О стилях поведения и методах
воспитания
Я работаю в Навлинской СОШ № 2
педагогом-психологом. Ко мне очень часто
поступают различного рода запросы от классных
руководителей провести родительское собрание, а
поскольку наших родителей лекциями уже давно не
удивишь, приходится искать что-то новенькое. Хочу
предложить два сценария родительских собраний
по стилям и методам воспитания. Они довольно
пластичны, поэтому их можно корректировать в
зависимости от аудитории.
СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
Цель: выработать с родителями
оптимальные требования и условия воспитания для
благоприятного психологического развития
ребенка.
Необходимые материалы: карточки с
напечатанными ситуациями; листы с вредными
советами.
Упражнение «Знакомство»
Родители по кругу называют свое имя и имя
ребенка, объясняя, почему они его так назвали.
Упражнение «Правила группы»
После того как закончилось знакомство,
психолог совместно с родителями вырабатывает
правила работы в группе (можно предложить свои, а
родители потом дополнят). Но обязательными
являются следующие пункты:
— конфиденциальность,
— уважение к партнерам,
— каждый говорит в кругу.
Желательно записать их на доске, чтобы они во
время занятия были перед глазами.
Обычно я еще анонимно провожу диагностику
детско-родительских отношений по Опроснику
родительского отношения (А.Я. Варга, В.В.
Столин). После чего родителям даются
информация об общих результатах по классу и
разъяснения, что обозначает та или иная шкала.
Также следует сообщить, что, помимо предложенных
в опроснике вариантов, есть и другие стили
воспитания и взаимоотношений: авторитарный,
демократический, попустительский, либеральный.
Упражнение «Разбираем ситуации»
Родителям предлагается разбиться на группы и
предложить вариант выхода из ситуации с позиции
того или иного стиля воспитания, затем следует
обсуждение.
Ситуации
Вам необходима
помощь ребенка, а он занят каким-то интересным
для него делом. Как поступите?
К вам пришли
гости. Что делать с ребенком? Отправить его
погулять? Уложить пораньше спать? Или, следуя
правилу XIX века, постараться, чтобы дети были
видны, но не слышны?
Ребенок плохо
ведет себя на улице или в гостях, то есть в тот
момент, когда на вас устремлены взоры других
людей. Как вы поступите в такой ситуации?
У ребенка нет
желания делиться с вами своими мыслями и бедами.
Что делать?
Ваш ребенок
сообщает вам, что за его неуспеваемость по
некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы
скажете своему ребенку?
В доме
собрались друзья вашего ребенка. Как можно их
организовать, чем занять?
Упражнение «В гостях у сказки»
Родителям предлагается продолжить сказку на
воспитательную тему.
В одной коробке с карандашами родился
маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама,
папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у
каждого из них был свой цвет. Маленький
карандашик еще не имел своего цвета, ему еще
предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как быть
синим. Красный папа — как окраситься в красный
цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя
прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми,
говоря о важности желтого цвета, а зеленая
бабушка брала внука за руку, и на какое-то
мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и
вот...
Упражнение «Скажи «нет»
Выбирается водящий, он идет по кругу, и каждый
участник, напротив которого он останавливается,
высказывает ему свои просьбы с детской точки
зрения (можно попросить родителей озвучить то,
что чаще всего просят у них дети). 3адача водящего
— дать достойный отказ.
Упражнение «Мои сильные стороны»
Каждый из родителей по кругу называет 3–5 своих
сильных сторон, которые помогают ему справляться
с трудными ситуациями в воспитании.
Упражнение «Задумаемся о себе»
Участникам предлагается по кругу продолжить
предложение: «Я хороший родитель, потому что...»
Упражнение «Обратная связь»
Проводится в завершение занятия. Каждый из
родителей говорит о том, что он вынес для себя
сегодня.
Советы детей родителям
Нам не хватает
свободы, конечно не безграничной, а в
определенных рамках. Поэтому позволяйте нам
больше, ребенка нельзя всегда держать на
«коротком поводке», он должен учиться жить сам.
Мы знаем, что
не всегда ведем себя примерно и нередко достойны
хулы из ваших уст. Но очень уж обидно, когда
родители срываются на нас по пустякам просто
потому, что у них плохое настроение. Конечно, вы
устаете на работе и настроение вам тоже кто-то
испортил, но мы же не всегда в этом виноваты.
