«Учись учиться»
Развивающая программа для начальной школы
Окончание. Начало см. в № 4,
2008
Цели занятий: развитие понимания
сущностных внутренних характеристик
классификационной группы, развитие способности
устанавливать вертикальные родовидовые связи,
развитие генетического принципа мышления,
развитие вербальной беглости, расширение
словаря.
12. Тема: Цветы. Ягоды
1) Проведите с детьми речевые упражнения:
• «Продолжи ряд»,
• «Найди лишнее слово»,
• «Назови одним словом» (на материале тем
«Деревья», «Кустарники», «Травы»).
2) Задайте детям вопрос: «Что делает нашу жизнь
красивой?» Акцентируйте внимание на ответе
«цветы». Попросите детей назвать все названия
известных им цветов. Подведите их к мысли, что
цветы различаются по форме, цвету, запаху, месту
их произрастания. Составьте вместе с детьми три
группы названий цветов по месту произрастания:
луговые, комнатные, тепличные.
Обсудите, почему цветы так называют, зачем им
яркая окраска, способы ухода за разными цветами.
Обсудите с детьми, во что могут превращаться
цветы (семена, ягоды). Попросите назвать все
известные ягоды. Установите с детьми сходства и
различия ягод по вкусу, цвету, размеру, месту их
созревания. Составьте две группы названий ягод:
лесные и садовые. Обсудите, на каких растениях
могут произрастать ягоды.
3) Работа в тетрадях. Предложите ученикам
нарисовать любимые цветы, ягоды и отнести их к
определенной группе. Пусть дети укажут части
этих растений.
13. Тема: Фрукты. Овощи
1) Предложите детям самим провести речевые
упражнения:
• «Продолжи ряд»,
• «Найди лишнее слово»,
• «Назови одним словом» (на материале раздела
«Растения»),
• «Продолжи предложение» проведите сами.
Например: «Если розу посадить в лесу, то...»,
«Кактусы могут долго обходиться без воды, потому
что...».
2) 3адайте вопрос: «Что делает нашу жизнь
вкусной?» Акцентируйте внимание детей на
ответах, связанных с фруктами. Составьте два
списка: названия фруктов и овощей. Установите
сходства и различия между фруктами и овощами по
вкусу, форме, размеру, месту произрастания.
3) Работа в тетрадях. Предложите детям
нарисовать две больших корзины (лист А4) и
поместить внутрь одной из них овощи, другой —
фрукты. Оформите выставку детских работ.
Устройте соревнование, какая группа изобразила
больше всего фруктов и овощей.
14. Тема: Все живое. Звери
1) Предложите детям самим провести речевые
упражнения:
• «Продолжи ряд»,
• «Найди лишнее слово»,
• «Назови одним словом».
Можно провести игру «Съедобное — несъедобное».
2) Побеседуйте с детьми о природе, что является
составными частями природы. Подведите их к мысли
о том, что животный мир такая же часть природы,
как и растительный. Составьте список всего
живого, что населяет планету Земля. Ответы детей
вместе с ними объедините в группы: звери, птицы,
рыбы, насекомые, человек. Объявите им, что это
темы будущих занятий. Попросите детей назвать
зверей, которых они знают. Установите сходства и
различия по размеру, внешнему виду, местам
обитания, способам получения пищи и пристрастиям
разных зверей к пище. Подведите учащихся к мысли,
что всех зверей можно разделить на 2 группы: по
месту проживания — дикие и домашние, по
предпочтению пищи — травоядные и хищники.
Составьте вместе с детьми списки разных групп
зверей.
3) Работа в тетрадях. Предложите детям
нарисовать детенышей зверей какой-либо одной
группы. Дети, выполняющие работу в более быстром
темпе, чем остальные, могут нарисовать детенышей
зверей из других групп.
4) Предоставьте детям возможность ознакомиться
со всеми работами.
Попросите детей называть пары «взрослый —
детеныш» к выполненным работам.
Например: коза — козленок, лошадь — жеребенок и
т.д.
15. Тема: Птицы
1) Предложите детям самим провести речевые
упражнения:
• «Продолжи ряд»,
• «Найди лишнее слово»
• «Назови одним словом, кто что любит» (на
материале предыдущих занятий).
2) Предложите детям для прослушивания песенку
«Цыплятки». Спросите, о ком эта песенка.
Установите с детьми сходства и различия между
зверями и птицами. Акцентируйте внимание детей
на существенных признаках: строение тела, чем
покрыто, каковы способы передвижения, обитания,
выживания. Подведите детей к мысли о разделении
птиц на два вида: зимующие и перелетные; дикие и
домашние. Составьте с детьми список названий
птиц разных видов. Установите сходства и
различия разных групп.
