Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
О стилях поведения и методах воспитания


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

О стилях поведения и методах воспитания

Я работаю в Навлинской СОШ № 2 педагогом-психологом. Ко мне очень часто поступают различного рода запросы от классных руководителей провести родительское собрание, а поскольку наших родителей лекциями уже давно не удивишь, приходится искать что-то новенькое. Хочу предложить два сценария родительских собраний по стилям и методам воспитания. Они довольно пластичны, поэтому их можно корректировать в зависимости от аудитории.

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

Цель: выработать с родителями оптимальные требования и условия воспитания для благоприятного психологического развития ребенка.

Необходимые материалы: карточки с напечатанными ситуациями; листы с вредными советами.

Упражнение «Знакомство»

Родители по кругу называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они его так назвали.

Упражнение «Правила группы»

После того как закончилось знакомство, психолог совместно с родителями вырабатывает правила работы в группе (можно предложить свои, а родители потом дополнят). Но обязательными являются следующие пункты:

— конфиденциальность,

— уважение к партнерам,

— каждый говорит в кругу.

Желательно записать их на доске, чтобы они во время занятия были перед глазами.

Обычно я еще анонимно провожу диагностику детско-родительских отношений по Опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). После чего родителям даются информация об общих результатах по классу и разъяснения, что обозначает та или иная шкала. Также следует сообщить, что, помимо предложенных в опроснике вариантов, есть и другие стили воспитания и взаимоотношений: авторитарный, демократический, попустительский, либеральный.

Упражнение «Разбираем ситуации»

Родителям предлагается разбиться на группы и предложить вариант выхода из ситуации с позиции того или иного стиля воспитания, затем следует обсуждение.

Ситуации

Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?

К вам пришли гости. Что делать с ребенком? Отправить его погулять? Уложить пораньше спать? Или, следуя правилу XIX века, постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?

Ребенок плохо ведет себя на улице или в гостях, то есть в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Как вы поступите в такой ситуации?

У ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами. Что делать?

Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете своему ребенку?

В доме собрались друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?

Упражнение «В гостях у сказки»

Родителям предлагается продолжить сказку на воспитательную тему.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

Упражнение «Скажи «нет»

Выбирается водящий, он идет по кругу, и каждый участник, напротив которого он останавливается, высказывает ему свои просьбы с детской точки зрения (можно попросить родителей озвучить то, что чаще всего просят у них дети). 3адача водящего — дать достойный отказ.

Упражнение «Мои сильные стороны»

Каждый из родителей по кругу называет 3–5 своих сильных сторон, которые помогают ему справляться с трудными ситуациями в воспитании.

Упражнение «Задумаемся о себе»

Участникам предлагается по кругу продолжить предложение: «Я хороший родитель, потому что...»

Упражнение «Обратная связь»

Проводится в завершение занятия. Каждый из родителей говорит о том, что он вынес для себя сегодня.

Советы детей родителям

Нам не хватает свободы, конечно не безграничной, а в определенных рамках. Поэтому позволяйте нам больше, ребенка нельзя всегда держать на «коротком поводке», он должен учиться жить сам.

Мы знаем, что не всегда ведем себя примерно и нередко достойны хулы из ваших уст. Но очень уж обидно, когда родители срываются на нас по пустякам просто потому, что у них плохое настроение. Конечно, вы устаете на работе и настроение вам тоже кто-то испортил, но мы же не всегда в этом виноваты.

Родители, почему вы такие? Почему вы видите в каждом из нас не человека, а лишь своего ребенка? С одной стороны, это хорошо, но это убивает доверие и откровенность. А мы хотим говорить со своими родителями на любые темы, как с обычными людьми, а не только как с родителями.

Наказание — это один из методов воспитания. Но наказание угнетает нашу личность, вызывает обратную реакцию. Конечно, вы знаете об этом, но почему же вы так часто им пользуетесь и даже не пытаетесь его заменить на другие, например на поощрение?

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "бэби.ру". Присоединяйтесь к 10 миллионам настоящих и будущих мам! Здоровье и питание ребёнка от года до трёх лет, детская психология и развитие ребёнка, аптечка первого года жизни, шопинг с малышом, простуда при беременности, выбор клиники, выбор роддома, список вещей в роддом, тест на беременность и многое другое. Посмотреть все публикации и советы Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.baby.ru/.

Заповеди семейного воспитания
В.А. Сухомлинского

Не унижай,

не угрожай,

не вымогай обещание,

не морализируй,

не мешай ребенку быть самим собой,

не повреди,

не бойся признать свою ошибку,

начинай воспитание с себя,

верь в своего ребенка,

помоги ему поверить в себя.

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Цель: снижение уровня тревоги перед трудностями адаптации детей к школе.

Упражнение «Правила группы»

С родителями обсуждаются правила работы в группе и записываются на доску.

Упражнение «Разогрев»

Для разогрева с родителями обычно используется игра-перекличка с применением данных из анкет, которые родители заполняют перед поступлением ребенка в школу. Например, ведущий спрашивает родителей: «Присутствуют ли родители мальчика, у которого есть собака? Он очень много помогает маме по дому».

Родители, как правило, откликаются охотно. Они находятся в эмоциональной связи с детьми, поэтому могут существенно повлиять на процесс адаптации к школе.

Упражнение «Знакомство из роли взрослого»

Предлагается из своей родительской роли назвать свое имя и как можно больше качеств на первую букву имени.

Упражнение «Знакомство из роли ребенка»

Предлагается представить себя в возрасте своих детей и познакомиться с соседом справа.

Упражнение «С кем хочу дружить»

Из роли детей составить портрет ребенка, с которым хочется и с которым не хочется дружить.

Упражнение «Игра»

Родители играют в игру, в которую чаще всего играют их дети.

Упражнение «Качества»

Родителям предлагается подумать и сказать, какие качества они хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое названное качество записывается на доске, а затем им присваиваются места по значимости.

Упражнение «Кнут и пряник»

Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить ребенка, а за что ругать. Затем идет обсуждение.

Упражнение «Образ учителя, которому я доверяю»

На столе лежат ручка и лист бумаги, на котором родители пишут, каким они хотят видеть учителя для своих детей.

Упражнение «Собираем портфель наказов»

Родителям предлагаются ситуации, которые они должны конструктивно разрешить сначала из позиции ребенка, а затем из позиции взрослого.

Ситуации:

ваш одноклассник забрал у вас любимую ручку;

кто-то из одноклассников вас обидно обозвал;

по пути в столовую вас больно толкнули;

порвали обложку вашей тетради;

сосед по парте сломал ваш карандаш;

во время рисования на вас случайно вылили воду с краской, но не извинились;

одноклассник ударил вас книжкой по голове;

ваш сосед по парте постоянно мешает вам на уроке, а вы получаете замечание от учителя;

вы пришли на урок и забыли учебник;

ваш простудившийся одноклассник в шутку кашляет и чихает в вашу сторону, а ваши просьбы этого не делать на него не действуют;

вас вызвали к доске, но по пути вам подставили ножку, и вы упали;

вы неправильно написали на доске задание, которое предложил учитель, и ваши одноклассники посмеялись над вами;

одноклассник попросил поделиться с ним булочкой, а вы не согласились, за это он вас ударил;

в раздевалке ваш одноклассник оторвал вам вешалку на куртке.

Упражнение «Впечатления и пожелания»

Проводится в конце занятия. Родители делятся своими впечатлениями, а также желают друг другу что-нибудь приятное.

М. ЖИЖИКИНА,
пос. Навля,
Брянская область

TopList