Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2008
Роберт ГАНЬЕ


МЭТРЫ

Роберт ГАНЬЕ
(1916–2002)

На заре ХХ века Эдвард Торндайк горько сетовал: «Требуется, наверное, лет пятьдесят, чтобы открытия в области психологии научения были внедрены в школьную практику». По прошествии многих лет можно с удовлетворением констатировать, что к концу ХХ века ситуация значительно изменилась (хотя, конечно, всё еще оставляет желать лучшего) — во многом благодаря усилиям таких деятелей науки, как Роберт Ганье. Как сказано в одном из его некрологов, Ганье прославился «наведением мостов между психологической лабораторией и школьным классом». К сожалению, его всемирно известные труды, выдержавшие множество изданий на английском, переведены на многие языки, но только не на русский. А психологам, работающим в области образования, весьма полезно познакомиться с этим выдающимся ученым и его идеями.

Для избавления людей от страданий

Роберт Миллз Ганье родился 21 августа 1916 г. в городке Норт Андовер, штат Массачусетс. Как и большинство его ровесников-одноклассников, он был американцем в первом поколении, потомком эмигрантов из Европы. Эти молодые люди были преисполнены высоких амбиций стать настоящими американцами, воплотить в собственной жизни «американскую мечту» (и большинству это в той или иной мере удалось). Роберт же с юных лет отличался не столько честолюбивыми, сколько альтруистическими устремлениями.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина оптовых цен "Продукториум". Кондитерские изделия, приправы и специи, бакалея, орехи, сухофрукты и ягоды, диетические продукты, чай, кофе сублимированный растворимый оптом и многое другое. Гарантия качества, низкие цены, доставка по России. Узнать подробнее об интернет-магазине, посмотреть каталог товаров, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://produktorium.ru/.

В школьные годы он увлекся чтением популярной литературы по психологии и вознамерился стать психологом. В своем выступлении на выпускном вечере в средней школе он заявил, что именно психология, по его мнению, открывает наиболее широкие возможности для решения насущных проблем человечества и избавления людей от бед и страданий. Сегодня в этом юношеском суждении видится изрядная прозорливость — за прошедший век достижения науки и техники обеспечили невиданный прогресс в материальной сфере, не приблизив решения духовных проблем и даже их обострив. Наверное, дальнейший прогресс возможен только за счет того, что люди научатся лучше прислушиваться к своему сердцу и более трезво мыслить головой, чему психология и призвана способствовать.

Поступив на психологическое отделение Йельского университета, юноша поначалу испытал разочарование — слишком отличалось содержание учебных курсов по психологии от тех представлений, которые сложились у него в результате чтения поп-психологических брошюрок. Кстати, подобная ситуация постоянно повторяется с каждым новым поколением психологов. Так, в наши дни многие первокурсники психфаков, начитавшиеся Вагина и Свияша, бывают обескуражены тем, что ни кармой, ни эгрегорами психология, оказывается, не занимается. В результате многие опускают руки в беспомощном разочаровании, но иным удается почувствовать, что и научная психология содержит в себе немало интересного и полезного. К счастью, Ганье сумел выбрать второй путь.

Ганье в 1937 г. получил в Йеле степень бакалавра и продолжил свое образование в Университете Брауна, одном из старейших и наиболее авторитетных вузов США. Здесь его научным руководителем стал Уолтер С. Хантер, бихевиорист старой школы, пытавшийся в ту пору исследовать в поведенческой парадигме познавательные процессы. Так что свои первые научные исследования Ганье проводил над универсальными бихевиористскими испытуемыми — лабораторными крысами.

Представления, усвоенные в этой школе, Ганье сохранил надолго — психология поведения выступила методологической основой всех его последующих изысканий. Впрочем, известная гибкость не позволила ему замыкаться в довольно узких рамках бихевиоризма — впоследствии в его учение вплелись элементы гештальт-психологии и информационного подхода когнитивистов. Хотя действенность и продуктивность его теории, вероятно, во многом объясняется бихевиористской нацеленностью на результат. Да и вообще, если взять психологию обучения, в которой Ганье суждено было прославиться, то обращает на себя внимание любопытное явление: всякая мало-мальски продуктивная теория в этой области обязана своими результатами именно поведенческому подходу, все прочие оборачиваются пустоцветом. (Сторонники теории учебной деятельности при этих словах наверняка вознегодуют — слишком уж укоренилось в наших краях надуманное противопоставление поведения и деятельности; уклоняясь от бесплодной дискуссии, оставим им эту замечательную тему для еще десятка великомудрых диссертаций.)