Родители,
почему вы такие? Почему вы видите в каждом из нас
не человека, а лишь своего ребенка? С одной
стороны, это хорошо, но это убивает доверие и
откровенность. А мы хотим говорить со своими
родителями на любые темы, как с обычными людьми, а
не только как с родителями.
Наказание —
это один из методов воспитания. Но наказание
угнетает нашу личность, вызывает обратную
реакцию. Конечно, вы знаете об этом, но почему же
вы так часто им пользуетесь и даже не пытаетесь
его заменить на другие, например на поощрение?
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "бэби.ру". Присоединяйтесь к 10 миллионам настоящих и будущих мам! Здоровье и питание ребёнка от года до трёх лет, детская психология и развитие ребёнка, аптечка первого года жизни, шопинг с малышом, простуда при беременности, выбор клиники, выбор роддома, список вещей в роддом, тест на беременность и многое другое. Посмотреть все публикации и советы Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.baby.ru/.
Заповеди семейного воспитания
В.А. Сухомлинского
Не унижай,
не угрожай,
не вымогай
обещание,
не
морализируй,
не мешай
ребенку быть самим собой,
не повреди,
не бойся
признать свою ошибку,
начинай
воспитание с себя,
верь в своего
ребенка,
помоги ему
поверить в себя.
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Цель: снижение уровня тревоги перед
трудностями адаптации детей к школе.
Упражнение «Правила группы»
С родителями обсуждаются правила работы в
группе и записываются на доску.
Упражнение «Разогрев»
Для разогрева с родителями обычно используется
игра-перекличка с применением данных из анкет,
которые родители заполняют перед поступлением
ребенка в школу. Например, ведущий спрашивает
родителей: «Присутствуют ли родители мальчика, у
которого есть собака? Он очень много помогает
маме по дому».
Родители, как правило, откликаются охотно. Они
находятся в эмоциональной связи с детьми,
поэтому могут существенно повлиять на процесс
адаптации к школе.
Упражнение «Знакомство из роли
взрослого»
Предлагается из своей родительской роли
назвать свое имя и как можно больше качеств на
первую букву имени.
Упражнение «Знакомство из роли
ребенка»
Предлагается представить себя в возрасте своих
детей и познакомиться с соседом справа.
Упражнение «С кем хочу дружить»
Из роли детей составить портрет ребенка, с
которым хочется и с которым не хочется дружить.
Упражнение «Игра»
Родители играют в игру, в которую чаще всего
играют их дети.
Упражнение «Качества»
Родителям предлагается подумать и сказать,
какие качества они хотят воспитать у своего
ребенка в первую очередь. Каждое названное
качество записывается на доске, а затем им
присваиваются места по значимости.
Упражнение «Кнут и пряник»
Родители в парах обсуждают, за что они будут
хвалить ребенка, а за что ругать. Затем идет
обсуждение.
Упражнение «Образ учителя, которому я
доверяю»
На столе лежат ручка и лист бумаги, на котором
родители пишут, каким они хотят видеть учителя
для своих детей.
Упражнение «Собираем портфель
наказов»
Родителям предлагаются ситуации, которые они
должны конструктивно разрешить сначала из
позиции ребенка, а затем из позиции взрослого.
Ситуации:
ваш
одноклассник забрал у вас любимую ручку;
кто-то из
одноклассников вас обидно обозвал;
по пути в
столовую вас больно толкнули;
порвали
обложку вашей тетради;
сосед по парте
сломал ваш карандаш;
во время
рисования на вас случайно вылили воду с краской,
но не извинились;
одноклассник
ударил вас книжкой по голове;
ваш сосед по
парте постоянно мешает вам на уроке, а вы
получаете замечание от учителя;
вы пришли на
урок и забыли учебник;
ваш
простудившийся одноклассник в шутку кашляет и
чихает в вашу сторону, а ваши просьбы этого не
делать на него не действуют;
вас вызвали к
доске, но по пути вам подставили ножку, и вы упали;
вы неправильно
написали на доске задание, которое предложил
учитель, и ваши одноклассники посмеялись над
вами;
одноклассник
попросил поделиться с ним булочкой, а вы не
согласились, за это он вас ударил;
в раздевалке
ваш одноклассник оторвал вам вешалку на куртке.
Упражнение «Впечатления и пожелания»
Проводится в конце занятия. Родители делятся
своими впечатлениями, а также желают друг другу
что-нибудь приятное.
М. ЖИЖИКИНА,
пос. Навля,
Брянская область
|