Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 2. Цель: установить типичные проблемы и актуальность вопросов межличностного взаимодействия с противоположным полом. Разминка. Упражнение «Улыбка» Участникам предлагается улыбнуться своим соседям, причем улыбка должна быть доброжелательной и искренней. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Опрос «Как говорить про это?» Ведущий предлагает в течение 3–5 минут на клейких листочках (по три на каждого участника) написать ответ на вопрос: «Какие проблемы, по вашему мнению, возникают в юности?» Отвечать следует кратко и лаконично, без описания конкретной ситуации. Результаты опроса тут же обрабатываются ведущим и размещаются на доске или другой плоской поверхности. При этом проводится обсуждение и группировка ответов по сферам предложенных проблем (например, профессиональная, семейная, личностный рост и т.д.). Когда будет очевидна картина проблем, обозначенных группой, необходимо провести подсчет количества листочков в каждой из сфер. Данные опроса помогут ведущему сфокусировать внимание группы на проблемах, которые занимают первые места по степени важности. Как правило, в их число входит проблема межличностных межполовых отношений. Ведущий обращает внимание на ранговое место указанной проблемы и обозначает ее как тему разговора на последующих занятиях. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 3. Цель: обобщить и обсудить проблемы формирования представлений о семейной жизни. Разминка. Упражнение «Снежный ком» Участники по очереди называют слово, каждый следующий повторяет все слова, названные до него, и добавляет свое. Выигрывает последний, верно повторивший все слова. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Ведущий представляет анализ данных диагностирования, полученных в ходе предыдущих занятий. При этом проводится обсуждение выявленных проблем по плану: — актуальность проблемы; — возможность ее самостоятельного решения; — необходимая помощь для решения проблемы; — пути выхода из ситуации. Ведущий приводит участников группы к выводу о необходимости специальной работы по подготовке к брачно-семейным отношениям. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 4. Цель: дать представление об интеллектуальных, ценностных и психологических различиях между полами. Разминка. Упражнение Участникам предлагается подумать и предложить одну из черт характера. Остальные отгадывают, кому такая черта более присуща — мужчине или женщине. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Мозговой штурм на тему «Половые различия» (написание общих различий между полами, без указания анатомических). Беседа о различиях в познавательной, эмоциональной и других сферах личности между юношами и девушками в понятной для подростков форме. Анонимный опрос: на листках бумаги отметьте, пожалуйста, каковы, на ваш взгляд, параметры привлекательности для противоположного пола. Рефлексия занятия. ЗАНЯТИЕ 5. «Знакомство» Цель: познакомить воспитанников с теориями выбора брачного партнера, проанализировать теории с имеющимся жизненным опытом. Разминка. Участники меняются местами по определенному признаку: учащиеся ПУ; получающие профессию, связанную с техникой; энергичные; общительные; те, кто хотел бы стать терпеливыми супругами, ответственные. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Работа с обобщенными данными анонимного опроса, сравнение их с данными диагностики на занятии 1 по критериям: соответствие выделенных параметров привлекательности (желаемое) и данных диагностики (реальное); реальность существования человека с представленными параметрами. Работа в парах по обсуждению утверждений: — выбор партнера зависит от вашей самооценки; от того, сколько у вас комплексов и как вы с ними справляетесь, зависит, насколько достойного партнера вы получите; — в первую очередь каждый должен понять себя: что ему нужнее — материальная поддержка, духовное единство, обладание желанным партнером, исполнение своих желаний; — все ошибки в выборе происходят от непонимания и неумения разбираться в людях; — те, кто недостоин любви, любовь и не встречают. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 6. «Период ухаживания» Цель: сформировать представление об ухаживании как о факторе, способствующем укреплению семьи. Разминка. Упражнение «Ассоциации» Участникам предлагается представить, что им надо перевоплотиться в какой-то объект, животное или растение, а затем сказать, что они выбрали. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Обсуждение в малых группах правил поведения молодых людей в период ухаживания. Задание для обсуждения: оценить каждое из правил по следующим критериям: реалистичность; возможность соблюдения; предназначенность одному из полов; степень необходимости исполнения; возможные последствия исполнения или неисполнения правила. ПРАВИЛА Успех — это не «много», а «один (одна)». Умейте ждать, не засоряйте свою жизнь необдуманными поступками. Не следует рассказывать своему избраннику (избраннице) о ваших предыдущих отношениях, тем более не стоит бравировать ими. Отличай страсть от любви. Страстно влюбленный влюблен «для себя». Часто, получив свое, он успокаивается, его чувства охладевают. Любовь, если она настоящая, направлена не на удовлетворение своих желаний, потребностей, амбиций, а на другого человека. Ищи мужа — главу семьи. Жена и муж образуют одно целое, они часть друг друга. Необходимо отличать главу семьи от самодура и изверга. Муж должен любить свою жену как свою часть, и наоборот. Если муж — глава семьи, то он и защитник, и детей любит, и верный, и умный, и добрый, и сердечный, и ответственный. Он будет заботиться о вас, а вы о нем. Дай время, имей терпение. Если мы думаем о брачных отношениях, то время ухаживания нужно продолжить до тех пор, пока мы не сможем с достаточной степенью уверенности судить, что за человек наш избранник (избранница). В начале отношений легко не заметить «расхождений» с человеком по различным вопросам. Найди того, кто поможет оценить. Часто люди вступают в брак с наивным убеждением, что «у нас будет все не так, как у других». Это не так. Люди вступали в брак и до вас. «Оценщиком» должен быть тот, кому вы безусловно доверяете. Хорошо, если этот человек старше и опытнее вас. Послушай, что говорит традиция. Каждый человек вырос в каком-то обществе, со своими правилами и традициями. Нарушая их, мы вынуждены «ломать» какую-то часть себя. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 7. «Свадьба» Цель: показать значение традиций для становления будущей семьи Разминка. Участникам необходимо посмотреть на своего соседа справа, подумать и ответить на вопрос: с кем или чем ассоциируется этот человек? Можно использовать образы живой (животные, растения) или неживой природы. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Работа с видеоматериалами (съемки свадеб). Задача группы: проанализировать и выделить общее в поведении будущих супругов на разных пленках. Обсуждение по итогам просмотра: — Какое эмоциональное состояние у будущих супругов? — Важна ли свадьба для будущей семьи и в чем ее значение? — Какие традиции заметили и в чем их смысл? — Насколько важны традиции в становлении будущей семьи? По итогам обсуждения группа должна прийти к общему выводу: свадьба — важное событие в жизни каждого. Свадебные игры и обычаи отражают традиции русской семьи. Свадьба — еще и проверка будущего супруга (супруги) в различных жизненных ситуациях. Свадьба — прочнейший эмоциональный фундамент будущей семьи. Рефлексия. Блок «ДВОЕ — СЕМЬЯ»ЗАНЯТИЕ 8. «Функции семьи» Цель: сформировать представление о семье как многофункциональном явлении. Разминка. Упражнение «Никто не знает» Участники перебрасывают друг другу мяч. Тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…» Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Работа со схемой «Функции семьи». Задание: проанализировать схему, пояснить ее элементы, выделить наиболее значимые функции семьи. Хозяйственно-бытовая функция — ведение домашнего хозяйства, содержание детей, накопление и наследование частной собственности, обеспечение отдыха. Вот как описывает эту функцию Т.И.Дымнова: «Здесь уют в твоем вкусе, надежность и всегдашняя уверенность, что все тебе рады, здесь все до боли знакомо, а каждая вещь навевает дорогие воспоминания и ценна этим, а не своей стоимостью. Здесь ни с какой другой не сравнима домашняя еда, здесь не вызывает сомнения и опасений чистота белья и супружеской постели. Здесь нет страха заболеть (а чем благополучнее семья, тем реже это случается), о тебе позаботятся. Сюда нетерпеливо стремишься после рабочего дня, уверенный, что кто-то непременно помнит, что ты придешь голодный и усталый, и позаботится, чтобы побыстрее согреть тебя и накормить». Сексуально-репродуктивная — эта функция уходит корнями в не менее сильный, чем самосохранение, инстинкт продолжения рода. Самое великое чудо на земле — создание новой жизни. И этот новый человечек будет чем-то похож на родителей, и будет безраздельно принадлежать только им, и будет к ним безмерно привязан. Они будут для него самыми родными, самыми близкими, самыми незаменимыми на земле. Эмоционально-этическая функция — потребность человека любого возраста в психологической защищенности, эмоциональном сопереживании, безусловном принятии, любви. Если эта функция не выполняется в семье, мы, находясь в обществе, где постоянно подвергаемся эмоциональным атакам, эмоционально истощаемся. Есть универсальный способ поддерживать душевное благополучие в семье посредством трех простых «инструментов» — это прикосновение, контакт глаз и активное слушание. Социально-статусная функция отвечает за удовлетворение потребностей интеллектуальной сферы, самостоятельное принятие решений, стремление до всего доходить своим умом. Удовлетворение этой потребности проходит более буднично и незаметно: когда близкие спрашивают о самочувствии друг друга, о том, что произошло за день. Тот, кто не понимает значимости данной функции, может расценивать эти расспросы как назойливое любопытство, посягательство на личное пространство, однако вопросы в последнем случае ведутся с целью контроля. Форма реализации этой потребности — содействие каждому из членов семьи в получении хорошего образования и постоянном самообразовании, профессиональном росте, приобретении значимого положения в обществе. Функция социализации отвечает за нормальное вхождение ребенка в общество (социум). Пока ребенок не овладел всеми нормами, контроль и ответственность за его поведение несут родители. Функция духовного развития предполагает привнесение в дом, в жизнь, в отношения членов семьи всего того, что помогает им стать богаче внутренне, иметь какие-то увлечения, познавать красоту жизни. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 9. «Имидж семьи» Цель: разобрать виды семей, показать преимущества полной семьи. Разминка. Упражнение «Пожелание» Первый участник должен встать, подойти к любому, поздороваться с ним и высказать ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, подойдет к следующему и т.д., пока каждый не получит доброго пожелания на день. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Существуют различные виды семей. Рассмотрим наиболее распространенные в современном обществе: — полная семья (наличие обоих супругов и других членов семьи); — неполная семья (один из супругов отсутствует); — поздняя семья (супруги создали семью в достаточно зрелом возрасте); — незарегистрированный брак (фактическое сожительство мужчины и женщины). Для того чтобы разобраться в преимуществах и недостатках различных семей, заполним таблицу. Вывод по итогам обсуждения: наибольшее количество положительного и наименьшее отрицательного у полной семьи, значит, это самый выгодный имидж семьи.
Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 10. Цель: дать представление об ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений. Разминка. Упражнение «Атомы» Все участники олицетворяют собой атомы и постоянно двигаются по комнате в свободном порядке. По команде ведущего (например: три) атомы объединяются в молекулы, причем количество атомов в молекуле должно быть таким, какое задал ведущий. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Попробуем сегодня выделить слагаемые счастливой семьи. Прежде чем это сделать, нам необходимо обсудить некоторые положения. Одним из важнейших условий построения счастливой семьи является ответственный выбор, заключающийся прежде всего в обдуманности и осознанности брака, желании не получать, а отдавать душевное тепло, ласку, заботу. При выборе брачного партнера необходимо также учитывать представление другого о семейных ролях, согласованности ожиданий и требований. Конфликт представлений может возникнуть в таких сферах семейной жизни, как быт, досуг, интимные отношения. Создание портрета счастливой семьи Задание участникам: предложите, какие, на ваш взгляд, черты наиболее характерны для счастливой семейной пары. Примерный портрет: • брак по любви; • общие цели и жизненные планы супругов; • хорошие жилищные условия; • отказ от опеки родителей (с самого начала); • равные обязанности по ведению домашнего хозяйства; • наличие детей; • сходство характеров; • взаимная ответственность, требовательность к себе; • взаимная поддержка. При обсуждении портрета подчеркиваются те из названных черт семейной пары, которые отражают взаимоотношения супругов, основанные на доверии и уважении. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 11. «Конфликты в семье» Цель: разобрать причины и виды конфликтных ситуаций. Разминка. Упражнение «Приветствие» Каждый участник по очереди встает в центр круга и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все остальные повторяют предложенное приветствие. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Как заметил классик, «каждая несчастная семья несчастлива по-своему», однако все же можно выделить некоторые наиболее типичные проблемы, возникающие между членами семьи и ведущие к возникновению конфликтов. Познакомьтесь со списком проблем и попробуйте, разделившись на подгруппы, проранжировать эти проблемы, начиная с наиболее типичных и распространенных, по-вашему мнению, и заканчивая наименее типичными. Проанализируйте проблемы с точки зрения возможности их возникновения в вашей будущей семье. Список проблем, ведущих к возникновению семейных конфликтов: • нежелание или невозможность одного из супругов иметь детей; • требование мужа, чтобы жена не работала и занималась домашним хозяйством; • различное социальное положение супругов до вступления в брак; • разность интересов супругов и неспособность идти на компромисс; • необходимость жить в одном доме с родителями мужа или жены; • проблемы поведения одного из супругов: алкоголизм, наркомания и пр.; • создание семьи в пожилом возрасте; • большая разница в возрасте между супругами. В зависимости от каждой конкретной ситуации члены семьи выбирают свою модель поведения, которая либо усугубляет положение, либо постепенно меняет дело к лучшему. Для решения проблемной ситуации необходимо: • осознание того, что проблема действительно существует, понимание реального положения вещей; • откровенный обмен мнениями, принятие во внимание точки зрения другого человека. Способность поставить себя на место другого, готовность к компромиссам во многом облегчает ситуацию и помогает принять правильное решение. Обсуждение: — Что главное в решении конфликтов? — Какие из выделенных вами проблем семейных взаимоотношений показались наиболее реальными для вас? Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 12. «Разрешение конфликтов» Цель: выработать способы разрешения семейных конфликтов. Разминка. Упражнение «Подарок» Каждый участник по очереди должен сделать подарок своему соседу слева. Подарок нужно сделать молча, но так, чтобы сосед понял, что ему дарят. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. На прошлом занятии мы пришли к выводу о необходимости разрешения семейных конфликтов. Существуют определенные способы выхода из конфликтных ситуаций. Я буду знакомить вас с этими способами, а ваша задача — составить «Памятку супругам», кратко сформулировав предложенные мысли. Правила общения в конфликтных ситуациях .Если один из супругов страдает от того, что другой уделяет ему мало внимания, постоянно занят на работе и не делится своими переживаниями, то он ощущает себя одиноким. Значит, следует вести разговор именно на эту тему, а не подменять истинную причину своего недовольства фразами типа «я тебя больше не интересую», «ты меня не любишь» и др.
• Фразы типа «это несправедливо», «она говорит, что я делаю не то, что нужно», «это должно прекратиться», «я этого не вынесу» мешают партнеру по браку понять, о чем идет речь. Ему придется самому домысливать недосказанное вами, и в этом случае могут возникнуть путаница и недопонимание, что еще более осложнит дело.
• Одними эмоциями решить проблему нельзя. Если вас не устраивает какая-то сторона семейных отношений и вы желаете изменить положение, то к разговору следует подготовиться. Подберите несколько доводов, которые трудно оспорить, и приемлемых предложений по изменению ситуации к лучшему.
• Не позволяйте себе срываться на крик — это не самый лучший аргумент в споре. Не используйте слова и выражения, способные оскорбить собеседника, задеть его чувства. Категоричная форма ваших высказываний может стать причиной нового скандала. Имейте в виду, что слова «должен», «обязан», «следует» способны вызвать у собеседника реакцию, обратную той, на которую вы рассчитываете. И так произойдет не потому, что его не интересует тема разговора. Просто такими фразами вы его поставите в положение человека, вынужденного либо оправдываться, либо беспрекословно подчиняться, а спокойно воспринять это могут далеко не все.
