Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2008
Вильгельм ВУНДТ (1832–1920)


МЭТРЫ

Вильгельм
ВУНДТ
(1832–1920)

Вехи научной деятельности

Вильгельм Макс Вундт родился 16 августа 1832 г. в местечке Неккарау (в Великом герцогстве Баден — одном из государств феодальной Германии) в семье лютеранского пастора. Он получил медицинское образование в четырех крупнейших немецких университетах — в том числе в Тюбингене и Берлине. Но первый этап его научной деятельности оказался связан с другой alma mater — Гейдельбергским университетом, где в 1858 г. он стал ассистентом профессора Германа Людвига Фердинанда Гельмгольца, чьи разносторонние интересы охватывали широкий круг естественно-научных дисциплин.

Первые его работы были посвящены физиологии человека. Но вскоре Вундт перешел к изучению психофизики, хотя то, что его интересовало, относилось фактически уже к новой научной области. Сначала он опубликовал «Материалы к теории чувственного восприятия» (1859–1862), затем «Лекции о душе человека и животных» (1863–1864). можно без преувеличения сказать, что эти работы заложили фундамент экспериментальной психологии. В 1864 г. Вундту было присвоено звание внештатного профессора антропологии. В 1874 г. Вундт был приглашен преподавать логику в Цюрихском университете (Швейцария), но уже в следующем году вернулся в Германию. С этого момента вся научная деятельность Вундта связана с Лейпцигским университетом — одним из старейших учебных заведений Германии, где он преподавал философию более сорока лет (некоторое время Вундт занимал должность ректора).

С 1879 г. центром деятельности Вундта становится его знаменитая лаборатория, основанная им, кстати, на собственные средства. Позже она была преобразована в Институт экспериментальной психологии — первое научно-исследовательское учреждение подобного рода. Труды института c 1881 г. публиковались в вестнике «Философские штудии». с начала XX в. до революции 1918 г. он выходил под названием «Психологические штудии», и это обстоятельство можно интерпретировать как упрочение позиций новой дисциплины.

Заслуги Вундта были признаны научным сообществом как в Германии, так и за ее пределами: он стал почетным членом нескольких европейских академий. В декабре 1902 г. Вундт был избран в Петербургскую академию наук.

Труды Вильгельма Вундта регулярно переводили в России с середины 1860-х гг.: при жизни ученого в нашей стране было издано более двух десятков его работ по философии, психологии, физиологии и лингвистике. В работах Вундта нашли отражение глобальные проблемы эпохи. Так, в 1915 г. он опубликовал книгу, посвященную культурологическому анализу причин Первой мировой войны. Общий объем его научного наследия составляет более пятидесяти трех тысяч печатных страниц. исследователи подсчитали, что Вундт писал приблизительно 2,2 страницы в день, или по одному слову каждые две минуты.

Уже в 1880-х гг. начала складываться историография научной деятельности Вундта. среди ее основоположников были и русские его коллеги по Институту экспериментальной психологии. Будучи ученым универсального масштаба, Вундт воспитал плеяду талантливых учеников, реализовавшихся в различных сферах науки — от нейрофизиологии до социологии. однако созданная им научная школа достаточно быстро пришла в упадок. В 85 лет Вундт оставил преподавательскую деятельность в университете.

Он скончался в Гросбодене под Лейпцигом 31 августа 1920 г.

Долгий путь к психологии

Для того чтобы оценить вклад Вильгельма Вундта в развитие психологии, необходимо обратить внимание на то, какое место отводилось этой дисциплине в системе гуманитарных наук. Надо сказать, что положение психологии было в то время весьма незавидным: крупнейшие мыслители эпохи — сначала Кант, а за ним Шопенгауэр — отказывали ей в праве на самостоятельное существование, предпочитая видеть психологию «служанкой философии».

