Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2008
Введение в экологическую психологию


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Введение в экологическую психологию

В.И. Панов
М.: Школьные технологии,
2006

Нельзя сказать, что эта книга прямо адресована школьным психологам. Однако нет сомнений, что познакомиться с ее содержанием им стоит хотя бы для того, чтобы узнать, что такое экологическая психология. Ведь не секрет, что многие психологи-практики даже не подозревают о наличии такого относительно нового научного направления. А между тем вот уже несколько лет это направление активно развивается и приобретает новых последователей.

Из рецензируемого пособия читатель узнает, что экопсихология стала самостоятельной областью психологических исследований, а ее объектом выступают психологические аспекты взаимодействия в системе «человек – окружающая среда (природная, социальная)». При этом экопсихологический подход, по мнению автора, может быть применен в качестве методологической парадигмы, в рамках которой возможно новое понимание психического.

Автор подробно разбирает широкое проблемное поле экологопсихологических исследований и анализирует такие направления, как экологический подход к восприятию Дж. Гибсона, психологию глобальных изменений, психологию окружающей среды, психологию экологического сознания, экопсихологию развития. Для человека, никогда не сталкивавшегося с этим подходом, может показаться многовато, тем более что книга называется всего лишь «Введением в экологическую психологию». Впрочем, в работе предлагается только знакомство с этими направлениями, при том что общий объем книги не слишком велик.

В работе предпринята попытка наметить некоторые методологические основания экологической психологии. Автор показывает, что ее предмет и объект могут быть сформулированы по-разному в зависимости от того, какая парадигма (гносеологическая, онтологическая или трансцендентальная) используется в качестве исходной. Сам автор полагает, что экологическая психология теснейшим образом связана и с психологией субъектности, что, на мой взгляд, совершенно справедливо, поскольку развитие субъектности подразумевает расширение границ экологического мира человека на все окружающее.

Конечно, большее количество конкретных практических примеров, иллюстративного текста облегчили бы восприятие содержания этой книги. А если бы в работе были представлены психодиагностические и развивающие методики, которые, кстати, уже появились в русле экопсихологического подхода, то, несомненно, она бы сразу привлекла внимание практиков. Вместе с тем широкая эрудиция должна быть составной частью профессионализма психолога. Поэтому знакомство с основаниями экопсихологического подхода никому не помешает.

Олег ЗЕМСКОВ

TopList