Случайно ли, что одним из первых документов нового департамента стали рекомендации по совершенствованию деятельности ППМС-центров? Почему именно этим образовательным учреждениям уделяется такое внимание? Согласно действующему Положению о службе практической психологии 1999 года, ППМС-центры являются основной структурной единицей психологической службы системы образования. При этом они достаточно автономны в организационном плане. В отличие от психологической службы в образовательном учреждении, они имеют конкретные, прописанные в Типовом положении о ППМС-центрах ресурсы: организационные, материальные, кадровые. Во многих регионах, при разном отношении руководства к системе психологического обеспечения, ППМС-центры, как правило, сохраняются. Это происходит потому, что центры более самостоятельны, чем психологические службы в образовательных учреждениях, а специалисты, работающие в них, составляют хоть и небольшое, но профессиональное сообщество. Педагог-психолог школы, детского садика часто (как профессионал) оказывается в одиночестве, и его связь с сообществом, возможность обмена профессиональной информацией зависит от его собственной активности. Сейчас, когда речь идет о дальнейшей судьбе системы психологического обеспечения российского образования, ППМС-центры в значительной степени становятся тем звеном службы, от активности которого во многом будет зависеть ее дальнейшее развитие. Статья подготовлена при поддержке компании «МИР ЗАГОТОВОК». Если Вы решили приобрести качественную и надежную деревянную посуду для творчества, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «МИР ЗАГОТОВОК». Перейдя по ссылке: «заготовки для декупажа», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать деревянные заготовки для творчества по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Mir-Zagotovok.Ru. Письмо Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 28 декабря 2007 года № 06-1965 «О совершенствовании деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)» разослано всем руководителям органов управления образованием субъектов РФ. Содержащиеся в нем рекомендации направлены на совершенствование деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В них отражены новые направления деятельности по психологическому обеспечению образования: психологическая экспертиза, психологический мониторинг и психологическое проектирование, которые ранее почти не упоминались в документах, регламентирующих деятельность психологов. Сейчас именно эти направления позволяют обеспечить психологическое сопровождение условий и социально-психологическую оценку результатов образовательной деятельности. Одним из основных принципов совершенствования деятельности ППМС-центров становится такой показатель, как «ресурсообеспеченность». Эти рекомендации – один из немногих документов, в которых не только говорится о том, чем ППМС-центры должны заниматься, но обращено внимание на обеспечение необходимыми для этого ресурсами. Надеемся, что данное письмо будет полезно не только директорам ППМС-центров, но и руководителям органов управления образованием в регионах. Чего ожидать психологам образования от Министерства образования и науки в ближайшее время? Принято решение о том, что 28 мая состоится коллегия министерства, где пойдет разговор «О проекте Концепции развития системы психологического обеспечения образования в РФ». Это говорит о самом серьезном отношении и к самой Концепции, и к будущему системы российского образования, качество и доступность которого обеспечиваются высокопрофессиональной деятельностью специалистов психологической службы. Действующее Положение о службе практической психологии от 22 октября 1999 года № 636, безусловно, устарело. Оно уже не охватывает всех направлений деятельности современной службы. На коллегию будет вынесен документ, который разрабатывался профессиональным сообществом совместно с министерством начиная с 2005 года. Тогда речь шла только о разработке нового Положения о службе, которое отвечало бы современным требованиям к психологам со стороны системы образования. Оно учитывало новые направления деятельности службы, ее новый статус, новые виды деятельности психологов в системе образования. В дальнейшем, с учетом существующей нормативно-правовой базы системы образования, Положение трансформировалось в Концепцию. Последний вариант проекта Концепции развития системы психологического обеспечения образования в РФ – совместный документ профессионалов в сфере психологии образования и управленцев, работающих в Министерстве образования и науки РФ. В ходе работы над ней было проведено десять всероссийских семинаров-совещаний по разным направлениям деятельности психологической службы, на которых формулировались конкретные предложения. В 2007 году мы опубликовали проект Концепции, в разработке и обсуждении которой участвовало около полутора тысяч российских психологов. Несмотря на то что Концепция обсуждалась и на трех национальных конференциях психологов образования, новые реалии нашей жизни обусловили очередную переработку проекта, который сейчас стал более зрелым. Проект не только отражает наше видение структуры психологической службы, но и выходит за ее рамки, охватывая многие компоненты образовательной системы. Сейчас мы активно общаемся не только с директорами ППМС-центров, но и со специалистами органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования и курирующих направление ее психологического обеспечения. Это важно для того, чтобы составить общее представление о состоянии региональных психологических служб и обсудить самые актуальные вопросы, предложить варианты их решения до начала проведения коллегии. Нам нужен качественный анализ тех проблем, с которыми сталкиваются психологи в различных регионах. Уровень организации психологических служб в субъектах Российской Федерации очень неоднороден. Руководство одних регионов с вниманием относится к значимости этой деятельности, в других такое понимание не достигнуто и психологам предстоит находить взаимопонимание с руководством. Важно учитывать, что психологическая служба экономически выгодна региону и государству в целом, поскольку ее деятельность предупреждает те возможные недочеты в реализации образовательных, социальных и иных программ и проектов, ошибки в обучении и воспитании детей, на исправление последствий которых государство будет вынуждено затрачивать огромные средства. Кроме экономического, есть и общегуманистический аспект. В образовательные учреждения приходят дети с различными особенностями, возможностями, характерами. Все они – будущее нашей страны. От того, поможем ли мы, взрослые, им преодолеть трудности, раскрыть себя, научиться быть успешными и одновременно человечными, зависит, какой будет Россия через 10–15 лет. Роль психологической службы заключается в том, чтобы обеспечить детям равный доступ к образованию, а педагогам и родителям помочь найти оптимальные методы и средства обучения и воспитания при соблюдении уважения к личности ребенка. Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА |