Переходим к качеству
13–15 декабря в Москве прошла IV
Национальная научно-практическая конференция
«Психология образования: подготовка кадров и
психологическое просвещение»
Ставшая уже традиционной
конференция психологов образования России в
этом году была посвящена подготовке
психологических кадров и психологическому
просвещению. И хотя тематика этого форума была
более узкой, чем у предыдущих, на него приехали
более шестисот специалистов из 78 субъектов
Российской Федерации, представители
профессиональных общественных объединений,
психологи стран ближнего зарубежья.
Организаторами конференции выступили
Министерство образования и науки Российской
Федерации, общероссийская общественная
организация «Федерация психологов образования
России», Институт психологии Российской
академии наук, Психологический институт
Российской академии образования, Московский
городской психолого-педагогический университет,
факультет психологии Московского
государственного университета им. М.В.
Ломоносова, психолого-педагогический факультет
Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена, факультет
психологии Санкт-Петербургского
государственного университета.
|
А.А. Левитская подчеркнула
значимость психологов
для образования
|
Такое название конференции было
выбрано не случайно. Психологи, работающие в
образовании, все чаще стали задумываться над
качеством своей работы. Кроме того, идеи
психологического просвещения и повышения
психологической компетентности всех участников
образовательного процесса давно нуждаются в
реализации.
Три предыдущие конференции показали, что
ежегодно обсуждаемые на них вопросы
претерпевают значительные качественные
изменения: от обсуждения проблем
непосредственно психологической службы
психологи перешли к определению тактических
задач, связанных с системой образования в целом.
Сколько нас на самом деле?
В этом году самое активное участие в подготовке
конференции приняли специалисты Департамента
воспитания, дополнительного образования и
социальной защиты детей Министерства
образования и науки РФ. Выступая на пленарном
заседании, которое проходило в здании
Федерального агентства по образованию, директор
департамента А.А. Левитская говорила о целях и
стратегии развития психологического
обеспечения образования. Она обратила внимание
на то, что сфера ответственности службы
практической психологии сейчас не может
ограничиваться лишь решением задач по
преодолению трудностей обучения, а должна
способствовать успешной социализации детей и
молодежи, сохранению и укреплению их здоровья,
повышению уровня психологической культуры.
Алина Афакоевна дала развернутую характеристику
психологический службы России. Так, согласно
статистическим данным, в настоящее время в
системе образования России работает около 64
тысяч педагогов-психологов (в 2003 г. — 65 тысяч),
более 60% из которых имеют вторую и высшую
квалификационные категории.
В 62 субъектах Российской Федерации приняты
региональные положения о деятельности службы,
определены региональная модель и ее
организационно-функциональная структура,
утверждены нормативные правовые документы,
регламентирующие деятельность
педагога-психолога в образовательных
учреждениях, созданы координационные и
научно-методические советы службы. В органах
управления образованием 79 субъектов Российской
Федерации и 60% муниципальных образований
назначены ответственные за деятельность службы,
определена сфера их компетенции. В региональные
программы развития образования многих субъектов
Российской Федерации включены подпрограммы по
вопросам развития службы, психологического
обеспечения системы образования.
|
В.В. Рубцов и Е.И. Метелькова
обсуждают планы сотрудничества
федерации и министерства
|
В Москве, Ямало-Ненецком автономном
округе, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском
краях, Калининградской, Курганской,
Новгородской, Новосибирской, Оренбургской,
Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской,
Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской
и других областях созданы уникальные
организационно-функциональные модели службы —
как в условиях города, так и в сельской местности
— с учетом этнонациональных и
социально-экономических особенностей региона.
В Республике Алтай, Липецкой области, городе
Москве и других регионах разработаны
нормативные документы, регламентирующие
деятельность специалистов службы практической
психологии образования: порядок аттестации
педагогов-психологов; порядок лицензирования,
аттестации и аккредитации ППМС-центров; норма
нагрузки на одного психолога (500 обучающихся,
воспитанников в городских учреждениях
образования и 120 — в сельских); рекомендации об
использовании рабочего времени
педагога-психолога.
|
Для кого-то конференция —
возможность оценить себя
|
Отличительной особенностью
современной психологической службы является то,
что в сложившихся социально-экономических
условиях возрастает роль образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи (ППМС-центры).
По данным Министерства образования и науки,
сейчас в России действует более семисот
ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную
многопрофильную помощь более чем двум миллионам
детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их
родителям.
Чего ждет от нас образование?
В системе образования все большее внимание
уделяется психологическому просвещению и
повышению психологической компетентности всех
участников образовательного процесса.