Задайте детям вопрос: «А бабочка — это птица?»
Если нет — то кто это? Каких еще насекомых вы
знаете? Составьте с детьми список насекомых на
доске. Установите различия и сходства между
птицами и насекомыми по размеру, цвету, способу
передвижения и др. Расскажите, что происходит с
насекомыми зимой. Установите связь между
питанием некоторых птиц и их перелетом в зимнее
время. Пусть дети сами откроют этимологию слов
«зимующие», «перелетные».
3) Работа в тетрадях. Предложите детям
нарисовать (написать) птиц и насекомых из
какой-либо одной классификационной группы.
4) Попросите детей, представляя работы, точно
называть, к какой группе относится птица.
16. Тема: Рыбы
1) Предложите детям самим провести речевые
упражнения:
• «Продолжи ряд»,
• «Найди лишнее слово»,
• «Назови одним словом».
• Упражнение «Я начну, а ты продолжи» проведите
сами (на материале предыдущих занятий). Например:
«Некоторые птицы улетают на юг, потому что...» и
т.д.
2) Попросите детей назвать все известные им виды
водной среды. Если дети назвали не все —
расширьте их знания. Установите различия между
разными видами водной среды по размеру,
количеству воды, ее вкусу, скорости течения и др.
Предложите детям назвать всех известных им
обитателей водной среды. Подведите детей к мысли,
что самыми многочисленными обитателями рек,
морей, океанов, прудов, озер являются рыбы. Пусть
дети сами откроют этимологию слов «речная»,
«морская», «аквариумная». Составьте с детьми
списки названий разных групп, используйте
иллюстративный материал.
Установите с детьми сходство и различия между
рыбами, птицами, животными по месту обитания,
способу передвижения, строению тела. Спросите
детей: «А дельфин и кит — это рыбы?» Уточните и
углубите знания детей.
3) Работа в тетрадях. Дети рисуют любых рыбу,
птицу, зверя по желанию.
4) Предложите детям рассказать об отличиях
между рыбами и птицами, птицами и зверями.
Используйте взаимооценку рассказов и рисунков
детей.
17. Тема: Человек
1) Предложите детям самим провести речевые
упражнения:
• «Продолжи ряд»,
• «Найди лишнее слово»,
• «Назови одним словом» (на материале
предыдущих занятий).
2) Задайте вопрос: «Является ли человек частью
природы, мира?» Обсудите с детьми эту тему.
Установите сходства и различия между человеком и
животным. Акцентируйте внимание детей на том, что
человек обладает эмоциями, речью, способностью
мыслить, прямохождением и др. Побеседуйте о
различии в именах, отчествах и фамилиях мужчин и
женщин. Создайте с детьми цепочку взросления
человека — от ребенка до старика. Определите с
детьми, какой период они сейчас переживают.
3) Работа в тетрадях. Предложите детям
нарисовать себя со своим любимым животным.
4) Предложите детям показать всем рисунок и
рассказать историю появления животного в семье.
18. Тема: Шевелится. Ползает. Прыгает
1) Предложите детям самим провести речевые
упражнения:
• «Продолжи ряд»,
• «Найди лишнее слово»,
• «Назови одним словом».
• Упражнение «Продолжи предложение» проведите
сами (на материале предыдущих занятий).
2) Спросите детей: «Обо всех ли живых существах
мы беседовали на занятиях?» Подведите детей к
мысли о существовании в природе пресмыкающихся,
членистоногих.
Составьте с детьми список тех, кто шевелится,
ползает, прыгает. Установите сходства и различия
между ними и другими живыми существами.
Акцентируйте внимание детей на том, что это
особый и не менее интересный мир живого, чем
птицы, рыбы и звери. Расскажите о питании, местах
обитания, способах выживания этих видов.
3) Дети рисуют любые живые существа этих видов.
4) Учащиеся составляют рассказ-миниатюру от
имени живого существа «Я — ....». Пусть сами
выберут лучший рассказ.
19. Тема: Грибы
1) Предложите детям самим провести речевые
упражнения:
• «Продолжи ряд»,
• «Найди лишнее слово»,
• «Назови одним словом».
• Упражнение «Продолжи предложение» проведите
сами (на материале предыдущих занятий).
2) Задайте детям вопрос: «К животным или
растениям можно отнести грибы?» Объясните, что
грибы — это самостоятельная группа живых
организмов, которая имеет признаки растений и
животных одновременно. Познакомьте детей с
последними исследованиями в области биологии и
развития молодой науки о грибах — микологии.
