Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2008
Новый документ для психологов образования


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Новый документ
для психологов образования

Долгое время психологи, работающие в системе образования, привыкали к тому, что их судьба находится в их собственных руках. В последнее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. В результате очередного преобразования в Минобрнауки РФ, в рамках Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей (директор А.А. Левитская), был создан отдел государственной политики по обеспечению безопасной деятельности обучающихся, воспитанников и профилактики асоциальных явлений (начальник Т.Ю. Федотова).

Должность специалиста, курирующего вопросы психологического обеспечения образования, заняла Е.И. Метелькова, знакомая многим психологам как исполнительный директор Федерации психологов образования России.

Мы попросили Елену Ивановну ответить на наши вопросы.

Случайно ли, что одним из первых документов нового департамента стали рекомендации по совершенствованию деятельности ППМС-центров? Почему именно этим образовательным учреждениям уделяется такое внимание?

Согласно действующему Положению о службе практической психологии 1999 года, ППМС-центры являются основной структурной единицей психологической службы системы образования. При этом они достаточно автономны в организационном плане. В отличие от психологической службы в образовательном учреждении, они имеют конкретные, прописанные в Типовом положении о ППМС-центрах ресурсы: организационные, материальные, кадровые.

Во многих регионах, при разном отношении руководства к системе психологического обеспечения, ППМС-центры, как правило, сохраняются. Это происходит потому, что центры более самостоятельны, чем психологические службы в образовательных учреждениях, а специалисты, работающие в них, составляют хоть и небольшое, но профессиональное сообщество. Педагог-психолог школы, детского садика часто (как профессионал) оказывается в одиночестве, и его связь с сообществом, возможность обмена профессиональной информацией зависит от его собственной активности.

Сейчас, когда речь идет о дальнейшей судьбе системы психологического обеспечения российского образования, ППМС-центры в значительной степени становятся тем звеном службы, от активности которого во многом будет зависеть ее дальнейшее развитие.

Статья подготовлена при поддержке компании «МИР ЗАГОТОВОК». Если Вы решили приобрести качественную и надежную деревянную посуду для творчества, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «МИР ЗАГОТОВОК». Перейдя по ссылке: «заготовки для декупажа», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать деревянные заготовки для творчества по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Mir-Zagotovok.Ru.

Письмо Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 28 декабря 2007 года № 06-1965 «О совершенствовании деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)» разослано всем руководителям органов управления образованием субъектов РФ. Содержащиеся в нем рекомендации направлены на совершенствование деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

В них отражены новые направления деятельности по психологическому обеспечению образования: психологическая экспертиза, психологический мониторинг и психологическое проектирование, которые ранее почти не упоминались в документах, регламентирующих деятельность психологов. Сейчас именно эти направления позволяют обеспечить психологическое сопровождение условий и социально-психологическую оценку результатов образовательной деятельности. Одним из основных принципов совершенствования деятельности ППМС-центров становится такой показатель, как «ресурсообеспеченность».

Эти рекомендации – один из немногих документов, в которых не только говорится о том, чем ППМС-центры должны заниматься, но обращено внимание на обеспечение необходимыми для этого ресурсами. Надеемся, что данное письмо будет полезно не только директорам ППМС-центров, но и руководителям органов управления образованием в регионах.

Чего ожидать психологам образования от Министерства образования и науки в ближайшее время?

Принято решение о том, что 28 мая состоится коллегия министерства, где пойдет разговор «О проекте Концепции развития системы психологического обеспечения образования в РФ». Это говорит о самом серьезном отношении и к самой Концепции, и к будущему системы российского образования, качество и доступность которого обеспечиваются высокопрофессиональной деятельностью специалистов психологической службы.

Действующее Положение о службе практической психологии от 22 октября 1999 года № 636, безусловно, устарело. Оно уже не охватывает всех направлений деятельности современной службы.

На коллегию будет вынесен документ, который разрабатывался профессиональным сообществом совместно с министерством начиная с 2005 года. Тогда речь шла только о разработке нового Положения о службе, которое отвечало бы современным требованиям к психологам со стороны системы образования. Оно учитывало новые направления деятельности службы, ее новый статус, новые виды деятельности психологов в системе образования. В дальнейшем, с учетом существующей нормативно-правовой базы системы образования, Положение трансформировалось в Концепцию.

Последний вариант проекта Концепции развития системы психологического обеспечения образования в РФ – совместный документ профессионалов в сфере психологии образования и управленцев, работающих в Министерстве образования и науки РФ. В ходе работы над ней было проведено десять всероссийских семинаров-совещаний по разным направлениям деятельности психологической службы, на которых формулировались конкретные предложения.

В 2007 году мы опубликовали проект Концепции, в разработке и обсуждении которой участвовало около полутора тысяч российских психологов. Несмотря на то что Концепция обсуждалась и на трех национальных конференциях психологов образования, новые реалии нашей жизни обусловили очередную переработку проекта, который сейчас стал более зрелым. Проект не только отражает наше видение структуры психологической службы, но и выходит за ее рамки, охватывая многие компоненты образовательной системы.

Сейчас мы активно общаемся не только с директорами ППМС-центров, но и со специалистами органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования и курирующих направление ее психологического обеспечения. Это важно для того, чтобы составить общее представление о состоянии региональных психологических служб и обсудить самые актуальные вопросы, предложить варианты их решения до начала проведения коллегии.

Нам нужен качественный анализ тех проблем, с которыми сталкиваются психологи в различных регионах. Уровень организации психологических служб в субъектах Российской Федерации очень неоднороден. Руководство одних регионов с вниманием относится к значимости этой деятельности, в других такое понимание не достигнуто и психологам предстоит находить взаимопонимание с руководством.

Важно учитывать, что психологическая служба экономически выгодна региону и государству в целом, поскольку ее деятельность предупреждает те возможные недочеты в реализации образовательных, социальных и иных программ и проектов, ошибки в обучении и воспитании детей, на исправление последствий которых государство будет вынуждено затрачивать огромные средства.

Кроме экономического, есть и общегуманистический аспект. В образовательные учреждения приходят дети с различными особенностями, возможностями, характерами. Все они – будущее нашей страны. От того, поможем ли мы, взрослые, им преодолеть трудности, раскрыть себя, научиться быть успешными и одновременно человечными, зависит, какой будет Россия через 10–15 лет.

Роль психологической службы заключается в том, чтобы обеспечить детям равный доступ к образованию, а педагогам и родителям помочь найти оптимальные методы и средства обучения и воспитания при соблюдении уважения к личности ребенка.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА

TopList