МОЛОДЫЕ, ДА РАННИЕ
В связи с внедрением в нашей
стране идеи профильного обучения раздается
немало возражений — главным образом насчет того,
не слишком ли рано задумано осуществлять
специализацию обучения, способен ли подросток
правильно определиться в своих склонностях.
Неожиданным аргументом в этой дискуссии могут
послужить данные, полученные американскими
исследователями из Университета Вандербильта.
Доклад американских психологов,
опубликованный прошлой осенью в журнале Psychological
Science, обобщает многолетние наблюдения над
большой выборкой людей, которые четверть века
назад продемонстрировали выдающиеся
способности по данным теста SAT (Теста школьных
способностей) — набранные ими баллы примерно на
60% превышали среднестатистические. Немаловажно,
что соответствующее тестирование проводилось с
13-летними подростками. Ученые проследили судьбу
2409 отобранных таким образом вундеркиндов и с
удовлетворением констатировали, что те за
истекшие годы достигли немалых успехов —
членами этой выборки было зарегистрировано 817
патентов, написано 93 книги, да и в целом
интеллектуальные достижения с лихвой оправдали
те надежды, которые дети подавали в 13-летнем
возрасте.
Но самым интересным и важным результатом
оказалось то, что специфические способности и
склонности детей, выявленные при довольно раннем
тестировании, явно проявились в выборе ими
области своих профессиональных интересов. Дети,
чей высокий балл определялся преимущественно
успешным решением вербальных заданий,
впоследствии сделали свой выбор в пользу
гуманитарной сферы; проявившие высокие
математические способности сумели найти себя в
области точных наук и связанных с ними профессий.
Обобщая эти данные, исследователи делают вывод:
основные тенденции развития способностей и
склонностей ребенка могут быть с изрядной долей
достоверности констатированы уже в 13 лет, причем
даже с помощью такого небезупречного метода, как
SAT. Вероятно, использование более тонких
диагностических методов позволит еще более
повысить достоверность таких прогнозов.
По материалам http://www.vanderbilt.edu/Peabody/SMPY/
Подготовил Сергей СТЕПАНОВ
|