Подведите к мысли о разделении грибов на две
группы: съедобные и ядовитые. Установите
сходства и различия этих групп. Составьте с
детьми список съедобных и ядовитых грибов.
Используйте иллюстративный материал.
3) Предложите детям нарисовать только съедобные
грибы — разрешите срисовать с картинок.
4) Представление работ. Дети знакомятся с
работами друг друга.
5) Игра «Съедобное — несъедобное». Акцентируйте
внимание детей на вопросах экологии, поведения
человека в лесу, расскажите о вреде ядовитых
грибов для человека.
20. Итоговое занятие
1) Предложите детям самостоятельную работу по
карточкам со следующим содержанием.
Карточка 1
Выбери лишние слова:
— Кошка, собака, дом.
— Шляпа, велосипед, пальто.
— Дерево, пирог, печенье.
— Нож, вилка, ложка, лодка.
— Карандаш, фломастер, ручка, сад.
— Стул, стол, паук, шкаф.
— Ладонь, рука, телевизор, нога.
— Поросенок, щенок, котенок, корова.
— Ботинки, перчатки, шлепанцы, туфли, носки.
— Плачет, смеется, сидит, улыбается, хмурится.
— Локоть, колено, зуб, палец, шея.
— Кукушка, орел, пчела, малиновка, воробей.
— Роза, дуб, фиалка, тюльпан, гвоздика.
— Мама, бабушка, папа, дочь, сестра.
— Пантера, тигр, лев, леопард, зебра, гепард.
— Лебедь, бревно, пробка, камень, шлюпка, утка.
— Чертополох, куница, дикобраз, шиповник, еж.
— Черепаха, крокодил, дельфин, ящерица, змея.
— Тигр, тюлень, лягушка, черепаха, рыба,
крокодил.
— Ель, дуб, ясень, каштан, береза.
Карточка 2
Выбери лишние слова:
— Лист, почка, кора, дерево, сук.
— Береза, сосна, ель, дерево, дуб.
— Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
— Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.
— Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
— Дом, сарай, изба, хижина, здание
— Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
— Дряхлый, старый, изношенный, маленький,
светлый.
— Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
Карточка 3
Найди пары понятий:
1. Образование льда, север, мороз, погода, снег.
2. Осень, холод, дерево, листопад, время года.
3. Время года, весна, деревья, лето, таяние льда.
4. Кипение воды, образование пара, жара,
кастрюля, солнце.
5. Радость, игра, плач, таблетки, боль.
6. Радость, подарок, кукла, игра, дети.
7. Вода, юг, море, волны, ветер.
8. Страх, ребенок, опасность, явление природы,
дом.
9. Дождь, вода, снег, солнце, лужа.
10. Смех, слезы, горе, книга, телевизор.
2) Обсудите с детьми результаты самостоятельной
работы. Подведите их к мысли, что в учебной
деятельности все подчиненно правилам.
Предложите составить список правил, по которым
они действовали, решая задачи в первой части.
Обсудите, помогут ли они в учебной деятельности.
Предложите детям поместить эти правила на своем
рабочем месте для их активного применения.
3) Пожелайте учащимся здоровья, успехов. Убедите
их, что вы всегда готовы выслушать их и помочь им.
Проведите упражнение «Я желаю...».
Ирина СТЕПАНОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 30,
г. Сыктывкар, Республика Коми
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова М.К., Козлова В.Т.
Психологическая коррекция умственного развития
школьников. — М.: Академиа, 2000.
2. Акимушкин И. Мир животных. — М.: Мысль,
1998.
3. Борисова Е.М, Логинова Т.П.
Коррекционно-развивающие упражнения для
учащихся 6–8-х классов. – Обнинск, 1993.
4. Брем Э. Жизнь животных. — М.: Терра, 1994.
5. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого
мышления для детей 6–8 лет: методическое
руководство. — СПб.: Иматон, 1998.
6. Гуревич К.М. Психологическая коррекция
умственного развития. – М., 1990.
7. Зак А.З. Развитие умственных
способностей младших школьников. — М., 1994.
8. Лейтес Н.С. Умственные способности и
возраст. — М., 1971.
9. Ясюкова Л.А. Методика определения
готовности к школе: методическое руководство. —
СПб., 1999.
10. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и
развития детей с ММД: методические рекомендации.
— СПб., 2000.
11. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика
проблем обучения в 3–6-х классах: методические
рекомендации. — СПб., 2001. |