Заветная мечта
Развивающее занятие с детьми
младшего школьного возраста
Задачи:
• знакомство с различными природными
явлениями;
• формирование умения различать эмоциональные
ощущения и связанные с ними физические состояния
— расслабленность и напряженность;
• тренировка выразительности жестов, мимики,
движений;
• тренировка способности детей сотрудничать
друг с другом;
• повышение уверенности детей в себе;
• формирование групповой сплоченности.
Необходимые материалы:
• две веревки (для лесной тропинки);
• ватман;
• гуашь;
• кисти.
Вхождение в сказку
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в
сказочный лес. Вот лесная тропинка, которая
поведет нас в сказку (на пол кладутся
параллельно две веревки). Она волшебная, потому
что наделяет идущих по ней людей силой.
Закончив свой путь, садитесь кому как удобно.
(Дети встают друг за другом и идут «по
тропинке».)
Сказка
В одном лесу жил-был Медвежонок. Он был очень
любознательный. Медвежонку было интересно, кто и
что его окружает. И была у него одна заветная
мечта — увидеть снег. Медвежонок так этого хотел,
что с приближением зимы становился все печальнее
и печальнее.
Упражнение 1. Печаль Медвежонка
Дети круговыми движениями открытых ладоней
мягко гладят себя по голове, успокаивают, делая
при этом грустные глаза и печальные лица.
Однажды рано утром, когда птицы только начинали
свои трели, услышал Медвежонок, как две маленькие
пичуги разговаривают между собой:
— Чик, чик… Ты видела, соседка, за нашими
высокими елями уже выпал первый снег?
— Чив, чив… Конечно, видела! Надо торопиться
лететь в теплые края! Чив, чив!!!
Упражнение 2. Разговор птиц
Дети, обращаясь друг к другу, имитируют
движения крыльев птиц и их голоса.
Медвежонок так обрадовался услышанному, что
решил пойти навстречу приближающемуся снегу.
Лесная тропинка петляла, извивалась между
деревьев то в одну сторону, то в другую.
Упражнение 3. Медвежонок на тропе
Дети встают друг за другом и под музыку бодро
шагают по кругу. По сигналу ведущего
поворачиваются и идут в другую сторону. Так
несколько раз.
Неожиданно из-за пенька
кто-то появился. Это был друг Медвежонка
Зайчонок.
— Друг мой, почему ты такой грустный? — спросил
Зайчонок.
— Как же мне не грустить? — ответил Медвежонок.
— Скоро зима, мы заляжем в спячку, и я не увижу
снега.
— Хм … — задумался Зайчонок. — А зачем тебе
это? Я его каждый год вижу. Ничего особенного:
белый, холодный…
— А мне все равно очень хочется на него
посмотреть, хоть одним глазком, — сказал
Медвежонок и пошел дальше.
Упражнение 4. Зайчонок
Дети встают в позу зайчика и начинают под
музыку прыгать, имитируя его движения. Как только
музыка стихает, дети отдыхают и расслабляются.
Шел Медвежонок, шел и увидел вдалеке свою
подружку, рыженькую, юркую Белочку. Она быстро и
ловко прыгала с ветки на ветку, перенося что-то в
свое дупло.
— Привет, Белочка. Что ты делаешь? —
заинтересованно спросил Медвежонок.
— Привет, Медвежонок! — торопливо ответила
Белочка. — Я делаю запасы на зиму. Орешки собираю
в дупло. А ты куда направляешься? —
полюбопытствовала Белочка.
— А я иду навстречу снегу! Очень уж я посмотреть
на него хочу, — сказал Медвежонок.
— Ну и ну, зачем тебе это надо? — удивилась
Белочка. Я его каждый год вижу. Ничего особенного:
белый, холодный…
— А мне все равно очень хочется на него
посмотреть хоть одним глазком! — проговорил
Медвежонок.
Упражнение 5. Белочка
Дети под музыку показывают, как белка прыгает с
ветки на ветку, имитируют сбор орехов с дерева и
перенос их в дупло. Как только музыка стихает,
дети отдыхают и расслабляются.
Пошел он дальше, а навстречу семенит друг
Медвежонка — Ежик. Еле-еле перебирает своими
ножками. Несет Ежик на своих иголках тяжелый
груз.
— Привет, Ежик! — окликнул Медвежонок Ежика. —
Что же такое тяжелое ты несешь?
— Ох, привет, Медвежонок, — прокряхтел Ежик. —
Вот грибочки отыскал в лесу. Теперь зима сытная у
меня будет. А ты что бродишь без дела?
