Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2008
ХХХХХ


ДОКУМЕНТЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ
по совершенствованию деятельности образовательных учреждений
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи (ППМС-центров)

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), действуют на основании Типового положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867, в целях оказания помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи участникам образовательного процесса.

В соответствии с Типовым положением основными направлениями деятельности ППМС-центров являются:

1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и программам начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.

2. Социально-психологическая профилактика – система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ.

3. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях, оказание помощи в выборе образовательного маршрута, профориентация, планирование и реализация профессиональной карьеры (получение профессии, трудоустройство и трудовая адаптация) с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

• диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, профессионального самоопределения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

• психологическое консультирование, оказание помощи обучающимся, воспитанникам в адаптации к реальным жизненным условиям, преодолении кризисных ситуаций, достижении эмоциональной устойчивости, формировании ценностно-мотивационной сферы и адекватной самооценки в форме индивидуальных и групповых консультаций;

• психологическая коррекция и развитие – устранение или компенсация выявленных отклонений в развитии обучающихся, воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы.

4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса – система мероприятий, направленных на воспитание психологической культуры, формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желания их использовать в интересах собственного развития и решение профессиональных задач.

Основными принципами совершенствования деятельности ППМС-центров являются:

качество, доступность и комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;

соответствие потребностям системы образования (учет актуальных потребностей системы образования в психологическом обеспечении);

ресурсообеспеченность (наличие необходимых материально-технических, методических, кадровых и иных ресурсов);

Основными задачами деятельности ППМС-центров в современных условиях являются:

• повышение качества и обеспечение доступности комплексной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;

• усиление профилактической работы с участниками образовательного процесса;

• развитие на базе ППМС-центров системы методического сопровождения молодых специалистов – педагогов-психологов учреждений общего и начального профессионального образования;

• социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования, затрагивающих психологические характеристики образовательной среды и психологическую безопасность участников образовательного процесса.

В современных условиях в системе образования становятся наиболее востребованными такие направления деятельности ППМС-центров, как социально-психологическое проектирование, социально-психологическая экспертиза и социально-психологический мониторинг образовательной среды и уровня развития обучающихся, воспитанников.

Психологическое проектирование – разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность, ее защита от деструктивного воспитательного и психологического влияния.

Социально-психологический мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, воспитанников с учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения, распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Важным направлением деятельности ППМС-центров становится повышение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса, т.е. система мер, направленных на контроль качества психологических услуг, оказываемых его специалистами, а также педагогами-психологами других образовательных учреждений; развитие материально-технической базы, системы повышения квалификации и методического сопровождения специалистов психологических служб и педагогов-психологов образовательных учреждений.

В каждом образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут быть определены более конкретные направления деятельности, реализация которых необходима в работе с различными контингентами обучающихся, воспитанников с учетом специфики самого образовательного учреждения и потребностей региональной или муниципальной системы образования.

TopList