Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2008


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ

Семинар для психологов

Мы прекращаем играть не потому, что стареем;
мы стареем, потому что прекращаем играть.

Бернард Шоу

О необходимости работы психолога с педагогами говорил еще в конце 80-х годов доктор психологических наук Ю.З. Гильбух. Формулируя основные задачи школьного психолога, он ставил на первое место «повышение психологической культуры учителей». Однако еще и сегодня работа с педагогами является одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога.

Действительно, если проанализировать тематику многочисленных конференций, круглых столов, семинаров школьных психологов, то несложно заметить, как мало внимания уделяется проблеме взаимодействия психолога и педагогов. Причин этому немало, и одна из них, по мнению многих психологов, связана с тем, что некоторые педагоги довольно активно сопротивляются любым предлагаемым им способам психологической работы с их профессиональными и личностными проблемами. Таким педагогам чаще всего свойственны частая смена настроения, утомляемость и раздражительность, эмоциональная холодность, сверхконтроль, нерешительность и тревожная мнительность, высокая деловая направленность личности.

И перед психологами встает вопрос: как организовать обучение педагогов? Какие формы можно использовать?

Залогом успешной работы психолога с педагогами является применение таких форм, когда педагоги сами имеют возможность принимать в обучении активное участие. Важной целью интерактивных методик является создание комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Цель семинара: актуализация темы «Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами».

Задачи:

— ознакомить с эффективными методами работы психолога с педагогами;

— пополнить психологическую копилку новыми интерактивными методами/техниками;

— опробовать предложенные интерактивные методики/техники на себе;

— развить социальные навыки группового сплочения.

ХОД СЕМИНАРА

Участники в свободной форме распределяются по группам. Для эффективной работы образовавшиеся группы должны стать командами.

Упражнение «Шарики»

Материал: бумага формата А4, воздушные шарики на каждого участника (4–5 цветов — по числу команд), нитки, ручки, фломастеры, маленькие цветные листочки (в цвет шариков).

Каждая команда сидит отдельно. Вызывается первый представитель команды. Он получает листочки для работы (цвет выбирает самостоятельно). Второй представитель получает воздушные шарики, которые соответствуют цвету полученных ранее листочков. Третий получает нитки.

Ведущий. Первое задание — надуть шарики, второе задание — придумать название своей команде.

А теперь, пожалуйста, все встаньте. Посмотрите в потолок. Какая ассоциация приходит на ум, когда вы слышите словосочетание «Работа с педагогами»? Подберите для этого ключевое слово. Кто готов — садится и пишет свои слова на тех листочках, которые вы получили в начале упражнения.

Следующее задание — листочки оставьте на столе, возьмите свои вещи и пересядьте за следующий стол по часовой стрелке. Как видите, у вас на столах лежат листочки с ключевыми словами. Задание — составьте предложение, которое включало бы в себя все эти слова. Запишите его на листе.

Представитель команды с листочком, на котором написано предложение, идет в ту команду, из чьих слов составлено предложение (определить можно по цвету). Задание — зачитать получившееся предложение, а все члены команды внимательно его слушают. Тот, кто услышит свое ключевое слово, должен хлопнуть в ладоши.

Следующий представитель команды вытягивает листочек с названием секции, в которой командам предстоит дальше работать.

После того как участники узнали, в какой секции им предстоит работать, они высказывают свои предположения о содержании этой работы. После обмена мнениями начинается работа в секциях.

СЕКЦИЯ № 1.
«Гляжу в тебя, как в зеркало…»

Техника журнального фотоколлажа

Цель: развитие социальных навыков группового сплочения.

Задачи:

создание ситуации группового сплочения;

— снятие внутреннего напряжения;

— поиск резервов для более эффективной работы над самим собой, выделение причин возможных проблем;

— помощь педагогам в осознании скрытых проблем и резервных возможностей организма;

— осознание собственной ответственности за свои проблемы;

— выработка умения вовремя сбрасывать напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться.

Условия проведения: оптимальное число участников — 7–12 человек. Пространство для занятия организуется следующим образом: в центре класса сдвинутые парты, вокруг которых расставлены стулья.

Материалы: для работы потребуются листы плотной бумаги формата А3, цветные или черно-белые вырезки из газет и журналов, клей, ножницы, карандаши, фломастеры.

Инструкция для участников и комментарий

1. Займите место за столом.

2. Создайте с использованием газетных или журнальных вырезок свой портрет. «Заселите» образ эмоциями и чувствами, подберите каждому из них соответствующее место и подходящую деталь. Придумайте название получившейся «картине» и короткий рассказ от имени самого первого изображенного вами чувства или всего изображения.

На все дополнительные вопросы о содержании, деталях, способах создания портрета ведущему надо отвечать: «Как вы считаете нужным».

Во время работы педагогов над созданием своего образа психолог находится рядом. Он должен не мешать работе участников своими замечаниями или комментариями, а стремиться не препятствовать проявлению сильных, в том числе и негативных (если возникнут) эмоций. Не запрещается и самому ведущему создавать свою работу.

Диагностичными являются местоположение создаваемого образа, цветовая гамма, размеры, творческий подход и оригинальность. Как человек услышал инструкцию? Как видит свое пространство? Каковы его притязания? Предметом размышлений для психолога могут стать такие характеристики и признаки, как гамма чувств, красок, общий колорит образа, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других. В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости. Насколько этот процесс был энергичным? Много ли сил потрачено автором на создание задуманного образа? Полностью ли заполнен лист, или остались пустые места? Что можно сказать о степени интеграции элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из элементов, какие при этом возникали затруднения?

3. Выберите место на стене для своей работы и прикрепите ее.

Эти пункты инструкции содержат элементы социометрии. Следует обратить внимание на то, как ведет себя человек. Какое место он занял для своей работы: центр, сбоку, над всеми, внизу? Насколько бережно он относится к творчеству других участников? Некоторые учителя при выполнении этого задания накладывают свои листы на листки других участников; передвигают, не спросив разрешения и пр. Необходимо понаблюдать за поведением тех, чьи работы оказались сдвинутыми или частично закрытыми. Обижаются ли они, убирают ли работу «обидчика» или ведут себя как-то иначе? Есть ли кто-нибудь, кто расположил свой портрет отдельно от других участников? Если таковые имеются, то нужно предложить авторам присоединиться ко всем, чтобы не чувствовать себя отвергнутым группой.

4. Каждый участник говорит, что он видит в образе своего коллеги. Автор портрета записывает по одному ключевому слову фразы.

5. Участники рассказывают о сюжете, о своих чувствах во время работы и о том, с какими высказываниями о своем образе они не согласны.

Это этап вербализации и рефлексивного анализа, так как участники группы поочередно показывают и комментируют продукт своего творчества.

Далее обсуждаются особенности индивидуальной работы и группового взаимодействия. Важно, чтобы каждый не только осознал свои доминирующие эмоции, чувства, переживания, но и попытался предоставить обратную связь другим участникам, проявил эмпатию, оказал психологическую поддержку. Ведь именно в результате сопереживаний, возникающих в общении, постепенно изменяется и обогащается эмоциональный опыт личности.

Как правило, в процессе обсуждения «автопортретов» участники занимаются «терапией»: хвалят работы друг друга, уточняют замысел. Вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникают в процессе индивидуальной и коллективной работы, придают арт-технике законченность. Человек, объясняя свой рисунок, может словами подправить то, что не удалось изобразить. Ведь так важно, когда тебя понимают! Следует выяснить, что бы он хотел изменить. В результате этой работы психолог видит место каждого участника в общей картине взаимоотношений.

Завершая занятие, стоит подчеркнуть успех всех и каждого. Обратить внимание на то, что из обычных журнальных вырезок получились нарядные, веселые, добрые портреты, которые очень удачно гармонируют друг с другом, как им надежно и уютно вместе.

СЕКЦИЯ № 2.
«Апельсиновый рай»

Арт-терапевтическое занятие для педагогов
«Взаимоотношения в учительском коллективе»

Цель: активизация интегративного, эмоционального, интуитивного мышления, а также объединение, стабилизация группы, создание благополучных межличностных отношений.

Условия проведения: оптимальное число участников — 13–15 человек (поделить на две группы). Пространство для занятия организуется следующим образом: в центре класса сдвинутые парты, вокруг которых расставлены стулья для работы двух групп.

Материал: для работы потребуется 2 листа плотной бумаги большого формата (лист около одного метра; желательно, чтобы не было соединительных швов), карандаши, краски, гуашь, фломастеры, кисти.

Индивидуальная работа

Инструкция для участников и комментарий

1. Займите место за одним из столов.