Тенденции к преодолению этого представления наметились лишь в первой половине XIX в. Вундт начал свою деятельность в тот момент, когда шла борьба за самоопределение новой науки. на формирование элементов его концепции «интроспективной психологии» в разной степени повлияли идеи Спинозы и Лейбница, Канта и Шопенгауэра, Гербарта и Милля, а следовательно, и все крупнейшие направления философской мысли Нового времени — от рационализма до позитивизма. Такое методологическое разнообразие способствовало тому, что выводы Вундта далеко не всегда были последовательными и нередко вступали в противоречие друг с другом.

Под влиянием господствовавшего тогда позитивизма Вундт пытался сформулировать фундаментальные «законы психологической причинности», которые должны были не только объяснить закономерности психических явлений, но и теоретически обосновать автономию психологии среди других наук. На исходе XIX столетия Вундт писал: «Я всегда старался содействовать тому, чтобы за психологией обеспечено было самостоятельное положение ее как эмпирической науки вне философии и чтобы при этом психология не была лишена помощи со стороны естественнонаучной методики, поскольку последняя к ней применима; но не менее стремился я, конечно, и к тому, чтобы результаты, достигнутые, по моему мнению, подобным путем психологией, в свою очередь утилизировались философией».

Он стоял у истоков направления, которое можно охарактеризовать как «психологический структурализм». в рамках этого направления сознание воспринималось как совокупность элементарных процессов. Психические и физиологические процессы трактовались как две параллельно функционирующие системы — эта точка зрения позволила разрешить актуальную для науки XIX в. проблему приоритета одной человеческой «сущности» над другой.

В своей философской доктрине Вундт ограничил сферу познания пределами непосредственного опыта (самонаблюдение, или интроспекция), полагая, что существование окружающего мира является лишь следствием умозаключения. С этим кантианским представлением соседствовало шопенгауэровское представление о воле как о силе, организующей в целостную структуру отдельные элементы сознания. Из него выводился один из «психологических законов» Вундта — так называемый закон творческого синтеза, отвечавшего за осознанное (апперцептивное) восприятие, противопоставленного ассоциативному (перцептивному) восприятию. Содержание сознания, по Вундту, сводилось к оппозиции трех пар эмоциональных реакций: «удовольствие — неудовольствие», «напряжение — расслабление», «возбуждение — успокоение».

Вундт обосновал взгляд на психологию как науку, изучающую феномены сознания как интроспективными, так и экспериментальными методами. хотя сегодня его считают отцом-основателем психологического эксперимента, сам он считал сферу его применения ограниченной рамками «индивидуальной психологии», за пределами которой остаются такие феномены, как речь, мышление, воля. Задачу их изучения в сравнительно-историческом аспекте он отводил антропологии.

Ученый внес огромный вклад в эту область созданием монументального десятитомного труда «Психология народов», чему он посвятил последние двадцать лет своей жизни. Этот труд Вундта отмечало стремление не только объяснить исторические процессы с точки зрения психологии, но и поставить ее в центр гуманитарного знания. (Такую тенденцию еще в начале XX в. отметил академик А.С. Лаппо-Данилевский.) Однако этому психологическому универсализму не суждено было осуществиться.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Зубы в норме". На сайте Вы найдёте такие рубрики, как гигиена полости рта, ортодонтия, брекеты, синус-лифтинг, отбеливание, протезирование, реставрация имплантация, лечение зубов, что можно сделать с повышенной чувствительностью зубов. Всё это и многое другое читайте на сайте, который располагается по адресу: http://zubivnorme.ru/drugie-zabolevaniya/vidy-i-stoimost-operacii-sinus-lifting-pokazaniya-protivopokazaniya.html.

Масштабность концептуальных построений ученого на фоне определенного консерватизма его идей привела к тому, что научная школа, созданная им в Лейпциге, не смогла устоять под влиянием альтернативных течений, сформировавшихся в психологии к началу XX в., для которых его «психологический структурализм» и интроспективная методология оказались слишком примитивными. сыграв позитивную роль в процессе становления дисциплины, они стали препятствием для ее дальнейшего развития и были отвергнуты учениками Вильгельма Вундта.

Дмитрий БОРОВКОВ,
студент РГГУ

TopList