Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2008
Как общаться с собственным ребенком?


ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Как общаться с собственным ребенком?

Программа семинарских занятий
для родителей учащихся начальных классов

На одном из педсоветов мы обсуждали проблемы неблагополучных семей с низким социальным статусом. Педагоги пришли к выводу: сколько бы они ни разговаривали с этими родителями, что бы ни делали, ситуация в семьях не меняется. Мне же, как психологу, было понятно, что большинство родителей готовы к изменениям, но они не знают, что и как надо делать. Они не знают, что значит строить семью, что значит общаться с собственным ребенком, как дарить ласку, заботу, любовь своим детям. По решению педсовета была разработана программа психолого-педагогических способов взаимодействия и помощи родителям, а также профилактики семейных проблем.

В качестве приоритетного направления работы мы выбрали начальные классы. Я думаю, многие согласятся, что начинать надо с истоков, с первых лет обучения ребенка в школе. Родители первоклашек и второклашек более восприимчивы к советам учителя, рекомендациям психолога, предложениям администрации школы. Они с большим желанием и интересом участвуют в жизни своих детей. Кроме того, информацией, которую мы хотим донести до сведения родителей, нужно еще уметь воспользоваться, применить ее на практике, в своей семье, на своих детях. Такой навык приходит не сразу, и уместно предположить, что родители, научившиеся общаться с собственным ребенком, и к подростковому возрасту своего ребенка могут быть подготовлены.

Статья опубликована при поддержке студии шугаринга "Goggess". Сахарная эпиляция - сохранение эффекта от 2 до 4 недель, без химических красителей, отдушек и добавок, выгодная стоимость процедур. А также обучение мастеров шугаринга с выдачей именного сертификата, обучение "с нуля", повышение квалификации. Узнать подробную информацию Вы сможете на сайте: shugaring-pasta.ru.

Но вернемся к программе. Моя роль в ней заключалась в разработке занятий, целькоторых — повысить уровень психологической культуры родителей, то есть дать им знания о процессах и механизмах работы семейных систем; научить правильно взаимодействовать со своими детьми, общаться с ними, понимать их.

Формойпроведения занятий я выбрала преимущественно семинар с практическими заданиями. По моему мнению, проводить тренинг в начале таких занятий бессмысленно, поскольку большинство родителей не имеют представления о том, что это такое, многие не знают друг друга и не захотят раскрываться перед чужими людьми. Зато в конце всех семинарских занятий по желанию родителей отдельным блоком проводится тренинг детско-родительских отношений.

Процедура проведения занятий простая: предварительно набирается группа родителей, согласных посещать все семинары; занятия проводятся вечером, один раз в неделю, за круглым столом.

В конце каждого занятия родителям выдается памятка, в которой записаны основные понятия, прозвучавшие на занятии, а также дополнительные сведения по данной теме. Есть список литературы, которую при желании родители могут почитать в целях самообразования.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа состоит из трех блоков.

Блок I. «Мы строим семью!» — посвящен психологии семьи. Здесь рассматриваются стадии и законы формирования семьи, семейные правила, семейные границы, семейные мифы и пр. В качестве практических заданий используются популярные психологические методики, выявляющие особенности внутрисемейных отношений.

Блок II. «Ребенок. Как с ним общаться?» — посвящен детско-родительским отношениям. В нем даются такие понятия, как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, обсуждается, как правильно разрешать конфликты с ребенком и др. В основу практических заданий вошли методики, выявляющие особенности детско-родительских отношений, а также некоторые упражнения с элементами тренинга, направленные на формирование и развитие чувства родительской любви.

Блок III. Тренинг детско-родительских отношений — направлен на изменение установок и стереотипов поведения родителей; на развитие у них конструктивных навыков общения и взаимодействия с детьми; на повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Блок I. «Мы строим семью!»

Занятие 1

Приветствие.

Знакомство. Обсуждение общего плана занятий, формы и времени их проведения. Установление правил ведения семинаров.

Теоретическая часть. Даются общие сведения о семье, ее функциях, структуре. Вводится понятие «семья как система», психолог рассказывает о стадиях развития семьи: первая стадия — добрачных отношений; вторая — конфронтации; третья — компромиссов; четвертая — зрелого супружества; пятая — экспериментирования с независимостью; шестая — ренессанса. Даются сведения о том, как они влияют на рождение ребенка и на семью в целом.

Обсуждается понятие «семейные роли», приводятся примеры. Скажем, женщина может играть несколько ролей: когда она с мужем, она играет роль жены, когда с ребенком — роль матери, когда она со своими родителями — роль дочери и др. Каждая роль в семейной системе соответствует определенным требованиям. Эти требования психолог впоследствии описывает в примерах.