2. Нарисуйте понравившимся цветом кружок размером с ладонь в любой части листа бумаги.

Диагностичным является местоположение круга, цвет, размер, толщина контура. Как человек слышит инструкцию? Как видит свое пространство? Каковы его притязания?

3. Нарисуйте еще один круг на листе.

4. Если очень хочется, можно нарисовать еще круги.

5. Обведите контуры рисунков.

6. Соедините линиями свои круги с теми кругами других участников, которые вам особенно понравились.

Эти пункты инструкции содержат элементы социометрии. Следует обратить внимание, как ведет себя человек. Следует ли инструкции, выбирает ли круг по внешней привлекательности или предварительно выясняет, кто его нарисовал? Насколько бережно он относится к творчеству других участников? Некоторые учителя при выполнении этого задания пересекают линиями пространство других кругов и даже «захватывают» их для дальнейшей работы. Необходимо понаблюдать за поведением тех, чьи круги испорчены. Продолжают ли они работать, обижаются, делают новые рисунки, портят кружки обидчиков или ведут себя как-то иначе? Есть ли кто-нибудь, кто не провел ни одной линии к другим кругам? Есть ли круги, к которым не провели ни одной линии? Если такие круги на листе имеются, надо предложить авторам «заземлить» их с помощью линий, проведенных к краю листа. Иначе авторы могут почувствовать себя отвергнутыми группой.

7. Заполните пространство своих кругов рисунками, символами, то есть придайте им индивидуальность.

Можно предложить сначала разрисовать круги, а затем соединить между собой наиболее понравившиеся. Однако при этом снижается эффект социометрического выбора.

Коллективная работа

Инструкция для участников и комментарий

1. Разрисуйте фон листа, то есть заполните пространство между линиями вокруг кругов.

Психологу следует обратить внимание на то, как участники договариваются о содержании и способах выполнения задания: работают ли все вместе, создавая однообразный фон; делят ли лист на квадраты; рисуют ли индивидуально собственный вариант узора, обособляя тем самым свои круги; есть ли лидеры и недовольные в этой работе.

2. Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки, подправьте, если хочется, фон.

3. Если автор позволит, поработайте в чужом пространстве.

Так создается ситуация взаимопомощи. Благодаря совместным усилиям неудачные рисунки, к удовольствию автора, приобретают более привлекательный вид. Известно, что дети, да и многие взрослые, любят рисовать в чужих тетрадях. На этом занятии есть возможность для формирования бережного отношения к пространству другого человека.

4. Есть желающие дорисовать что-нибудь в кружках других участников? Попробуйте договориться с автором.

Важно понаблюдать, с какими намерениями человек внедряется на территорию коллеги. Насколько доброжелательно это сотрудничество? Некоторые взрослые, несмотря на уговоры, не позволяют вмешиваться в их пространство, не соглашаются на изменения в своем рисунке. Иногда ведут себя агрессивно и демонстративно.

5. Напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Не забудьте спросить разрешения у авторов. Будьте бережны к чувствам других!

Это очень важный момент занятия. Как правило, складывается атмосфера взаимной симпатии и доброжелательного «заражения».

Вербализация и рефлексия

Группы вывешивают свои «картины» на стену. Каждый участник показывает свои рисунки и рассказывает о сюжете, о своих чувствах во время работы, читает, если хочет, добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

СЕКЦИЯ № 3.
«Я — само совершенство»

Групповое занятие для педагогов

Цели занятия: активизация процесса самопознания у педагогов; формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности.

Оборудование: доска, мел, мячик, бланки со шкалами для самооценивания (шкалы не подписаны), лист ватмана, восковые мелки, толстые фломастеры или маркеры.

План занятия

1. Приветствие. Постановка проблемы.

2. Разминка.

3. Упражнение «Имя — качество».

4. Работа в подгруппах по выявлению качеств совершенного педагога с различных точек зрения.

5. Работа в объединенной подгруппе.

6. Самооценивание по выбранным критериям и определение уровня притязаний каждого участника.

7. Обсуждение полученных результатов.

8. Арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по очереди».

9. Анализ полученного изображения, вербализация чувств.

10. Упражнение «Комплимент».

11. Завершение занятия, прощание.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие коллеги! Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Что же такое совершенство? На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Давайте для разминки по кругу назовем ассоциации со словом «Совершенство».