В свое время в связи с переходом к вариативному,
личностно-ориентированному обучению в ряде
образовательных учреждений в экспериментальном
порядке было введено преподавание курса
«Психология». Сейчас преподавание психологии в
форме уроков, факультативов и кружков ведется
уже в половине образовательных учреждений
России.
Департаментом совместно с Федерацией
психологов была проведена определенная работа
по модернизации системы психологического
обеспечения образования, совершенствованию
кадрового потенциала службы, разработке
научно-методических основ ее деятельности в
современных условиях.
В 2007 году впервые были проведены такие
мероприятия, как Всероссийский конкурс
«Педагог-психолог России –– 2007» и конкурс
инновационных психолого-педагогических
проектов «Психология — современному
российскому образованию». У психологов и
специалистов ППМС-центров появилась возможность
на всероссийском уровне представить свой опыт
работы.
С учетом этих изменений, считает Алина
Афакоевна, необходимо разработать, утвердить и
реализовать аналитическую ведомственную
целевую программу «Развитие службы практической
психологии образования на период до 2010 года», в
которой будут отражены, кроме прочих, следующие
мероприятия.
В 2008–2009 годах Министерству образования и науки
совместно с профессиональным психологическим
сообществом необходимо продолжить работу по
совершенствованию нормативной правовой базы в
части финансирования, лицензирования,
аттестации, аккредитации ППМС-центров; системы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогов-психологов. Необходимо
принять меры по сохранению ставок
педагогов-психологов в образовательных
учреждениях в условиях перехода на нормативное
подушевое финансирование.
Хочется надеяться, что Департамент воспитания,
дополнительного образования и социальной защиты
детей Министерства образования и науки будет
подкреплять это решение конкретными шагами по
поддержке и совершенствованию психологической
службы в системе образования.
О готовности психологического сообщества к
коренным изменениям рассказал в своем
выступлении «Проблемы психологической
подготовки педагогических кадров для системы
образования» В.В. Рубцов (директор
Психологического института РАО, ректор МГППУ,
президент Федерации психологов образования
России).
При этом Виталий Владимирович отметил, что
современной системе образования нужны другие
психологи. Основным недостатком существующей
системы он видит отсутствие
практико-ориентированного характера
образования. В качестве возможной модели
построения оптимальной системы целевой
подготовки специалистов для системы образования
можно рассматривать опыт МГППУ, который
изначально создавался именно с этой целью.
Проблему разработки новых федеральных
государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования нового
поколения по психологии затронул в своем
выступлении Ю.П. Зинченко (декан факультета
психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент
Российского психологического общества,
председатель совета по психологии
Учебно-методического объединения по
классическому университетскому образованию в
РФ). Как всегда убедительной была И.В.Дубровина
(заведующая лабораторией научных основ детской
практической психологии Психологического
института РАО), посвятившая свое выступление
формированию психологической культуры молодого
поколения.
Соответствуем ли мы ожиданиям?
Обсуждение поднятых на пленарном заседании
проблем проходило на основных мероприятиях
конференции: секционных заседаниях, круглых
столах, дискуссионных клубах. Участники
конференции смогли посетить мастер-классы
известных практиков, телемосты с известными
немецкими специалистами-психологами и съездить
в старинный город Коломну на выездную секцию
«Психологическая практика студентов в контексте
различных научных парадигм».
|
А.А. Реан отслеживал инновации
в подготовке специалистов
|
Одним из наболевших вопросов, который
обсуждается в психологическом сообществе уже не
первый год, является проблема подтверждения
качества работы специалистов в системе
образования — сертификация и лицензирование.
На заключительном заседании В.В. Рубцов
выступил с предложением к Министерству
образования и науки РФ поручить Федерации
психологов образования России и Российскому
психологическому обществу работу по
профессиональной экспертизе деятельности
психологов. По мнению Виталия Владимировича,
настало время приступать к реальным шагам в этом
направлении.
Безусловно, работа эта очень большая и требует
серьезного подготовительного этапа.
Профессиональная оценка деятельности
специалиста, которая дается общественной
организацией, — дело достаточно сложное и
тонкое.
К сожалению, в нашем обществе, когда у людей
только-только начинает формироваться
общественная и гражданская позиция, многие самые
лучшие начинания реализуются по принципу
«хотели как лучше, а получилось…».
|
Секция под руководством А.Л. Журавлева
была самой насыщенной
|
Для того чтобы сертификация и
лицензирование проводились на должном уровне, на
предварительном этапе необходимо открытое
обсуждение возможных технологий и документов с
привлечением всего профессионального
сообщества: ученых, практиков, руководителей
образовательных учреждений.
Хотелось, чтобы это стало основным вопросом на
предстоящем в декабре 2008 года IV Всероссийском
съезде психологов образования России
«Психология и современное российское
образование».
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Фото Игоря КАРПИНСКОГО |