Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
Игра в тренинге


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Игра в тренинге

Возможности игрового взаимодействия

Е. Леванова,
А. Волошина, В. Плешаков,
А. Соболева, И. Телегина
СПб.: Питер, 2008

Это уже второе издание книги, но поскольку рецензия на первое издание на страницах «Школьного психолога» не появлялась, то спешим отреагировать на второе. Не хотелось бы, чтобы педагоги-психологи, занимающиеся тренинговой работой, пропустили эту книжку.

Почти все ее создатели — сотрудники известной московской компании «Искусство тренинга» и опять-таки почти все — авторы, регулярно предоставляющие статьи для нашей газеты. Так что их имена читателям «Школьного психолога» хорошо известны. Но, разумеется, этого факта было бы недостаточно, чтобы активно рекомендовать вам эту книгу. Просто ее содержание настолько богато и ярко, что делает книжку, на мой взгляд, необходимой любому специалисту, работающему с разными возрастными группами в формате тренинга.

Первая и вторая главы являются, соответственно, теоретической и методологической. Сугубых практиков может отпугнуть наличие в книге таких глав, но напрасно: во-первых, этот материал занимает совсем немного места, а во-вторых, он представлен четко и ясно и ровно в том объеме, чтобы обосновать изложение дальнейшего. Книжек, содержащих наборы игр, много, а вот таких, которые помогают осмыслить их использование в тренинге, явно недостаточно.

Самую большую часть книги занимает описание игровых методов и конкретных игровых процедур. Даже самый придирчивый читатель будет удовлетворен, поскольку найдет здесь игры любой целевой направленности и на любой вкус: и разминочные, и игры на знакомство, на развитие эмпатии, и игры для снятия тактильных барьеров, повышения концентрации внимания, для регуляции эмоционального состояния, на снятие агрессии, на развитие навыков межполового взаимодействия у подростков и многие другие. Особое внимание уделено авторами игровым методам работы с лидерским потенциалом в группе, подвижным и фольклорным играм. Уверен, что наверняка вызовет интерес читателя большая сюжетно-ролевая игра «Пересадочная станция», закрученная, как хороший детектив. При прочтении возникает сильное желание стать ее участником.

Больше половины книги составляют приложения практически к каждому параграфу основной части, которые содержат описания дополнительных игр того или иного типа. Не совсем понятно, зачем сделано такое разделение. Думается, что можно было бы смело включать их в текст соответствующей главы — тогда читателю было бы попросту удобнее пользоваться методическим материалом. Однако это замечание скорее вкусового характера.

Когда книжка пишется настоящими специалистами-практиками, это чувствуется сразу. И дело даже не в подробном и четком описании игр, но в предоставлении конкретных рекомендаций по их применению и особом духе текста, отражающем живую реальность тренинга. Если вы хотите почувствовать этот дух и воспроизвести его на своих тренингах, обязательно почитайте эту книгу.

Игорь ВАЧКОВ

TopList