По новой траектории

Получив в 1940 г. докторскую степень, Ганье начал преподавать в женском колледже штата Коннектикут. Но вступление США в мировую войну изменило траекторию его карьеры. Американские психологи в те годы оказались очень востребованы — особенно в сфере отбора новобранцев и обучения сложным военным специальностям. Ганье был привлечен к таким разработкам для нужд военно-воздушных сил. Совместно с несколькими более опытными коллегами новоиспеченный психолог принялся за разработку психомоторных тестов для отбора военных летчиков. В ту пору обучение одного курсанта стоило около 75000 долларов. Непригодность же отдельных курсантов к обучению выявлялась не ранее, чем они проходили треть курса. Убытки, естественно, были велики. (Можно представить себе масштаб издержек, если бездарный пилот оказывался-таки за штурвалом боевой машины.) Разработка командой, в которую входил и Ганье, соответствующей системы тестов позволила отсеивать непригодных к обучению на самых ранних этапах (по данным тестирования отсеивалось более половины потенциальных курсантов).

Этот и подобные примеры позволили Дж. Гилфорду сделать в своей известной статье «Стоит ли тратить деньги на тестирование?» (1950) вывод, что каждый доллар, затраченный правительством США на разработку тестов, позволил сэкономить тысячу.

(Интересно было бы подобным образом оценить отдачу от деятельности современных школьных психологов. Увы, в этой области вряд ли вообще возможен столь точный подсчет. Это и побуждает иных критиканов сомневаться в необходимости психологической службы. Неужели им невдомек, что даже одна состоявшаяся личность бесценна, ее достоинство не измеряется рублями? А ведь таких личностей стараниями психологов вырастают десятки, сотни и тысячи!)

Основные усилия, однако, были приложены Ганье не столько к разработке диагностических методов (теория тут была разработана до него, требовалось лишь ее исполнение), сколько к совершенствованию программ подготовки военных специалистов. В мирное время на обучение пилотов и механиков уходили долгие месяцы и годы, в военных условиях потребовалось резко сократить эти сроки, не снижая качества. Именно в области обучения военных Ганье принялся разрабатывать те приемы и методы, которые впоследствии обеспечили построение его теоретической модели обучения. Признание ему удалось заслужить как в военной, так и в педагогической сфере — в послевоенные годы он поочередно возглавлял секцию военной психологии и секцию педагогической психологии Американской психологической ассоциации.

«Потратить жизнь на дело…»

В послевоенные годы карьера Ганье складывалась весьма успешно. Он преподавал в ведущих вузах страны, был удостоен нескольких почетных наград. Библиография его научных трудов насчитывает сотни работ. Однако по преимуществу это были статьи в научных журналах, посвященные конкретным аспектам разрабатывавшегося им подхода. Свои идеи Ганье обобщил в капитальной работе «Условия учения» (1979).

В основе его теории учения лежит представление об иерархическом строении моторных и мыслительных навыков. Чтобы овладеть сложным навыком, учащийся должен уметь выполнить все составляющие его элементарные навыки. Организация процесса обучения предполагает знание преподавателем структуры осваиваемого навыка и учет уровня знаний и умений учащихся. Ганье выделил три составляющие процесса обучения: явления обучения, условия обучения, продукты обучения. Условия обучения подразделяются на внешние (организация процесса обучения, структура изучаемого материала и т.д.) и внутренние (наличие у учащихся необходимых понятий и навыков для успешного осуществления обучения). Продукты обучения — это основные виды поведения, усваиваемые в ходе обучения.

Ганье выделил несколько видов учения, различающихся по сложности, — от образования условных рефлексов до сложных форм усвоения понятий, правил, решения задач. Под руководством Ганье был проведен широкий спектр исследований по проблеме индивидуальных различий учащихся, понимаемых как различия в структуре интеллектуальных навыков. По мнению Ганье, научение состоит в приобретении и закреплении изменений в индивидуальных способностях.

Существенной особенностью процесса обучения в целом является то, что он представляет собой некую запланированную последовательность шагов, которая с наибольшей эффективностью приводит к достижению намеченных результатов. С другой стороны, важной чертой научения является его иерархическая природа: более сложное всегда надстраивается поверх более простого.

Выйдя на пенсию в 1985 г. (на Западе не принято занимать академические должности до гробовой доски), Ганье поселился в городке Сигнал Маунтин в штате Теннеси и целиком посвятил себя давним увлечениям, на которые прежде всегда недоставало времени, — конструированию часовых механизмов и деревянной мебели (ученый всегда считал, что творческая работа руками способствует продуктивной работе головой). 28 апреля 2002 г. он умер от сердечного приступа.

Еще в начале ХХ века Уильям Джемс писал: «Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, — потратить жизнь на дело, которое переживет вас». Роберту Ганье это вполне удалось.

Сергей СТЕПАНОВ

TopList