Участники называют, например: идеал, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далекое и др.

Ведущий. В толковом словаре Ожегова есть определение: совершенство — это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)». Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть несовершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту своего характера, которая помогает в работе.

(Можно предложить другой вариант: каждый по очереди называет свое имя и 1–3 присущих ему положительных качества на ту же букву, что и имя.)

Услышали ли мы друг друга? Давайте вспомним, что сказал каждый участник.

(Участники повторяют имена и высказывания коллег.)

Первые черты совершенного педагога у нас уже есть, раскрываем тему дальше. Давайте посмотрим на себя глазами наших учеников. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы.

Первая подгруппа — это ученики начальной школы, вторая — старшеклассники. Сядьте удобнее, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, представьте себя ребенком в соответствующем возрасте. Какой бы вам хотелось видеть свою учительницу?

По окончании упражнения участники в течение 5 минут обсуждают свои мысли с коллегами. Затем каждая группа формулирует и записывает на листочке 4 качества идеального, с их точки зрения, педагога.

Могу привести результаты работы подгруппы «младших школьников»: учительница должна быть добрая, красивая, веселая, справедливая.

Подгруппа «старшеклассников» назвала такие качества, как профессионализм (знание предмета, доступность изложения), организованность, современность, строгость.

Ведущий. На следующем этапе вы уже не дети, вы снова стали собой — взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединитесь в одну группу и уже с вашей позиции предложите 4 качества совершенного педагога. Мы запишем их на доске.

(В нашем примере это были следующие качества: справедливость, профессионализм, энергичность, чуткость.)

Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным критериям. Самооценивание проводится анонимно, вы подписываете только шкалы на бланках. Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую степень развития, а верхняя — наивысшую.

На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным.

(После выполнения этого этапа задания ведущий обращает внимание на местонахождение точек самооценки и уровня притязаний.)

Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга, то я вас поздравляю! Вам удалось приблизиться к вашему идеалу. Если же между ними есть расстояние — замечательно, вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. И чем больше расхождение, тем интереснее задача!

(Результаты остаются у участников для самоанализа.)

А теперь мы в буквальном смысле сделаем штрихи к портрету нашего замечательного педагога.

Участники выполняют арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по кругу». Каждый подходит к листу ватмана, прикрепленного на доске, и делает несколько штрихов. И так до тех пор, пока у участников не появится ощущение завершенности портрета. Далее следует обсуждение полученного результата. Можно оценить новоявленного «педагога» по приведенным выше критериям, можно с осторожностью и юмором применить принципы оценки рисуночных тестов.

И в заключение — обмен впечатлениями и чувствами по поводу процесса и результата совместного творчества. Обычно эта часть проходит очень весело и живо. Вот некоторые высказывания участников: «Рисовали идеального педагога, а получилось… как всегда»; «Посмотрите, как она губки поджала и ручки сложила, прямо как я у доски!»; «Разве в таком виде можно на урок идти? Только на дискотеку» и др.

Как тут не вспомнить афоризм В. Вишневского: «Не доводи меня до совершенства!»

Ведущий. Наша встреча подходит к концу. Давайте сейчас к нашему портрету добавим несколько словесных штрихов. Назовите, пожалуйста, друг другу те сильные стороны и достоинства личности педагога, которые проявились сегодня.

Участники выполняют упражнение «Комплименты» в любой модификации.

Ведущий. Наше занятие завершается. Если вернуться к теме, то ведь и понятие «совершенство» — это тоже что-то завершенное, свершившееся, законченное. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела! Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!

(Окончание следует)

Семинар подготовили и провели психологи школ
Ленинского района города Томска:
Андрейченко Оксана Анатольевна (МОУ СОШ № 2),
Бутакова Светлана Викторовна (МОУ СОШ № 11),
Беч Евгения Сергеевна (МОУ СОШ № 11),
Бурдо Евгения Олеговна (МОУ гимназия № 56),
Гуслова Ирина Владимировна (МОУ гимназия № 56),
Иванова Анна Валерьевна (МОУ гимназия № 56),
Ионова Елена Николаевна (МОУ СОШ № 14),
Малышко Любовь Валерьевна (МОУ СОШ № 48),
Шарыпова Елена Владимировна (МОУ гимназия № 55),
Шмыга Елена Николаевна (МОУ СОШ № 54).