Акция «ПОДЕЛИСЬ
УСПЕХОМ!»
Марафон в начальной школе
Каждый год в практике
психологической службы ГОУ № 1674 «Начальная
школа — детский сад» появляется новая форма
работы. Источниками вдохновения являются новые
потребности нашего творческого коллектива,
нестандартные ситуации в учебно-воспитательном
процессе, обогащение новыми знаниями, расширение
границ компетентности руководителя, выездные
сессии, окружные учебно-практические школы.
Два раза в году психолог проводит плановую
диагностику интеллектуального развития детей.
Проходит марафон для школьников нашего
учреждения в октябре и апреле.
Каждый практический психолог знает, как сложно
найти время для каждого класса, подобрать
методику, приемлемую для группового проведения,
и охватить весь спектр психологических
параметров. Обычно эта процедура очень
затягивается. Мною была придумана и адаптирована
к условиям ОУ новая форма диагностики. В нашем
учреждении начальная школа представлена только
четырьмя классами (один 1-й, один 2-й и т.д.), дети
проводят здесь целый день. Заручившись
поддержкой администрации, я решила провести
диагностику в течение дня одновременно во всех
классах. Отсюда и название «День
психологического марафона».
Каждый психолог (у нас два штатных психолога и
два специалиста, имеющих образование
практического психолога) отвечает за проведение
занятия по одной психической функции (память,
внимание, мышление, воображение) и находится в
одном классе. Дети переходят из одного помещения
в другое. Каждое занятие длится 30 минут. 15 минут —
подготовительные, развивающие упражнения, 15
минут — диагностика. Между занятиями перемены
тоже по 15 минут.
Вторая часть родилась из потребности провести
интенсивное эмоционально-интеллектуальное
общение в разновозрастных группах. Необходимо
было организовать некое действо, в котором дети
принимали бы активное участие и где у них была бы
возможность проявить свои скрытые резервы.
Экспериментальная работа по теме «Организация
сотрудничества участников
учебно-воспитательного процесса в ходе
ученического проектирования» актуализировала и
структурировала эту проблему. Были определены
личностные качества ребенка, которые необходимы
для развития субъектной позиции:
самостоятельность, инициатива, психическая
активность, навыки общения, критичность
мышления, творческие способности.
Для формирования и развития у ребенка
субъектной позиции необходимо создать
психолого-педагогические условия,
способствующие развитию проектных форм
мышления, личностных, интеллектуальных,
коммуникативных, организационно-деятельностных
способностей. Так родилась вторая часть
марафона.
Наиболее приемлемая форма проведения
коллективного творческого дела — игра. Мы
предложили детям творчески подойти к завершению
известной русской народной сказки.
Для меня, как организатора такого мероприятия,
принципиальным является отсутствие какой бы то
ни было предварительной подготовки со стороны
детей.
Большое внимание я уделяю цветовому,
информационному и музыкальному оформлению
помещений, в которых проходят общий сбор,
диагностика, игры.
Марафон начинается торжественной линейкой в
музыкальном зале. Дети исполняют гимн Москвы,
гимн нашего ГОУ. Я произношу приветственное
слово участникам марафона, представляю
магистров памяти, внимания и др., раздаю
маршрутные листы с указанием времени и кабинета,
где будет проходить диагностическое занятие.
Вторая часть проходит во второй половине дня
также в помещении музыкального зала. Ее цель —
развитие навыков общения, творческих
способностей у детей в разновозрастной группе.
Детям в каждом классе раздаются в случайном
порядке карточки с изображением цветных
геометрических фигур (4 варианта). Они
прикрепляют их к костюму. В зале по команде:
«Образовать группы по цвету и форме фигур на
карточке» — дети очень быстро «перемешиваются»,
и получаются четыре разновозрастные группы.
Каждая команда, в свою очередь, делится еще на две
подгруппы. Одна готовит оформление, иллюстрацию
к сказке на листе бумаги. Вторая непосредственно
разрабатывает сюжетную линию инсценировки.
За работой каждой творческой группы наблюдает
психолог и заносит данные по детям в специально
подготовленную таблицу. Отмечаются ролевые
позиции в деятельности, такие, как: генератор
идей, организатор, активный исполнитель,
пассивный исполнитель, отвергающий.
Подготовка творческого задания занимает у
детей около 20 минут. Затем каждая группа
показывает свой вариант сказки.
Завершается марафон общей линейкой, на которой
мы подводим итоги выступлений, говорим слова
благодарности участникам и дарим памятные книги.
Екатерина КИРСАНОВА,
педагог-психолог,
Москва
|