Работа в парах по применению «Памятки супругов» в конфликтных ситуациях. Обсуждение: — Какие чувства и ощущения вызвало занятие? — Какое из выделенных правил поведения в конфликтных ситуациях наиболее трудно применить в реальном конфликте? Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 13. «Молодожены» Цель: показать значение периода как фундамента будущих взаимоотношений. Разминка. Упражнение «Вопрос» Каждый из участников по очереди выходит перед группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изменяя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации). Отвечающий должен не только ответить, но и угадать задавшего вопрос. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Самая характерная проблема первой стадии — это ожидание, что вся семейная жизнь будет сплошным медовым месяцем. Отсюда стремление ни на шаг не отпускать от себя другого, отсутствие доверия, боязнь быть брошенным, обманутым, готовность унижаться. Прочный фундамент семьи строится на взаимном доверии, признательности, благодарности. Когда неизбежные трудности и проблемы начнут испытывать на прочность молодых супругов, им порой достаточно будет взглянуть в глаза друг другу, чтобы вспомнить, как ценят и любят они друг друга. Ролевая игра Между участниками распределяются семейные роли: молодых супругов, их родителей, знакомых и др. Задача: прореагировать на различные жизненные ситуации в двух вариантах — типичная (предсказуемая реакция на проблему) и наиболее конструктивная реакция (основанная на доверии и понимании). Ситуации для разыгрывания: — Ваш супруг вдруг начал постоянно задерживаться на работе. — Свекровь критикует приготовленные вами блюда. — Молодая жена не умеет и не хочет готовить и убирать в доме. — Вас приглашают в один день на вечеринку в разные компании. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 14. Цель: сформировать представление о способах определения границ допустимого во взаимоотношениях в будущей семье. Разминка. Упражнение «Заколдованные» Выбирается водящий. Группа разбредается по комнате. По команде «стоп» все замирают. Задача водящего — рассмешить кого-либо из участников. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Это второй период жизни семьи, основу которого составляет определение супругами новых обязанностей и прав. Решения принимаются при взаимном контроле. Посоветовался и принял во внимание точку зрения другого. И если многое по-прежнему будет можно, а нельзя лишь то, что угрожает целостности и благосостоянию семьи: безответственность, тунеядство, флирт, блуд, транжирство, пьянство и другие несовместимые с семейным образом жизни наклонности, — ощутимых проблем не должно возникнуть. Молодые супруги определяются в границах своей новой семьи и спокойно руководствуются ими в своих поступках. Нет четко определенного списка обязанностей и прав мужа и жены. Личности, готовые к браку, зрелые, любящие и уважающие друг друга, достаточно быстро приходят к установлению разумных границ в семье. Решение проблемных ситуаций Участникам: исходя из позиции уважения, доверия и благодарности друг к другу, решить спорные семейные вопросы. 1. Жена решила распределить обязанности по приготовлению пищи следующим образом: она готовит, муж моет посуду. Она добивается этого всеми возможными способами: просит, притворяется больной, требует, ставит в пример знакомых, не моет посуду сама. На протяжении месяца в семье постоянные конфликты, однако жена уверена, что таким образом сможет «перевоспитать» своего супруга и облегчить себе жизнь. Что вы посоветуете этой семье? 2. Муж считает нужным помогать своей одинокой маме, поэтому часто после работы он заходит к ней и выполняет некоторые обязанности по дому. Жена недовольна тем, что молодой супруг тратит время и деньги на мать, а не на новую семью. В доме скандалы, слезы, непонимание. Что делать молодым супругам? 3. Молодые супруги решили, что все хозяйственные дела будут делать только вместе и во всем помогать друг другу. С этих пор, если один из супругов возвращался с работы раньше, он ничего не делал по дому, а ждал возвращения другого. Разделяете ли вы такую позицию? Какие проблемы, на ваш взгляд, могут возникнуть у такой семьи? Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 15. «Я сам!» Цель: определить необходимость взаимодействия супругов в семье. Разминка. Упражнение «Будь внимателен» Участники по очереди считают по порядку, соблюдая условие: не называть числа, которые содержат 3 или делятся на 3. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Третий период становления семьи аналогичен периоду детства: «Я сам!» Так много хочется, но так мало умеешь. Супруги пробуют свои силы на новом семейном поприще. Теперь многое будет зависеть не столько от действительных успехов и неудач, сколько от отношения к успехам и неудачам другого. Выдержка, доброжелательность и юмор помогут создать со временем совершеннейшего супруга, а нетерпение и максимализм могут все погубить. Нельзя же достоинства супруга воспринимать как должное, а любой промах или недостаток — как предательство, забывая о собственных достоинствах и недостатках. Это, по сути, потребительское отношение, а потребительство быстро приводит к холодности и отчуждению. Но если поддерживать, а то и поднимать при падениях друг друга, радоваться достижениям, то можно заметить, что семья такими взаимными усилиями делается действительно независимой и самодостаточной. Ролевая игра Ситуации для разыгрывания и обсуждения: • Ваш супруг (супруга) решил поступать в вуз для продолжения обучения. • Жену направляют на курсы повышения квалификации. • Муж продвигается по служебной лестнице, однако вынужден задерживаться на работе. • Жена решила заниматься в студии по обучению «танцу живота». Вывод по итогам обсуждения: даже после того, как молодые научились совместно решать проблемы, определились семейные роли и обязанности, необходимы взаимная помощь и поддержка, доверие и понимание, для того чтобы каждый из супругов смог реализовать себя как личность и как профессионал. