Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
Заветная мечта


НАШИ ДЕТИ

Заветная мечта

Развивающее занятие с детьми
младшего школьного возраста

Задачи:

• знакомство с различными природными явлениями;

• формирование умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния — расслабленность и напряженность;

• тренировка выразительности жестов, мимики, движений;

• тренировка способности детей сотрудничать друг с другом;

• повышение уверенности детей в себе;

• формирование групповой сплоченности.

Необходимые материалы:

• две веревки (для лесной тропинки);

• ватман;

• гуашь;

• кисти.

Вхождение в сказку

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес. Вот лесная тропинка, которая поведет нас в сказку (на пол кладутся параллельно две веревки). Она волшебная, потому что наделяет идущих по ней людей силой.

Закончив свой путь, садитесь кому как удобно.

(Дети встают друг за другом и идут «по тропинке».)

Сказка

В одном лесу жил-был Медвежонок. Он был очень любознательный. Медвежонку было интересно, кто и что его окружает. И была у него одна заветная мечта — увидеть снег. Медвежонок так этого хотел, что с приближением зимы становился все печальнее и печальнее.

Упражнение 1. Печаль Медвежонка

Дети круговыми движениями открытых ладоней мягко гладят себя по голове, успокаивают, делая при этом грустные глаза и печальные лица.

Однажды рано утром, когда птицы только начинали свои трели, услышал Медвежонок, как две маленькие пичуги разговаривают между собой:

— Чик, чик… Ты видела, соседка, за нашими высокими елями уже выпал первый снег?

— Чив, чив… Конечно, видела! Надо торопиться лететь в теплые края! Чив, чив!!!

Упражнение 2. Разговор птиц

Дети, обращаясь друг к другу, имитируют движения крыльев птиц и их голоса.

Медвежонок так обрадовался услышанному, что решил пойти навстречу приближающемуся снегу. Лесная тропинка петляла, извивалась между деревьев то в одну сторону, то в другую.

Упражнение 3. Медвежонок на тропе

Дети встают друг за другом и под музыку бодро шагают по кругу. По сигналу ведущего поворачиваются и идут в другую сторону. Так несколько раз.

Рис. Е. МедведеваНеожиданно из-за пенька кто-то появился. Это был друг Медвежонка Зайчонок.

— Друг мой, почему ты такой грустный? — спросил Зайчонок.

— Как же мне не грустить? — ответил Медвежонок. — Скоро зима, мы заляжем в спячку, и я не увижу снега.

— Хм … — задумался Зайчонок. — А зачем тебе это? Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…

— А мне все равно очень хочется на него посмотреть, хоть одним глазком, — сказал Медвежонок и пошел дальше.

Упражнение 4. Зайчонок

Дети встают в позу зайчика и начинают под музыку прыгать, имитируя его движения. Как только музыка стихает, дети отдыхают и расслабляются.

Шел Медвежонок, шел и увидел вдалеке свою подружку, рыженькую, юркую Белочку. Она быстро и ловко прыгала с ветки на ветку, перенося что-то в свое дупло.

— Привет, Белочка. Что ты делаешь? — заинтересованно спросил Медвежонок.

— Привет, Медвежонок! — торопливо ответила Белочка. — Я делаю запасы на зиму. Орешки собираю в дупло. А ты куда направляешься? — полюбопытствовала Белочка.

— А я иду навстречу снегу! Очень уж я посмотреть на него хочу, — сказал Медвежонок.

— Ну и ну, зачем тебе это надо? — удивилась Белочка. Я его каждый год вижу. Ничего особенного: белый, холодный…

— А мне все равно очень хочется на него посмотреть хоть одним глазком! — проговорил Медвежонок.

Упражнение 5. Белочка

Дети под музыку показывают, как белка прыгает с ветки на ветку, имитируют сбор орехов с дерева и перенос их в дупло. Как только музыка стихает, дети отдыхают и расслабляются.

Пошел он дальше, а навстречу семенит друг Медвежонка — Ежик. Еле-еле перебирает своими ножками. Несет Ежик на своих иголках тяжелый груз.

— Привет, Ежик! — окликнул Медвежонок Ежика. — Что же такое тяжелое ты несешь?

— Ох, привет, Медвежонок, — прокряхтел Ежик. — Вот грибочки отыскал в лесу. Теперь зима сытная у меня будет. А ты что бродишь без дела?

— Я не брожу без дела. Очень нужное дело хочу сделать — увидеть снег! — гордо ответил Медвежонок.

— Что, что? Ты хочешь увидеть снег? — переспросил Медвежонка Ежик. — А зачем тебе это? — удивился он. — Я не видел снега, и совсем не хочу с ним встречаться.

— А я очень хочу хоть одним глазком на него посмотреть… — задумчиво сказал Медвежонок.

Упражнение 6. Ежик

Дети имитируют движения ежика, показывая, как ему тяжело нести груз на спине.

Побежал Медвежонок дальше. Стало в лесу темнеть. Он немного испугался, как вдруг высокие ели остались у него за спиной, подул слабый ветерок, и Медвежонок увидел удивительную картину.

В темном небе висела огромная луна. Она освещала своим серебристым блеском поляну, на которой оказался Медвежонок. В воздухе кружились легкие, разноцветные, пушистые звездочки. Ветерок их подгонял, и от этого танец звездочек становился еще более завораживающим.

Медвежонок протянул свои лапы в звездный хоровод и спросил:

— Милые, пушистые звездочки, кто вы?

— Мы снежинки! — посмеиваясь, ответили они.

Медвежонок так обрадовался, что от радости не мог устоять на месте. Он закружился вместе со снежинками в их танце.

Упражнение 7. Танец снежинок

По просьбе ведущего дети садятся или ложатся на пол, закрывают глаза и под тихую лиричную музыку представляют, как в воздухе кружатся снежинки. Затем ведущий просит каждого из детей изобразить на ватмане свою снежинку.

Внезапно снежинки стали собираться в тесный круг, и рядом с Медвежонком появился веселый серебристый мальчик. Медвежонок от неожиданности замер.

— Привет, Медвежонок! — радостно проговорил мальчик. — Вот мы и встретились с тобой!

Медвежонок слегка попятился назад, но все же спросил:

— Кто ты, удивительное создание?

— Я Снег, который ты так хотел увидеть!

Медвежонок запрыгал от счастья.

— Снег, Снег, как я рад, что встретился с тобой!

Упражнение 8. Радость Медвежонка

Дети с помощью мимики, жестов и движений выражают радость и удивление.

Медвежонок, давай играть! — предложил ему Снег. — Когда я прихожу на землю, всем вокруг становится весело.

— Давай! — обрадовался Медвежонок.

Стали они бегать, прыгать, кувыркаться. Им было так весело, что они не заметили, как из леса на опушку вышли друзья Медвежонка.

— О, Снег! — радостно проговорил Медвежонок. — Познакомься, это мои друзья: Зайчонок, Белочка и Ежик.

— Привет, ребята! — проскользнул между ними Снег. — Давайте играть вместе.

И начали все зверюшки резвиться со Снегом. Он насыпал большие сугробы, чтобы друзья могли кататься с горки, лепить снеговиков и играть в снежки.

Упражнение 9. Игры зверей

Дети под музыку показывают различные зимние забавы. По сигналу ведущего они показывают игру в снежки, катание с горки, лепку снеговика.

Долго играли друзья на поляне, пока Снег не сказал:

— Ну, мне пора двигаться дальше. Меня ждут еще много зверей и птиц.

Снежный хоровод расступился, и серебристый мальчик снова превратился в пушистые блестящие снежинки.

— До свидания, Снег! — махали лапами друзья. — Нам было с тобой очень весело.

— Мы будем тебя вспоминать, когда будем играть, — кричали зверюшки.

— Ну вот, теперь и я могу спокойно спать до весны, — сказал друзьям Медвежонок.

В этот момент он подумал, что он самый счастливый Медвежонок на свете, потому что сбылась его заветная мечта.

Заключение

— Ну вот, ребята, заветная мечта Медвежонка сбылась, сказка закончилась, волшебная наша сила вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире.

Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы подумали, какая мечта есть у вас. Если кто-то хочет рассказать о своей мечте, я охотно вас послушаю. А наше занятие окончено.

В зале выбирается уютное место, и ведущий беседует с каждым желающим ребенком наедине.

Татьяна ЧАПКОВА,
педагог-психолог
ГОУ ЦО № 1861 «Загорье»,
г. Москва

TopList