Психология в примерах
|
Р.М. Грановская
СПб.: Речь, 2007
|
В издательской
аннотации к книге Р.М. Грановской бесхитростно
заявлено: «Книга адресована всем». Серьезного
специалиста это может даже насторожить —
слишком уж много в последние годы вышло
«общедоступных» изданий по психологии, в которых
доступность граничит с примитивизмом, а
развлекательность сильно потеснила, а то и вовсе
вытеснила научность. К счастью, новую книгу
(точнее, стереотипное переиздание книги 2002 года,
возможно не всеми замеченной, ибо тиражи у
питерской «Речи» невелики) упрекнуть в этом
нельзя. Это серьезное сочинение авторитетного
психолога, опирающееся на ее многолетний
преподавательский опыт.
А опытным преподавателям хорошо известно —
привлечь внимание аудитории, обеспечить
понимание и усвоение материала лучше всего за
счет вкрапления в этот материал «изюминок» —
ярких иллюстраций и примеров. В качестве таковых
в первую очередь выступают, конечно, интересные
психологические опыты, а также эпизоды
литературных произведений, назидательные
истории и притчи и даже примеры из собственной
жизни и личных наблюдений автора. Вот из такого
отборного «изюма» и состоит книга Р.М.
Грановской, которая вряд ли может заменить
капитальный учебный курс психологии, но любой
такой курс замечательно дополнит и украсит.
Даже самый эрудированный психолог наверняка
найдет в этом собрании научных, исторических,
литературных и житейских примеров нечто для себя
новое и интересное. Каждому, кому по роду своей
деятельности приходится знакомить
непосвященных с азами психологии, книга поможет
сделать свои выступления образными и яркими. А
поскольку психологическое просвещение — важная
составляющая деятельности школьного психолога,
то ему книга послужит хорошим подспорьем (не
говоря уже о возможности расширения
собственного кругозора). Правда, самим
непосвященным (от школьников до пенсионеров, как
сказано в аннотации), решившим начать свое
знакомство с психологией с данной книги, она
может сослужить не очень добрую службу — после
такой концентрации «изюма» сам «хлеб»
психологической науки иным может показаться
черствым и пресноватым.
Качество разных «изюминок» не одинаково, но
констатация этого факта вряд ли может служить
упреком — не могут все элементы мозаики блистать
одинаково ярко.
Конечно, фразу из аннотации о том, что
приводимые в книге примеры иллюстрируют все
основные разделы психологии, можно счесть
некоторым преувеличением. Например, проблемы
возрастной психологии представлены двумя
главами — «Детская и юношеская психология» и
«Психология послеполуденной жизни» (изящный
эвфемизм для старости) почти одинакового объема,
а социально-психологическая проблематика —
соответственно главами «Общение» и «Общение в
семье», хотя вряд ли такие интересные темы лишь
этими аспектами исчерпываются. Зато довольно
подробно освещаются вопросы психологической
защиты, занимающие особое место в кругу
собственных научных интересов автора. Иными
словами, главный упрек автору — книга могла бы
быть и побольше, поподробнее. А такой «упрек»,
согласитесь, лучше иной похвалы.
Сергей СТЕПАНОВ
|