Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2008
Психология в примерах


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология в примерах

Р.М. Грановская
СПб.: Речь, 2007

В издательской аннотации к книге Р.М. Грановской бесхитростно заявлено: «Книга адресована всем». Серьезного специалиста это может даже насторожить — слишком уж много в последние годы вышло «общедоступных» изданий по психологии, в которых доступность граничит с примитивизмом, а развлекательность сильно потеснила, а то и вовсе вытеснила научность. К счастью, новую книгу (точнее, стереотипное переиздание книги 2002 года, возможно не всеми замеченной, ибо тиражи у питерской «Речи» невелики) упрекнуть в этом нельзя. Это серьезное сочинение авторитетного психолога, опирающееся на ее многолетний преподавательский опыт.

А опытным преподавателям хорошо известно — привлечь внимание аудитории, обеспечить понимание и усвоение материала лучше всего за счет вкрапления в этот материал «изюминок» — ярких иллюстраций и примеров. В качестве таковых в первую очередь выступают, конечно, интересные психологические опыты, а также эпизоды литературных произведений, назидательные истории и притчи и даже примеры из собственной жизни и личных наблюдений автора. Вот из такого отборного «изюма» и состоит книга Р.М. Грановской, которая вряд ли может заменить капитальный учебный курс психологии, но любой такой курс замечательно дополнит и украсит.

Даже самый эрудированный психолог наверняка найдет в этом собрании научных, исторических, литературных и житейских примеров нечто для себя новое и интересное. Каждому, кому по роду своей деятельности приходится знакомить непосвященных с азами психологии, книга поможет сделать свои выступления образными и яркими. А поскольку психологическое просвещение — важная составляющая деятельности школьного психолога, то ему книга послужит хорошим подспорьем (не говоря уже о возможности расширения собственного кругозора). Правда, самим непосвященным (от школьников до пенсионеров, как сказано в аннотации), решившим начать свое знакомство с психологией с данной книги, она может сослужить не очень добрую службу — после такой концентрации «изюма» сам «хлеб» психологической науки иным может показаться черствым и пресноватым.

Качество разных «изюминок» не одинаково, но констатация этого факта вряд ли может служить упреком — не могут все элементы мозаики блистать одинаково ярко.

Конечно, фразу из аннотации о том, что приводимые в книге примеры иллюстрируют все основные разделы психологии, можно счесть некоторым преувеличением. Например, проблемы возрастной психологии представлены двумя главами — «Детская и юношеская психология» и «Психология послеполуденной жизни» (изящный эвфемизм для старости) почти одинакового объема, а социально-психологическая проблематика — соответственно главами «Общение» и «Общение в семье», хотя вряд ли такие интересные темы лишь этими аспектами исчерпываются. Зато довольно подробно освещаются вопросы психологической защиты, занимающие особое место в кругу собственных научных интересов автора. Иными словами, главный упрек автору — книга могла бы быть и побольше, поподробнее. А такой «упрек», согласитесь, лучше иной похвалы.

Сергей СТЕПАНОВ

TopList