РЕКОМЕНДАЦИИ
по совершенствованию деятельности
образовательных учреждений
для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической
и медико-социальной помощи (ППМС-центров)
Образовательные учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи (ППМС-центры), действуют
на основании Типового положения, утвержденного
постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 июля 1998 г. № 867, в целях
оказания помощи детям, испытывающим трудности в
усвоении образовательных программ;
осуществления индивидуально ориентированной
педагогической, психологической, социальной,
медицинской и юридической помощи участникам
образовательного процесса.
В соответствии с Типовым положением основными
направлениями деятельности ППМС-центров
являются:
1. Организация образовательной деятельности
по общеобразовательным программам (основным,
дополнительным) и программам начального
профессионального образования в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями
детей, состоянием их соматического и
психического здоровья; организация
коррекционно-развивающего и компенсирующего
обучения.
2. Социально-психологическая профилактика –
система мероприятий, направленных на выявление и
предупреждение явлений дезадаптации
обучающихся, воспитанников в образовательных
учреждениях, включающая разработку и реализацию
профилактических программ.
3. Оказание психологической помощи участникам
образовательного процесса – система
мероприятий, направленных на преодоление
психолого-педагогических проблем, возникающих у
участников образовательного процесса в
различных социальных ситуациях, оказание помощи
в выборе образовательного маршрута,
профориентация, планирование и реализация
профессиональной карьеры (получение профессии,
трудоустройство и трудовая адаптация) с учетом
личностных и интеллектуальных особенностей,
возможностей и склонностей.
Психологическая помощь участникам
образовательного процесса включает следующие
виды деятельности:
• диагностика уровня психического,
физического развития и отклонений в поведении
детей, определение индивидуальных особенностей
и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения, воспитания,
профессионального самоопределения, а также
выявление причин и механизмов нарушений в
обучении, развитии, социальной адаптации;
• психологическое консультирование, оказание
помощи обучающимся, воспитанникам в адаптации к
реальным жизненным условиям, преодолении
кризисных ситуаций, достижении эмоциональной
устойчивости, формировании
ценностно-мотивационной сферы и адекватной
самооценки в форме индивидуальных и групповых
консультаций;
• психологическая коррекция и развитие –
устранение или компенсация выявленных
отклонений в развитии обучающихся,
воспитанников со стойкими затруднениями в
освоении образовательной программы.
4. Повышение психологической компетентности
всех участников образовательного процесса –
система мероприятий, направленных на воспитание
психологической культуры, формирование у
участников образовательного процесса
потребности в психологических знаниях, желания
их использовать в интересах собственного
развития и решение профессиональных задач.
Основными принципами совершенствования
деятельности ППМС-центров являются:
• качество, доступность и комплексный
подход в оказании психолого-педагогической и
медико-социально-правовой помощи обучающимся,
воспитанникам;
• соответствие потребностям системы
образования (учет актуальных потребностей
системы образования в психологическом
обеспечении);
• ресурсообеспеченность (наличие
необходимых материально-технических,
методических, кадровых и иных ресурсов);
Основными задачами деятельности ППМС-центров в
современных условиях являются:
• повышение качества и обеспечение
доступности комплексной
психолого-педагогической и
медико-социально-правовой помощи обучающимся,
воспитанникам;
• усиление профилактической работы с
участниками образовательного процесса;
• развитие на базе ППМС-центров системы
методического сопровождения молодых
специалистов – педагогов-психологов учреждений
общего и начального профессионального
образования;
• социально-психологическое сопровождение
инновационных процессов в системе образования,
затрагивающих психологические характеристики
образовательной среды и психологическую
безопасность участников образовательного
процесса.
В современных условиях в системе образования
становятся наиболее востребованными такие
направления деятельности ППМС-центров, как
социально-психологическое проектирование,
социально-психологическая экспертиза и
социально-психологический мониторинг
образовательной среды и уровня развития
обучающихся, воспитанников.
Психологическое проектирование – разработка
системы социальных, педагогических,
психологических мероприятий для создания
психологически безопасной, развивающей
образовательной среды, ориентированной на
воспитание уважительного отношения к истории,
культуре своей страны, усвоение ее нравственных
идеалов, общественно одобряемых моделей
поведения, активной жизненной позиции,
психологической готовности к противодействию
негативным влияниям социума, формирование
социально-психологической компетентности всех
участников образовательного процесса.
Психологическая экспертиза – оценка
соответствия образовательной среды
(образовательных программ, учебных пособий,
образовательных маршрутов и т.п.) поставленным
образовательным и воспитательным задачам, а
также возрастным и индивидуальным особенностям
обучающихся, воспитанников. Целью
психологической экспертизы является
обеспечение безопасной, развивающей,
психологически комфортной среды, в которой
растет, обучается и воспитывается ребенок;
гуманизация средств и способов воспитательного
воздействия на развивающуюся личность, ее защита
от деструктивного воспитательного и
психологического влияния.
Социально-психологический мониторинг –
специально организованное систематическое
наблюдение за интеллектуальным, личностным,
социальным развитием обучающихся, воспитанников
с учетом влияния образовательной среды
учреждения, позволяющее администрации,
педагогическому коллективу образовательного
учреждения, органам управления образованием
осуществлять анализ воздействия традиционных и
инновационных образовательных и
психолого-педагогических технологий на качество
обучения и личностные изменения обучающихся,
воспитанников; принимать управленческие
решения, распределять кадровые, финансовые и
иные ресурсы, основываясь на объективных данных.
Важным направлением деятельности ППМС-центров
становится повышение качества и доступности
психологических услуг участникам
образовательного процесса, т.е. система мер,
направленных на контроль качества
психологических услуг, оказываемых его
специалистами, а также педагогами-психологами
других образовательных учреждений; развитие
материально-технической базы, системы повышения
квалификации и методического сопровождения
специалистов психологических служб и
педагогов-психологов образовательных
учреждений.
В каждом образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, могут быть определены
более конкретные направления деятельности,
реализация которых необходима в работе с
различными контингентами обучающихся,
воспитанников с учетом специфики самого
образовательного учреждения и потребностей
региональной или муниципальной системы
образования. |