которой было целых три замка. Открывала их
Татьяна Петровна довольно долго, поясняя, что
такое их количество просто необходимо — в
подъезде наркоманы, пьяницы и прочий сброд. Когда
с замками было покончено, перед нами возникла еще
одна дверь, но уже деревянная. Она закрывалась
всего на один, но «хитрый» замок... Я
почувствовала некоторое волнение, в моем
сознании пронеслась мысль, что сейчас я больше
похожа на рыцаря, приехавшего спасать из
заточения прекрасную деву, нежели на детского
психолога. Мысли мои прервала хозяйка квартиры,
пригласив войти.
И вот мы в квартире! Не успев рассмотреть
великолепие ее убранства, я увидела своего
«пациента». Это был розовощекий мальчуган почти
с меня ростом. Встретил он меня словами: «Вы
психолог? Будете меня лечить?» Мне пришлось
объяснить Саше, что психолог не прописывает
лекарства, не ставит уколы, у него другие методы
воздействия. Все время, пока мы беседовали,
Татьяна Петровна заглядывала в комнату и делала
внуку замечания: «не крутись», «слушай, что тебе
говорят», «опусти ногу» и пр. В конце беседы я
спросила Сашу, давно ли он гулял с ребятами во
дворе? Мальчик испуганным голосом ответил, что
болен и гулять не выходит. Тогда я задала ему
встречный вопрос: «А ты действительно чувствуешь
себя больным? У тебя болит что-то?» Саша покачал
головой. «Тогда одевайся, мы отправляемся на
прогулку!» — скомандовала я. Саша недоверчиво
посмотрел на меня, но минуту спустя был уже
готов...
Шли мы с Сашей не спеша, наслаждаясь лучами
весеннего солнца. Сзади, кряхтя, плелась Татьяна
Петровна. Саша рассказывал мне о своих друзьях, о
школе, о том, что нравится ему природоведение и
учительница Марина Сергеевна, она же и классный
руководитель. Саша сожалел, что «по болезни»
пропустил много тренировок дзюдо и тренер теперь
не возьмет его на соревнования. Мы договорились,
что слово «болезнь» он на время вычеркнет из
своего лексикона и заменит на жизнеутверждающее
«Я — здоров!».
Так мы незаметно дошли до школы. Хотя уроки уже
закончились, я предложила Саше подняться в класс.
Отворив дверь кабинета биологии, мы увидели
Марину Сергеевну, проверявшую тетрадки. Она
улыбнулась, увидев Сашу. Здесь мне пришлось
немного слукавить, сказав Саше, что Марина
Сергеевна моя давняя знакомая. Выйдя из кабинета,
я кратко описала ситуацию. Марина Сергеевна не
растерялась. Она договорилась с Сашей, что
встретит его у подъезда и они вместе пойдут в
школу.
На обратном пути я спросила Сашу, заметил ли он,
что в течение двух с половиной часов его ни разу
не вырвало? Мальчик растерянно посмотрел на меня,
а потом, улыбнувшись, сказал: «Вы что, мне
волшебное заклинание произнесли?» «Конечно, ты
полностью здоров!» — ответила я.
Несколько дней спустя с бабушкой и мамой мы
беседовали о том, что значит быть подростком,
какие изменения происходят в его личностном
развитии, какие ядовитые плоды приносит
гиперопека, о том, как нужна сейчас Саше
самостоятельность и активность... Все время, пока
мы беседовали, мальчуган нарезал круги на
велосипеде вокруг поликлиники, на лице его сияла
счастливая улыбка!
З. СМИРНОВА,
педагог-психолог,
г. Волгоград
|