Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Проблемы насилия над детьми
и пути их преодоления

Под ред. Е.Н. Волковой
СПб.: Питер, 2008

Проблема жестокого обращения с детьми в последние годы привлекает во всем цивилизованном мире повышенное внимание. Порой даже кажется, что чрезмерное, — разум отказывается верить, что это ужасающее явление носит массовый характер. Впрочем, даже если имеют место единичные случаи насилия над беззащитным ребенком, впору бить в набат, а психологам необходимо направить свои силы на решение этой проблемы.

Авторы новой (уже не первой в нашей стране) книги на эту тему склонны объяснять недооценку данной проблемы традиционной российской ментальностью с ее явным тяготением к авторитарным формам воспитания (что для авторов почти синонимично насилию) и глубоко укоренившимися идеалами долготерпения, жертвенности и покорности. Опираясь на вопиющие статистические данные, авторы констатируют разрастание масштабов данной проблемы в нашей стране в последние годы. Правда, в независимой прессе уже не раз мелькали соображения о том, что эти масштабы выглядят сильно преувеличенными и наводят на подозрение в небескорыстии определенных кругов, заинтересованных раздуть проблему ради получения средств на ее решение. Так или иначе, приходится признать, что проблема объективно существует. Тут многое зависит от того, какими критериями руководствоваться при констатации фактов насилия. Если принять трактовку авторов, весьма и весьма расширительную, то к насилию следует отнести любые действия взрослых и сверстников, ставящие под угрозу психологический комфорт ребенка и вызывающие у него неприятные переживания, — это и пренебрежение к родительским обязанностям, выражающееся в непредоставлении ребенку должного ухода и заботы, и любые формы словесного, нефизического воздействия, которые могут ребенка психологически травмировать. В таком случае масштабы насилия в обществе (и только ли над детьми?) действительно представляются ужасающими. И что же с этим делать?

К сожалению, конкретных советов и рекомендаций по решению данной проблемы в том или ином случае, которые так ценят большинство читателей подобной литературы, данная книга почти не содержит. Зато представлены разнообразные опросники (в основном адаптированные зарубежные), помогающие констатировать факты насилия. В целом, книга представляет собою не практическое руководство, а капитальную монографию, в которой исследуемая проблема раскрывается во всем многообразии ее аспектов. Большая часть книги посвящена организационным мерам по подготовке соответствующих специалистов и координации их усилий. Собственно, таким специалистам — нынешним и будущим — книга и адресована.

Школьному психологу широкого профиля, ежедневно решающему преимущественно иные проблемы, книга может помочь в расширении эрудиции, подробно знакомя с основными направлениями работы по предотвращению жестокого обращения с детьми. Поэтому поставить ее на свою полку можно посоветовать тем, кто намерен специализироваться именно в этой, довольно узкой области. Остальным просто нелишне с нею бегло ознакомиться, чтобы лучше ориентироваться в проблеме, с которой, не дай бог, доведется столкнуться. Хотя при «погружении» в проблему создается впечатление, что она не столько психологическая, сколько социокультурная, и психологу не стоит питать особых иллюзий насчет ее полного решения.

Сергей СТЕПАНОВ

TopList