Недавно мне довелось
встретиться на семинаре со школьными
психологами одного крупного района. Подобная
встреча с этими же специалистами проходила почти
год назад. Каково же было мое удивление, когда я
увидел почти на 80 процентов обновленную
аудиторию. Руководитель методической службы (по
счастью, оставшийся прежним) объяснил, что, увы,
текучесть большая, уходят психологи из
образовательных учреждений. «Сокращают?» —
уточнил я, вспомнив о проблемах, возникших во
многих регионах после введения «подушевого»
финансирования. «Да нет, у нас как раз директора
школ не спешат убирать ставки психологов, —
сказал этот руководитель. — Но только сами
специалисты не стремятся долго работать в школе.
Год-два — и до свидания». Причины такой ситуации
в общем-то понятны. И дело не только в низкой
зарплате за очень непростой труд, требующий
высокой квалификации и постоянной заботы о
саморазвитии. Система образования — очень
жесткий и специфичный механизм. Далеко не каждый
может успешно действовать внутри этой системы
или «сопровождать» ее и «обслуживать». Психолог
в школе и психолог, скажем, в бизнесе — это
специалисты из совершенно разных областей,
предъявляющих к ним непохожие требования. И
неизвестно еще, где сложнее работать (если,
разумеется, этим требованиям полностью
отвечать).
Тот психолог, который остался в образовании,
спустя год или два работы уже не рассматривает
школу как «трамплин для прыжка в сторону» и
полигон для приобретения опыта. Мне кажется, это
особый тип специалиста, в котором сочетаются
лучшие учительские черты (прежде всего,
готовность к принятию ребенка) и настоящий
психологический профессионализм. Важно только
не сгореть эмоционально и не поддаться
деструктивным порой влияниям школьной системы.
Такой человек достоин восхищения. Хочется
пожелать ему удачи.
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
|