Практическая часть. Методика «Моя семья» — участникам раздаются листы бумаги и карандаши, предлагается нарисовать их семью. По окончании рисования дается интерпретация методики, психолог может обсудить рисунки с желающими. Эта методика позволяет родителям посмотреть глазами психолога на некоторые особенности их семей, а также проанализировать психологическую атмосферу в семье и эмоциональные отношения между ее членами.

Занятие 2

Приветствие.

Теоретическая часть. Вводятся понятия «семейные границы» (внутренние и внешние; жесткие, размытые и проницаемые), «семейные подсистемы», «семейные правила» (гласные и негласные) и то, откуда они берутся. Обсуждается их влияние на взаимодействие между членами семьи, приводятся примеры нарушения правил семейной системы. Участники семинара также могут приводить свои примеры.

Практическая часть. Методика «Семейная социограмма» — родителям раздаются бланки с нарисованной окружностью (диаметром 110 мм). Дается инструкция: «Нарисуйте в большом кругу самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Эта методика хорошо выявляет семейные коалиции, подсистемы, симбиотические связи, а также влияние одних членов семьи на других.

Участникам предлагается проанализировать свои рисунки в соответствии с интерпретацией методики, при желании обсудить их.

Занятие 3

Приветствие.

Теоретическая часть. На данном занятии предлагается рассмотреть понятие «семейные мифы». Миф формируется примерно в течение трех поколений. Приводятся примеры мифов: «Мы — дружная семья», «Мы — семья героев», «Мы — спасатели». Выявляются особенности семей, имеющих тот или иной миф.

Далее обсуждается понятие «семейная история». Семейная история формирует определенные стереотипы и особенности поведения, которые повторяются у членов семьи из поколения в поколение. Психолог приводит пример семейной истории, которая реально повлияла на судьбы нескольких поколений. Можно попросить кого-нибудь из участников рассказать свою семейную историю, затем проанализировать ее.

Практическая часть. Методика «Семейная генограмма» — родителям предлагается построить генограмму, с помощью которой они попробуют изучить свою семейную историю и проанализировать связи, прослеживающиеся на протяжении нескольких поколений.

Блок II. «Ребенок. Как с ним общаться?»

Занятие 1

Приветствие.

Теоретическая часть. Поскольку это первое занятие в блоке, его можно считать вводным. В первую очередь его следует начать с рассказа о том, как важна роль матери, а также роль отца в воспитании ребенка. Психолог рассказывает о функциях материнства и отцовства, о том, чем они отличаются и что в них общего. Нужно обратить внимание родителей на то, что основным периодом в развитии ребенка является период с рождения до трех лет. Можно попросить участников вспомнить, как они выполняли свои родительские функции в этот период развития своего ребенка. Отметить тех, кто уделял внимание не только физическим, но и психологическим потребностям ребенка: таким, как потребность в любви, ласке, потребность в тактильном контакте ребенка с матерью и др.

Практическая часть. Психолог просит родителей назвать 10 качеств идеального родителя. Составляется психологический портрет идеальной матери и идеального отца. Затем каждый из родителей на заранее выданных листочках оценивает у себя каждое из 10 записанных ранее качеств по 5-балльной системе, где 0 — качество совсем отсутствует, а 5 — качество развито в полной мере. Родители анализируют, насколько они близки к идеалу, чего им в их родительской роли не хватает, а какого качества у них даже больше, чем надо.

Занятие 2

Приветствие.

Теоретическая часть. На данном занятии вводится понятие «стиль воспитания». Психолог перечисляет наиболее распространенные стили воспитания ребенка (авторитетный, авторитарный, индифферентный, либеральный), раскрывает их особенности. Кроме того, психолог делает акцент на том, что стиль воспитания в семье влияет на особенности поведения ребенка. Так, например, он влияет на развитие личности ребенка, на его эмоциональную и познавательную сферы. На основе этой теоретической части родители определяют, какой, по их мнению, стиль воспитания присутствует в их семье.

Практическая часть. Психолог предлагает участникам поработать с опросником «Стили семейного воспитания». После тестирования и обработки результатов родителям зачитывается краткая интерпретация по каждому стилю воспитания. Далее проводится анализ соответствия типа воспитания, выбранного родителем и полученного с помощью теста.

Занятие 3

Приветствие.

Теоретическая часть. На этом занятии психолог рассказывает о трех позициях взаимодействия людей, описанных Э. Берном, — позиция родителя, позиция ребенка и позиция взрослого. В первую очередь ведущий должен обратить внимание родителей на те позиции взаимодействия, при которых чаще всего между людьми происходят недопонимание, разногласия, ссоры, например взрослый — ребенок. Следует объяснить участникам, каким образом можно занять правильную позицию в общении с людьми, чтобы прийти к взаимопониманию. Затем психолог приводит несколько диалогов между людьми с разных позиций, например взрослый — взрослый, взрослый — ребенок, взрослый — родитель. После чего рассматриваются ситуации взаимодействия родителей и детей, выбираются правильные варианты взаимодействия.

