Свой бизнес? Да, это возможно!
Деловая игра с элементом тренинга
для старших подростков
Как показывает практика,
подростки в возрасте 13–15 лет очень хорошо
воспринимают активные формы обучения, такие, как
деловая игра, дискуссия, тренинг. Кроме того,
можно вспомнить одно очень хорошее
психологическое правило, которое гласит, что 90%
информации человек усваивает тогда, когда сам
попробует что-то сделать. Вот мы и попробовали.
Цели занятия:
— знакомство с новыми профессиями на рынке
труда;
— развитие навыков целеполагания и
планирования;
— формирование информационного пространства;
— формирование умения работать в команде.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (1 минута)
Дети заходят в оборудованный класс в
назначенное время. Садятся на стулья, заранее
поставленные в круг (элемент тренинга).
Ведущий. Здравствуйте ребята, я
рада видеть вас, у нас сегодня много интересной и
творческой работы.
2. Мотивация (2 минуты)
Ведущий. Ни для кого не секрет, что в жизни
очень важно, чтобы рядом были люди, которым можно
доверять, которые помогут в трудную минуту, не
бросят, не предадут. Один человек — это одна
умная голова, а если несколько людей, то?
Ответ детей. Несколько умных
голов.
Ведущий. Поэтому очень важно
работать именно в команде, где каждый знает свою
задачу. Но не менее важно, когда эта команда умеет
четко организовать свою работу, когда она
конкретно знает свою цель, знает, ради чего и как
достичь этой цели. Как показывает практика,
многие люди не добиваются в жизни того, чего
хотят, не потому, что у них нет ума или
способностей, а потому, что они не смогли
правильно поставить цель и четко спланировать
траекторию ее достижения. Поэтому очень важно
уметь правильно ставить цель, задачи по ее
достижению и распределять свои возможности.
3. Аналитическая беседа (7 минут)
Ведущий. Сегодня вашему
вниманию предлагается деловая игра «Кадровый
вопрос». Речь пойдет о создании своего бизнеса.
Чтобы создавать свой бизнес, нужно не только
учитывать все, о чем мы говорили ранее, но и
подумать о том, что создается именно сейчас и
имеет большую ценность. Естественно
предположить, что если создаются новые способы
действий, то нужны и люди, которые смогли бы
осваивать эти способы. Таким образом появляются
новые профессии.
Например, что вы знаете о профессииброкер?
Ответ детей.
Ведущий. А кто такой витражист?
Ответ детей.
Скорей всего, ребята затруднятся правильно
ответить на вопросы. Им раздается список
профессий.
Список профессий
Брокер —оказывает услуги при заключении
коммерческих, валютных, кредитных сделок,
совершаемых на бирже между продавцом и
покупателями; консультирует клиентов,
осуществляет расчетно-аналитическую
деятельность, покупает место на бирже;
вознаграждение формирует за счет комиссионных в
процентах от суммы сделок.
Витражист —занимается оформлением витрин
и выставок; разрабатывает дизайн, оборудует
витрины и другие элементы выставочных
комплексов.
Копирайтер —занимается трансформацией
рекламных идей, разработкой концепции рекламной
компании, созданием эффективных рекламных
текстов, слоганов.
Логистик — руководит отделом закупок, в его
ведении склады, транспорт, таможенные проблемы.
Формирует общую стратегию поставок товара,
обеспечивает наиболее выгодную доставку его до
склада, удачно выбирает транспорт, быстро
систематизирует и размещает товар.
Менеджер по работе с клиентами —создает
наиболее благоприятные условия для клиентов,
побуждает его сделать покупку именно в этом
магазине, помогает при необходимости поменять
ранее купленный товар. Убеждает клиента в выгоде
приобретения именно этого товара.
Секретарь-референт —должен уметь быстро и
грамотно печатать, правильно оформлять
документы, фиксировать, систематизировать почту,
информацию; должен владеть компьютером и другой
оргтехникой, уметь организовать деловую встречу,
изучать и анализировать состояние рынка. Важную
роль при этом играют знание этикета и имидж
секретаря.
Бренд-менеджер —работник, цель
деятельности которого «раскрутка» торговых
марок, их продвижение на рынок, управление
формированием представления о них в сознании
потребителей.
Маркетолог —основная задача этих
специалистов — исследование спроса на
производимую продукцию и организация ее сбыта,
то есть поиск потенциальных клиентов,
определение тех сегментов рынка, куда эту
продукцию целесообразно «продвигать».