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 16. «Забота о супруге» Цель: сформулировать основные правила взаимоотношений и взаимодействия в семье. Разминка. Упражнение «Мостик» Группа делится на две команды. На полу во всю длину комнаты рисуется мостик шириной около 20 см. На этом мостике должны встретиться двое: по одному из каждой команды. Задача участников — разминуться на мостике и не оступиться. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Итак, мы разобрали основные периоды жизни семьи. Остался последний — высшая ступень семейной жизни. С высоты этой ступени видно, сколько мелкого, суетного, пустого в том, что казалось таким важным на первой ступени. Теперь видно главное: семья имеет смысл только тогда, когда она создана, чтобы заботиться о благе другого. Каждый в супружеском союзе способен дать то, чем другой не владеет в силу различий мужской и женской природы. Поэтому в семье каждый может удовлетворить свои потребности, но при условии, что сам что-то дает. Зрелым супругам свойственны безусловная искренность (основа подлинной близости) и способность любить, бескорыстно заботиться о благе любимого человека. Ведь человек, как давно замечено, с одной стороны, желает любви и близости (гарантии безопасности), а с другой — индивидуальной свободы и независимости (условие самосовершенствования). И если ориентироваться на равновесие этих стремлений, то в любой ситуации нетрудно найти правильное решение, как поступить по отношению к другому. Упражнение «Правила поведения супругов» (выполняется по подгруппам) Задание: учитывая различные периоды развития семьи, о которых мы говорили, сформулируйте основные правила взаимоотношений и взаимодействия в семье. Примерный свод правил • Научитесь доверять друг другу, уважать мнение другого. • Всегда будьте доброжелательны по отношению к партнеру по браку, чаще вспоминайте, насколько вы любите его. • Не забывайте советоваться с супругом (супругой) по различным вопросам семейной жизни, учитывайте мнение другого. • Ни в коем случае не пытайтесь «переделать», «перевоспитать» супруга (супругу), принимайте его таким, какой он есть. • Лучший способ разумно распределить обязанности в семье — доверительный разговор. • Умейте радоваться достижениям другого, помогать ему достигнуть большего, поддерживать его в трудных ситуациях. • Искренняя бескорыстная забота о партнере по браку — лучшая награда и гарантия вашей счастливой семейной жизни. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 17. Цель: проанализировать аспекты супружеской совместимости, соответствие свойств темперамента партнеров. Разминка. Упражнение «Запаздывающее зеркало» Один из участников показывает какое-либо произвольное движение (хлопок в ладоши, реверанс и др.), затем то же делает второй участник. Третий должен повторить первое движение, четвертый — второе и т.д. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Существуют четыре аспекта супружеской совместимости: • духовная совместимость — согласованность жизненных ценностей, потребностей, интересов и взглядов; • персональная совместимость — соответствие свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы; • семейно-бытовая совместимость — согласованность представлений о функциях семьи, ролевых ожиданий; • физиологическая совместимость. В ходе предыдущих занятий мы обсуждали практически все виды совместимости. Наименее изучена нами персональная совместимость. Остановимся на ней подробнее. Для этого проверим свой тип темперамента. Диагностирование типа темперамента Итак, зная свой темперамент и предполагая (а лучше протестировав) темперамент будущего партнера по браку, мы можем определить персональную совместимость. Наиболее высокая удовлетворенность браком и семейными отношениями наблюдается в тех парах, где супруги обладают противоположным темпераментом (сангвиник — меланхолик, флегматик — холерик). Оптимальные отношения (наибольшая удовлетворенность браком, бесконфликтное распределение ролей) складываются в тех союзах, в которых супруг является сангвиником, а супруга — меланхоликом. Было установлено, что в парах, состоящих из холерика и сангвиника, супруги часто соперничают за власть друг над другом, много спорят, каждый настаивает на своем, наблюдаются трудности в достижении единого мнения. В парах, в которых оба супруга обладают меланхолическим или флегматическим темпераментом, также наблюдается более низкая удовлетворенность браком, чем в парах с противоположными темпераментами. Однако нужно отметить большое количество таких пар, причем стаж их совместной жизни превышает 13 лет. Следовательно, несмотря на трудности взаимодействия, супругам удается налаживать позитивные взаимоотношения. Очень сложные отношения в тех парах, где встречаются холерик и меланхолик. Это связано с тем, что оба супруга несдержанны в проявлении чувств, поведении, высказываниях, но в то же время оба ранимы, тяжело переживают любые ситуации, в которых, по их мнению, задето их самолюбие. В брачном союзе флегматика и сангвиника наблюдаются различные конфликты, недовольство друг другом, которые обычно возникают на почве эмоциональной близости супругов. Итак, в союзах с разным сочетанием темпераментов появляются разные проблемы, которые более или менее успешно решаются супругами. Можно говорить и о различной удовлетворенности супружескими отношениями при разном сочетании темпераментов, но не о совместимости — несовместимости как о некоем раз и навсегда данном состоянии. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 18. Цель: проанализировать факторы, способствующие разводу, и оценить их наличие у себя. Разминка. Упражнение «Фотографы» Один или несколько участников «фотографируют» общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, остальные вносят несколько изменений (2–3). «Фотографы» угадывают, что изменилось. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Анализ добрачных и брачных факторов, угрожающих стабильности семьи, показывает, что наиболее влиятельны следующие: • развод родителей увеличивает вероятность развода их детей, негативные взаимоотношения в родительской семье не дают возможности детям научиться выстраивать отношения в собственной семье; • при прочих равных условиях, чем ниже уровень образования, профессиональный статус и доход мужа, тем выше вероятность развода; • беременность невесты (вынужденный брак); • непродолжительный срок добрачного знакомства (рекомендуемый психологами срок — 1–1,5 года); • серьезные ссоры и конфликты во время ухаживания; • отрицательное отношение родителей к данному браку (не получили одобрения при вступлении в брак 43% тех, кто развелся, и лишь 13% живущих в стабильном браке); • слишком ранний брак (до 19 лет); • разница в возрасте между супругами более 10 лет; • существенная разница в физической привлекательности; • незрелость личности. Следует отметить, что перечисленные факторы риска не являются «фатальными» при прогнозе будущих супружеских отношений. Все они имеют некий «накопительный» характер, так что при наличии нескольких факторов вероятность развода увеличивается. Экспресс-самоанализ Задание: оценить и аргументировать, насколько каждый из факторов значим именно для него. Обсуждение: насколько велика вероятность счастливого брака у каждого из вас? Можете ли вы как-то влиять на ситуацию? Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 19. «Ревность» Цель: разобрать виды и причины возникновения ревности. Разминка. Упражнение «Семафор» У ведущего три листка бумаги: зеленый, желтый, красный. Он иногда поднимает какой-либо из листков. Задача участников: на зеленый — идти и хрюкать, на желтый — замереть, на красный — топать на месте. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Существует множество толкований ревности, в которых отражены различные взгляды: • ревность — составная часть любви, интимной дружбы, она говорит о силе влечения; • ревность — эмоция, не присущая любви, тень в отношениях людей; • ревность — эгоизм в отношениях. Однако объединяет эти подходы то, что ревность рассматривается не самостоятельно, а как часть любви. Попробуем провести анализ различных «девизов» ревности. Задание участникам: объясните и расшифруйте «девиз» ревности, как вы его понимаете. 1. «Вещь всегда должна принадлежать своему хозяину!» — собственнический вид ревности. Обязательно связана с сильным переживанием измены партнера с угрозой разрыва отношений. Такой ревности способствуют определенные черты характера: властолюбие, эмоциональная холодность, неспособность прощать, упрямство, неумение уважать личность другого. 2. «Я ему (ей) не пара, он (она) ищет равного себе!» — свойственна людям, неуверенным в себе, склонным к преувеличению опасности. Такие люди ревнуют от ущемленности. 3. «Людей по себе судят!» — отраженная ревность, проекция собственной неверности. Логика ее проста: если я могу стать объектом любви другого, то и мой брачный партнер на это способен. Обсуждение: как вы считаете, приносит ли ревность пользу какой-либо из сторон? Как бороться с ее возникновением и проявлениями ? Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 20. «Причины развода» Цель: выявить мотивы разводов, познакомить с данными статистики о причинах разводов в России за последние годы. Разминка. Упражнение «Фраза по кругу» Группа выбирает простую фразу. Например: «В саду падали яблоки». Участники должны произнести эту фразу с разными интонациями. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Мотивы разводов: • несоответствие (несовместимость) характеров; • нарушение супружеской верности; • плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников); • пьянство (алкоголизм); • вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в брак; • лишение свободы на длительный срок. По данным статистики, в России в последние годы основная масса разводов совершается до 40 лет. Средний возраст мужчин — 28, женщин — 27 лет. Достаточно опасен с точки зрения вероятности развода период «молодых браков» (5–9 лет). В это время в связи с рождением и воспитанием детей бюджет супругов становится весьма напряженным, ограничивается отдых, досуг, возрастают нервная и физическая усталость. На первые 9 лет совместной жизни приходятся 65 % распадающихся браков. «Средние браки» (10–19 лет). В целом происходит стабилизация супружеских отношений. При неблагоприятной динамике отношений между супругами в результате ссор и конфликтов может появиться чувство вражды, ненависти. Доля разводов в этот период — 24%. «Пожилые браки» (свыше 20 лет). К их особенностям относится отделение детей, оттеснение прежней зависимости по уходу и воспитанию детей на второй и третий план. Наиболее распространенные причины разводов в этот период — пьянство и алкоголизм, измена или подозрение в измене. Удельный вес разводов — 12%. Задание участникам: опираясь на знания, полученные на предыдущих занятиях (о периодах жизни семьи и характеристиках этих периодов, о совместимости супругов, факторах, способствующих разводу и т.д.), объяснить, почему такое количество разводов в различные периоды жизни семьи? Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 21. «Последствия развода» Цель: определить последствия развода для мужчин, женщин и детей. Разминка. Упражнение «Отгадай вещь» Один из участников загадывает вещь и показывает ее остальным с помощью жестов, мимики, телодвижений. Все отгадывают, затем загадывает следующий по кругу. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Раньше считалось, что женщина переживает развод тяжелее мужчины, однако в 1980-е годы психологи пришли к выводу, что мужчине брачный союз даже нужнее, чем женщине. Его неудовлетворенность одиночеством еще более острая и длительная. Но самый сильный жизненный удар получают при разводе родителей дети. Задание участникам: разделиться на подгруппы — «женщины», «мужчины», «дети». С точки зрения роли спроектировать и оценить последствия развода. Участники работают 15–20 минут, затем проводится обсуждение, при котором ведущий старается обратить внимание на следующие последствия развода.