Практическая часть. Из участников семинара выбираются двое добровольцев, один исполняет роль родителя, второй — ребенка. Затем обыгрывается какая-либо жизненная ситуация, предложенная психологом, а лучше — самими родителями. После этого происходит обсуждение, в котором задействованы все участники семинара. Самое главное — научить родителей выбирать правильную позицию взаимодействия в общении с ребенком.

Занятие 4

Приветствие.

Теоретическая часть. На данном занятии психолог рассказывает родителям об индивидуально-психологических особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например, о том, что дети бывают активные и медлительные, общительные и замкнутые, эмоциональные и сдержанные, неусидчивые и отвлекаемые и др. Далее ведущий уделяет особое внимание воспитательным приемам, которые родители могут применить по отношению к таким детям. Кроме этого, можно рассказать о типах темперамента, о том, как темперамент ребенка соотносится с типами темперамента его родителей.

Практическая часть. Психолог зачитывает примеры трудных жизненных ситуаций, которые чаще всего вызывают вопросы у родителей. Например: «Как уложить ребенка спать, если он этого не хочет?»; «Как реагировать на детские страхи (страх разлуки, боязнь чужих, страшные сны)?»; «Почему ребенок такой вредный, перечит всем?»; «Ребенок все время всех задирает, дерется с одноклассниками. Что делать?»; «Ребенок скрывает от родителей плохие оценки. Как поступить?»; «Ребенок постоянно просит у родителей деньги. Давать ему или нет?» и т.д. На основе вышеописанных рекомендаций и приемов с помощью обсуждения и мозгового штурма родители сами отвечают на волнующие их вопросы. Это упражнение учит родителей анализировать проблемы своих детей, помогает взглянуть на них со стороны и найти правильный способ решения в трудных ситуациях.

Занятие 5

Приветствие.

Теоретическая часть. Психолог рассказывает родителям о том, что значит безусловно принимать ребенка, то есть любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Обсуждается, что значит активно слушать ребенка.

Далее ведущий семинара описывает распространенные родительские ошибки, а также привычные, автоматические высказывания родителей, которые мешают им конструктивно взаимодействовать со своим ребенком. Это следующие высказывания: 1) приказы и команды: «Перестань сейчас же!», «Немедленно убери!» 2) угрозы: «Если ты не прекратишь, я уйду», «Не придешь вовремя, пеняй на себя»; 3) нравоучения: «Ты должен вести себя хорошо», «Ты обязан слушаться старших»; 4) критика, выговор: «Посмотри, на кого ты похож!», «Опять все из-за тебя»; 5) обзывание, высмеивание: «Бестолочь», «Какой же ты лентяй»; 6) выспрашивание, расследование: «Почему ты опять получил двойку?», «Если ты мне не скажешь, я все равно узнаю!» 7) нотации: «Сколько раз тебе повторять, чтобы ты заправлял свою кровать?», «Отвлекаешься без конца, вот и делаешь ошибки!» и пр.

3. Практическая часть. Родителям раздаются бланки и предлагается поработать с опросником «Взаимодействие родитель — ребенок» (вариант для родителей дошкольников и младших школьников). Опросник позволяет выявить такие родительские показатели, как: нетребовательность — требовательность, автономность — контроль, эмоциональная дистанция — близость, отвержение — принятие, отсутствие сотрудничества — сотрудничество, тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем) и т.д. С помощью этого опросника родители могут проанализировать, насколько правильно построены их взаимоотношения со своими детьми, а также учесть недостатки и выработать новые принципы и правила взаимодействия с ребенком.

Блок III. Тренинг детско-родительских отношений

Я не ставила перед собой цель разработать новый, отличный от других тренинг детско-родительских отношений. Я пошла по более простому пути: взяла наиболее удачный, на мой взгляд, тренинг, что-то убрала, что-то добавила от себя и адаптировала для того контингента родителей, с которым работала. В основу своих тренинговых занятий я положила «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений» О.С. Головневой, психолога из Минска («Школьный психолог», № 10, 2006). Эти занятия наиболее полно отражают содержание первых двух теоретических блоков, они построены на основе уже пройденных нами тем: стили взаимодействия с детьми, позиции в общении, проблемы дисциплины, конфликты и способы их решения.

Дарья СОЛОВЬЕВА,
педагог-психолог,
г. Сыктывкар
<dasha_sol@mail.ru>

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2001.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 2004.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2006.

TopList