— Я не брожу без дела. Очень нужное дело хочу
сделать — увидеть снег! — гордо ответил
Медвежонок.
— Что, что? Ты хочешь увидеть снег? —
переспросил Медвежонка Ежик. — А зачем тебе это?
— удивился он. — Я не видел снега, и совсем не
хочу с ним встречаться.
— А я очень хочу хоть одним глазком на него
посмотреть… — задумчиво сказал Медвежонок.
Упражнение 6. Ежик
Дети имитируют движения ежика, показывая, как
ему тяжело нести груз на спине.
Побежал Медвежонок дальше. Стало в лесу
темнеть. Он немного испугался, как вдруг высокие
ели остались у него за спиной, подул слабый
ветерок, и Медвежонок увидел удивительную
картину.
В темном небе висела огромная луна. Она
освещала своим серебристым блеском поляну, на
которой оказался Медвежонок. В воздухе кружились
легкие, разноцветные, пушистые звездочки.
Ветерок их подгонял, и от этого танец звездочек
становился еще более завораживающим.
Медвежонок протянул свои лапы в звездный
хоровод и спросил:
— Милые, пушистые звездочки, кто вы?
— Мы снежинки! — посмеиваясь, ответили они.
Медвежонок так обрадовался, что от радости не
мог устоять на месте. Он закружился вместе со
снежинками в их танце.
Упражнение 7. Танец снежинок
По просьбе ведущего дети садятся или ложатся на
пол, закрывают глаза и под тихую лиричную музыку
представляют, как в воздухе кружатся снежинки.
Затем ведущий просит каждого из детей изобразить
на ватмане свою снежинку.
Внезапно снежинки стали собираться в тесный
круг, и рядом с Медвежонком появился веселый
серебристый мальчик. Медвежонок от
неожиданности замер.
— Привет, Медвежонок! — радостно проговорил
мальчик. — Вот мы и встретились с тобой!
Медвежонок слегка попятился назад, но все же
спросил:
— Кто ты, удивительное создание?
— Я Снег, который ты так хотел увидеть!
Медвежонок запрыгал от счастья.
— Снег, Снег, как я рад, что встретился с тобой!
Упражнение 8. Радость Медвежонка
Дети с помощью мимики, жестов и движений
выражают радость и удивление.
— Медвежонок, давай играть! — предложил ему
Снег. — Когда я прихожу на землю, всем вокруг
становится весело.
— Давай! — обрадовался Медвежонок.
Стали они бегать, прыгать, кувыркаться. Им было
так весело, что они не заметили, как из леса на
опушку вышли друзья Медвежонка.
— О, Снег! — радостно проговорил Медвежонок. —
Познакомься, это мои друзья: Зайчонок, Белочка и
Ежик.
— Привет, ребята! — проскользнул между ними
Снег. — Давайте играть вместе.
И начали все зверюшки резвиться со Снегом. Он
насыпал большие сугробы, чтобы друзья могли
кататься с горки, лепить снеговиков и играть в
снежки.
Упражнение 9. Игры зверей
Дети под музыку показывают различные зимние
забавы. По сигналу ведущего они показывают игру в
снежки, катание с горки, лепку снеговика.
Долго играли друзья на поляне, пока Снег не
сказал:
— Ну, мне пора двигаться дальше. Меня ждут еще
много зверей и птиц.
Снежный хоровод расступился, и серебристый
мальчик снова превратился в пушистые блестящие
снежинки.
— До свидания, Снег! — махали лапами друзья. —
Нам было с тобой очень весело.
— Мы будем тебя вспоминать, когда будем играть,
— кричали зверюшки.
— Ну вот, теперь и я могу спокойно спать до
весны, — сказал друзьям Медвежонок.
В этот момент он подумал, что он самый
счастливый Медвежонок на свете, потому что
сбылась его заветная мечта.
Заключение
— Ну вот, ребята, заветная мечта Медвежонка
сбылась, сказка закончилась, волшебная наша сила
вся растратилась, и мы снова оказались в обычном
мире.
Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось,
чтобы вы подумали, какая мечта есть у вас. Если
кто-то хочет рассказать о своей мечте, я охотно
вас послушаю. А наше занятие окончено.
В зале выбирается уютное место, и ведущий
беседует с каждым желающим ребенком наедине.
Татьяна ЧАПКОВА,
педагог-психолог
ГОУ ЦО № 1861 «Загорье»,
г. Москва
|