Рефлексия. Блок «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ»ЗАНЯТИЕ 22. «Рождение ребенка» Цель: познакомить с изменениями в семье, связанными с появлением и воспитанием ребенка. Разминка. Упражнение «Изобрази животное» Участники по очереди без слов и звукоподражаний изображают какое-либо животное. Остальные отгадывают. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Одна из важнейших функций семьи — продолжение рода, рождение и воспитание детей. Однако родители часто бывают не готовы к трудностям, связанным с развитием и воспитанием ребенка вследствие своей некомпетентности. Попробуем сегодня обсудить основные вопросы, связанные с рождением и развитием ребенка. Во-первых, оба родителя должны быть готовы к появлению в их семье малыша. В их семье произойдут достаточно серьезные изменения: • перераспределение семейных ролей (освоение роли отца и матери, муж обычно больше ориентирован на все, что происходит вне семьи, жена отвечает за все, происходящее в доме); • переориентация профессиональных потребностей (у женщины профессиональная потребность отходит на второй план, уступая место реализуемой потребности в материнстве; у мужа актуализуется потребность в профессиональном росте как факторе улучшения материального положения); • изменение взглядов на семейно-бытовые обязанности (жена берет большую часть функций на себя); • уменьшение свободного времени, в особенности проводимого супругами вместе (один из супругов должен оставаться с ребенком). Итак, появление ребенка в семье приводит к значительным изменениям в семейных отношениях и требует от супругов освения новых ролей — отца и матери. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 23. Цель: сформировать понятие о стилях родительского поведения, достоинствах и недостатках каждого. Разминка. Упражнение «Отгадай слово» Ведущий пишет простое слово на карточке и передает ее первому участнику. Участник должен сочинить рассказ, используя это слово в качестве «отправной точки». Слово называть нельзя. Остальные по рассказу угадывают слово. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Существует несколько классификаций стилей родительского поведения, познакомимся с наиболее распространенной из них. Задание участникам: разделиться на 4 подгруппы. Каждой подгруппе внимательно ознакомиться с карточкой, характеризующей один из стилей родительского поведения, и внести записи в общую таблицу.
КАРТОЧКА 1 Авторитетный стиль родительского поведения — образ действия родителей, характеризующийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся детям несправедливыми, и поэтому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Дети уверены в себе, у них развиты самоконтроль и навыки общения, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) — образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Некоторые родители вообще перестают устанавливать запреты для своих детей, склонны потакать их слабостям. Дети импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка внимания и интереса к ним, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им сил и времени на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Обсуждение итогов выполнения задания: какой из предложенных стилей поведения наиболее эффективен в воспитании детей в семье? Как добиться такого родительского поведения? Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 24. Цель: уточнить представления о роли матери в семье, подчеркнуть значимость овладения ролью. Разминка. Упражнение «Марионетки» Группа делится на пары. Один в паре становится кукловодом, а другой — марионеткой. Задача марионетки — полностью подчиниться, а кукловода — управлять действиями куклы. Каждая пара должна пересечь комнату. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Беседа. Мать начинает влиять на разитие ребенка еще до его рождения. Важны взаимоотношения в семье в это время, отношение к будущему ребенку, к отцу ребенка, к самой беременности. Имеет значение настрой матери в период вынашивания — относится ли она к беременности как к болезни или как к нормальному состоянию, ведет ли замкнутый или активный образ жизни, думает о ребенке с любовью или пытается игнорировать беременность. Существует прямая взаимосвязь между влиянием матери на ребенка еще в младенческом возрасте и его успешностью в учебе. Многочисленные исследования связывают успешное развитие ребенка с отзывчивостью матери. Задание участникам: привести примеры неправильного материнского воспитания, основанные на собственном тщеславии и интересах (пример: мать настойчиво заставляет ребенка заниматься музыкой, потому что она сама в детстве мечтала стать музыкантом). Обсуждение ситуаций. Неблагоприятные аспекты материнского влияния: • стремление командовать в семье; • установка на строгую дисциплину в отношениях с детьми, недоучет их индивидуальности; • идеи о возможном несчастье с детьми, преувеличенная опека; • отрицание детской активности, редкая ласка в отношениях с детьми; • контроль каждого шага, раннее обучение; • холодность в отношениях с детьми. Обсуждение негативных влияний: необходимо особо подчеркнуть, что и позитивное, и негативное влияние матери на ребенка основано прежде всего на эмоциональном факторе — умении матери любить, принимать, понимать, поощрять, быть внимательной и ласковой к своему ребенку. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 25. «Роль отца в семье» Цель: уточнить представления о значимости отца в воспитании ребенка, подчеркнуть ответственность отца за семью.
Разминка. Группа делится на пары. Один из пары должен во что бы то ни стало рассмешить партнера. Рефлексия предыдущего занятия Основная часть Беседа. Часто бывает так, что будущий отец с нетерпением ждет появления малыша, а когда ребенок рождается, он берет на себя роль только помощника матери, чувствует некоторую некомпетентность в этом вопросе. Но влияние отца на раннее развитие ребенка очень велико: • отцы играют значительную роль в формировании своего ребенка в ситуациях, когда ему неясно, как вести себя в данный момент; • когда ребенок становится старше, отец превращается для него в важную модель поведения; • отец может выступать в роли «болельщика» и защитника его успехов; • особая роль отца в воспитании сына (отец — эталон мужчины). Задание участникам: подобрать примеры правильной или неправильной позиции отца в семье. Обосновать свою точку зрения. При обсуждении обращается внимание на типичность предложенной ситуации. Примеры наиболее типичных неправильных отцовских позиций: • «Я обеспечиваю семью, ты воспитывай детей». • «Воспитывать должна школа, учителя, преподаватели». • «Ребенок еще маленький, успею «повоспитывать», когда подрастет». • «Я вырос нормальный и без большого участия отца, и мой ребенок вырастет» и пр. Задание участникам: объясните смысл фразы: «Мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир». Это означает, что мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец — за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят постоянные конфликты или один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), ребенок не получает необходимого воспитания. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 26. «Развитие ребенка» Цель: познакомить со стадиями психологического развития ребенка. Разминка. Упражнение «Качество» Каждый из участников придумывает, какое качество он больше всего ценит в людях, и называет его. Рефлексия предыдущего занятия Основная часть Работа с таблицей (см. с. 31). Задание участникам: вашему вниманию предлагается таблица, в которой заполнены графы: название и характеристика возрастного периода, основная деятельность ребенка в этот период детства. Вам предлагается подумать о роли родителей в психическом развитии ребенка. Обсуждение: основная роль родителей на любом возрастном этапе — безусловная любовь и поддержка, готовность к помощи в трудной ситуации, но помощи, не подавляющей самостоятельность, внимание к ребенку, желание понять его проблемы, умение радоваться достижениям ребенка.
Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 27. Итоговое Цель: обобщить знания по циклу. Разминка. Упражнение «Аквариум» Каждый из участников перевоплощается в какой-либо выбранный всеми предмет (книгу, полку, стул, др.) и описывает все, что видит, с точки зрения этого предмета. Рефлексия предыдущего занятия. Основная часть Упражнение «Мудрый совет» Выбирается желающий для получения обратной связи. Участники готовят и записывают в его дневник один «мудрый совет», который, по их мнению, пригодится в дальнейшей жизни этому человеку. Советы и наставления должны соответствовать тематике цикла занятий. Упражнение «Сбор чемодана в дорогу» Участники готовят ведущему «телеграммы» с отзывами по проведению занятий. В отзывах необходимо отразить эмоциональное отношение к содержанию и способам проведения занятий, а также сформулировать пожелания каждому участнику для создания счастливой будущей семьи. Рефлексия. Результаты реализации программы Программа внедрялась в 2006/2007 учебном году. За это время было проведено 27 занятий в соответствии с тематическим планом программы. Занятия показали, что вопросы брачно-семейных отношений актуальны для юношей и девушек — воспитанников детского дома. Наиболее эффективными оказались активные формы работы, в ходе которых молодые люди могли реализовать потребность в самовыражении, обсудить жизненные планы и ценности. Трудности в формировании представлений о семейных взаимоотношениях вызвал недостаток наблюдений и опыта семейного воспитания, что еще раз подчеркнуло значимость работы с воспитанниками в данном направлении. Контрольное исследование уровня сформированности брачно-семейных представлений показало, что после реализации программы занятий воспитанникам удалось определить круг образов будущей семьи, связанный с целями создания семьи, трудностями семейной жизни, планами построения отношений, вопросами воспитания детей. Участники занятий стали более серьезно и вдумчиво относиться к перспективам семейной жизни, большинство из них уверено в невозможности счастливой и полноценной жизни без создания семьи, может объективно оценить будущие трудности, выражает готовность взять на себя ответственность за будущих детей. В образе предполагаемого спутника жизни и у юношей, и у девушек большое место занимают характеристики, связанные с качествами, необходимыми для построения полноценных семейных взаимоотношений: ответственность, уверенность в себе и своих силах, культурное развитие, трудолюбие. Если до работы по программе молодые люди были ориентированы на реализацию своих потребностей (высокие показатели у девушек были по материальной состоятельности, у юношей — по трудолюбию будущей жены как возможности обеспечивать супруга), то после занятий они стали выделять как значимые нравственные и личностные качества будущего партнера по браку. Все это позволяет сделать вывод о повышении требований к себе и будущему супругу не с позиции иждивенчества и потребительства, а с точки зрения возможности построения надежных и долговременных взаимоотношений. Повысилась значимость такой функции семьи, как продолжение рода. Если до проведения занятий ее отмечали 20% воспитанников, то после — 70% юношей и девушек стали считать ее одной из главных. На первые (наиболее значимые для себя места) воспитанники ставят функции физической и психической близости, духовного общения. Данные ранжирования в начале работы по программе свидетельствовали о низкой значимости этих ценностей. Бланк самооценочной матрицы
ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. 2. Бобылева И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот. — Владимир, 2000. 3. Воспитание семьянина в условиях детского
дома. Из опыта работы Каменского детского дома 4. Дымнова Т.И. Психология семейного образа
жизни. Учебно-практическое пособие. — 5. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. — М.: Слово, 2002. 6. Камышанова И.В., Черникова Т.В., Чудинова Е.А. Социально-психологическое сопровождение полоролевой социализации молодежи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001. — № 3. — с. 57–66. 7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. — Ярославль: Академия развития, 2001. 8. Колпакова М. Диалог с несовершеннолетними
матерями // Воспитание школьников. — 2001. — 9. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. — М.: Просвещение, 1979. 10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: УРАО, 1997. 11. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М.: педагогическое общество России., 2001. 12. Одинцова М.А. Я — целый мир: Программа развития личности подростков и юношества / Учеб.-метод. пособие. Серия «Психология успеха». — М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 13. Олексенко А. Педагогика рода // Воспитание школьников. — 2001. — № 3. — С. 44–47. 14. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблем сиротства в России // Вопросы психологии. — 2001. — № 3. — С. 79–85. 15. Плясова Г.И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. — М.: Новый учебник, 2003. 16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. — М.: Педагогика, 1990. 17. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. 18. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. — М.: Новая школа, 1996. 19. Родители и дети: Психология взаимоотношений /
Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. — 20. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д. Реабилитация детей в приюте. — М., 1995. 21. Семья Г.В. Условия психологической и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: СИМС, 2003. 22. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М.: Генезис, 2000. 23. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома / Под общ. ред. Т.В.Зайцевой. — Вологда, 2003. 24. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. — М.: Генезис, 2000. 25. Черникова Т.В., Камышанова И.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников. — М.: Глобус, 2006. 26. Шульга Т.И., Олифренко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. — М.: УРАО, 2003. |