Программист —создает компьютерные
программы, устраняет неполадки в той или иной
программе, устанавливает программное
обеспечение на различных предприятиях и
индивидуально.
Юрист —специалист в области прав человека,
консультирует по различным правовым вопросам
как индивидуально, так и целое предприятие;
помогает совершать сделки, помогает правильно
составлять договоры.
Экономист —составляет бюджет предприятия
наиболее рационально, планирует расходы и доходы
предприятия.
Продавец-консультант —его задача простая и
сложная — продать, для этого он должен правильно
представить вещь покупателю: рассказать о
фирме-производителе, отметить конструктивные
особенности данной модели, акцентировать
внимание на ее практичности и так далее. |
Ведущий. Мы сейчас
немного расширили свой кругозор в области новых
профессий. А теперь поделимся на две команды,
которые будут создавать свой бизнес по продаже
компьютеров.
(Разделить детей на две группы. Они садятся за
заранее поставленные столы, и только после этого
можно продолжать разговор о задании.)
Каждый из вас сейчас представит, сообразуясь со
списком профессий, какая ему ближе. Каждой
команде дана инструкция, в которой прописаны все
этапы становления вашей фирмы.
Инструкция
1. Из списка предложенных профессий нужно
выбрать те, которые относятся к компьютерному
бизнесу и необходимы для решения задач бизнеса.
Ваш бизнес: компьютерное производство и продажа
компьютеров.
Подсказка: задача выбора упрощается, если вы
для начала ознакомитесь с информацией о
профессиях, а затем выстроите схему «движения
товара». («Движение товара» идет от
производителя к потребителю. Помните, вы
реализуете товар!)
2. Придумайте «бренд» (торговую марку и
кредо) своей компании.
3. Вакансии выбранных вами профессий должны
быть заполнены конкретными людьми. Это ваши
одноклассники. Профессий должно быть столько,
сколько человек в вашей команде.
4. Помните об «информационном поле» —
вашему делу нужна раскрутка! Разработайте
программу рекламной акции.
5. Защита проектов (реклама и представление
выбранных профессий).
Ведущий. Я прошу вас обратить
особое внимание на пункт № 3 в ваших инструкциях.
Постарайтесь быть внимательными: выбранных вами
профессий должно быть столько, сколько человек в
вашей команде. Время создания проекта — 20 минут.
После окончания работы вам нужно будет защитить
проект, а наше компетентное жюри оценит, у какой
фирмы они бы купили товар. Время пошло.
В жюри обязательно следует пригласить
несколько педагогов, которые будут выбирать
наиболее приемлемый бренд. Такая ситуация
стимулирует ребят и приближает их работу к
реальной жизни.
4. Самостоятельная работа в группах (20 минут)
Ребята разрабатывают бренды для своих
компаний, рекламу, кадровую политику.
Работа идет в двух группах, в каждой группе
четное число участников.
5. Защита проектов (10 минут)
Ребята представляют свои проекты на суд
компетентного жюри. В защиту входит рекламная
акция с представлением своих работников.
6. Итог занятия (4,5 минуты)
Выбирается та команда, проект которой окажется
наиболее продуманным и логичным. Жюри
комментирует свои оценки. Возможна ситуация,
когда победителя не будет и обе команды будут
признаны успешными. Ребята высказывают свое
мнение: в какой момент им было легче всего, а в
какой момент сложнее, какой опыт они получили на
занятии.
7. Ритуал прощания (30 секунд)
Ведущий. Ребята, спасибо вам за занятие.
У вас теперь появился опыт создания собственного
бизнеса, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в
будущем. Удачи!
Примечание
Роль ведущего в этом занятии сводится к роли
помощника, человека, который только направляет
деятельность детей.
Обязательно присутствие педагогов, которые
выступают в роли жюри, оценивающего качество
групповой работы. Это является дополнительным
стимулом для ребят, как показало занятие, которое
было проведено в девятых классах. Ребятам очень
понравился именно такой вид деятельности —
«деловая игра». Для них ценно было как раз то, что
они самостоятельно создавали свой собственный
проект.
Ольга ШУМИЛОВА,
педагог-психолог лицея № 67,
г. Иваново
Публикация статьи произведена при поддержке информационного бизнес-ресурса New-biz, на страницах которого собрана вся актуальная информация для функционирования бизнеса. Обучающие курсы по ценообразованию, статьи по подготовке бизнеса, психологии рабочих коллективов, делегированию ответственности и управлению, идеи которые можно использовать для развития бизнеса и для повышения его эффективности, интервью с успешными бизнесменами, типовые документы, основы бизнес-планирования и многое другое.
|