Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
Марафон в начальной школе


ГИЛЬДИЯ

Акция «ПОДЕЛИСЬ УСПЕХОМ!»

Марафон в начальной школе

Каждый год в практике психологической службы ГОУ № 1674 «Начальная школа — детский сад» появляется новая форма работы. Источниками вдохновения являются новые потребности нашего творческого коллектива, нестандартные ситуации в учебно-воспитательном процессе, обогащение новыми знаниями, расширение границ компетентности руководителя, выездные сессии, окружные учебно-практические школы.

Два раза в году психолог проводит плановую диагностику интеллектуального развития детей. Проходит марафон для школьников нашего учреждения в октябре и апреле.

Каждый практический психолог знает, как сложно найти время для каждого класса, подобрать методику, приемлемую для группового проведения, и охватить весь спектр психологических параметров. Обычно эта процедура очень затягивается. Мною была придумана и адаптирована к условиям ОУ новая форма диагностики. В нашем учреждении начальная школа представлена только четырьмя классами (один 1-й, один 2-й и т.д.), дети проводят здесь целый день. Заручившись поддержкой администрации, я решила провести диагностику в течение дня одновременно во всех классах. Отсюда и название «День психологического марафона».

Каждый психолог (у нас два штатных психолога и два специалиста, имеющих образование практического психолога) отвечает за проведение занятия по одной психической функции (память, внимание, мышление, воображение) и находится в одном классе. Дети переходят из одного помещения в другое. Каждое занятие длится 30 минут. 15 минут — подготовительные, развивающие упражнения, 15 минут — диагностика. Между занятиями перемены тоже по 15 минут.

Вторая часть родилась из потребности провести интенсивное эмоционально-интеллектуальное общение в разновозрастных группах. Необходимо было организовать некое действо, в котором дети принимали бы активное участие и где у них была бы возможность проявить свои скрытые резервы. Экспериментальная работа по теме «Организация сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса в ходе ученического проектирования» актуализировала и структурировала эту проблему. Были определены личностные качества ребенка, которые необходимы для развития субъектной позиции: самостоятельность, инициатива, психическая активность, навыки общения, критичность мышления, творческие способности.

Для формирования и развития у ребенка субъектной позиции необходимо создать психолого-педагогические условия, способствующие развитию проектных форм мышления, личностных, интеллектуальных, коммуникативных, организационно-деятельностных способностей. Так родилась вторая часть марафона.

Наиболее приемлемая форма проведения коллективного творческого дела — игра. Мы предложили детям творчески подойти к завершению известной русской народной сказки.

Для меня, как организатора такого мероприятия, принципиальным является отсутствие какой бы то ни было предварительной подготовки со стороны детей.

Большое внимание я уделяю цветовому, информационному и музыкальному оформлению помещений, в которых проходят общий сбор, диагностика, игры.

Марафон начинается торжественной линейкой в музыкальном зале. Дети исполняют гимн Москвы, гимн нашего ГОУ. Я произношу приветственное слово участникам марафона, представляю магистров памяти, внимания и др., раздаю маршрутные листы с указанием времени и кабинета, где будет проходить диагностическое занятие.

Вторая часть проходит во второй половине дня также в помещении музыкального зала. Ее цель — развитие навыков общения, творческих способностей у детей в разновозрастной группе.

Детям в каждом классе раздаются в случайном порядке карточки с изображением цветных геометрических фигур (4 варианта). Они прикрепляют их к костюму. В зале по команде: «Образовать группы по цвету и форме фигур на карточке» — дети очень быстро «перемешиваются», и получаются четыре разновозрастные группы. Каждая команда, в свою очередь, делится еще на две подгруппы. Одна готовит оформление, иллюстрацию к сказке на листе бумаги. Вторая непосредственно разрабатывает сюжетную линию инсценировки.

За работой каждой творческой группы наблюдает психолог и заносит данные по детям в специально подготовленную таблицу. Отмечаются ролевые позиции в деятельности, такие, как: генератор идей, организатор, активный исполнитель, пассивный исполнитель, отвергающий.

Подготовка творческого задания занимает у детей около 20 минут. Затем каждая группа показывает свой вариант сказки.

Завершается марафон общей линейкой, на которой мы подводим итоги выступлений, говорим слова благодарности участникам и дарим памятные книги.

Екатерина КИРСАНОВА,
педагог-психолог,
Москва

TopList