Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2008
Танцевальая терапия


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Танцевальая терапия

В массе потерянных «Я»

Специфика современной культуры связана с глобализацией — противоречивым, сложным и многогранным явлением. Глобальное общество характеризуется в первую очередь cтремительным темпом перемен, что превращает реальность в круговорот событий, выдвигает новые проблемы ценностной адаптации человека. Вследствие нового информационного режима современное общество становится фактически беззащитным перед любой информационной угрозой. Негативные факторы, получившие в глобальной системе новые стимулы и возможности, разнообразны, диапазон их взаимодействия простирается в границах от стандартизации духовных ценностей до распространения манипулятивных технологий.

В контексте отмеченных негативных процессов весьма ощутимы симптомы возрастания сложности индивидуального мировосприятия и отношений людей, и в первую очередь подрастающего поколения. Обращает на себя внимание ощущение дезориентации в сфере социокультурных норм, ценностей и образцов, состояние душевной разорганизованности.

Противоречие между разнообразной информацией, получаемой ребенком дома, в школе, на улице, из средств массовой информации, расхождение между навязываемыми требованиями к поведению и естественными потребностями самовыражения и самоопределения являются главной причиной неспособности детей принимать нормы общества. Начиная с самого раннего возраста маленького человека приучают скрывать свои естественные эмоции, подавлять чувства, отражающие реакцию на окружающий, еще не понятый им мир, поскольку взрослый считает их неуместными.

С другой стороны, дети наблюдают многообразие чувств и эмоций в окружающем их пространстве. С телевизионного экрана на них льется поток ничем не контролируемых эмоциональных проявлений, музыкальная поп-культура ориентирована в основном на поверхностные и агрессивные формы выражения чувств и психологических состояний. Подобное наблюдается и в других сферах общественной жизни.

В результате этого явного противоречия дети вынуждены сдерживать себя, каждый раз переживая чувство страха и дискомфорта. В связи с этим перед взрослым человеком встает трудная задача — научить ребенка быть открытым по отношению к своим чувствам, говорить о том, что он любит и что ему не нравится, понимать свою уникальность и индивидуальность. С потерей индивидуальности ребенок начинает искать защиту и поддержку у себе подобных в массе потерянных «Я», а следовательно, принимать нормы и «ценности» массового поведения.

Безграничные возможности

Решать задачу формирования у ребенка целостной установки на осознание своей психофизической индивидуальности и на самоопределение в общественной жизни призваны прежде всего педагоги. Адекватной средой для этого является система дополнительного образования детей, в рамках которой основным видом деятельности ребенка становится творческое самовыражение. Самую большую помощь педагог оказывает воспитаннику тогда, когда искренне «вслушивается» и проявляет уважение к его способности найти свой собственный ответ, создать собственный продукт творчества.

Подобное понимание взаимодействия педагога и воспитанника находит отражение в развивающейся в настоящее время психологической практике арт-терапии. «Арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самовыражении и психологическом здоровье личности и коллектива средствами творческой деятельности.

Возможность занятий творчеством не имеет границ. Особенно это касается танца. Танец — всегда индивидуальное видение окружающих явлений и индивидуальное воплощение их в движении. Танцевальная терапия является относительно новым направлением в педагогике, использование которой в работе с детьми разного возраста, уровня способностей и социального статуса позволяет эффективно снимать личностные, поведенческие и этические проблемы1. Занятия хореографией и сценическим движением являются средством гармоничного развития души и тела, воспитания эмоциональной культуры воспитанника, дают возможность ценностного самоопределения подрастающего поколения. Танец учит мыслить, импровизировать, творить, развивает уверенность в собственных силах, формирует культуру поведения и определяет личностное становление воспитанника. Пластика тела дает детям свободу для ответных реакций на разнообразные ситуации, позволяет выражать различные чувства и эмоции, снимать психологическое напряжение.

Создание собственного произведения искусства — одно из наиболее мощных средств творческого самовыражения. Танец — тоже произведение, произведение фантазий, чувств, эмоций и мыслей. Танцевальная терапия дает уникальную возможность: человеку не обязательно быть профессиональным танцором, чтобы суметь выразить свои эмоции в пластике тела. Суть танца в том, что активное увлечение этим видом искусства дает шанс жить творческой жизнью.

Создание сценического образа

Такое понимание современной хореографии особенно актуально в рамках занятий по хореографии и сценическому движению в детской хоровой школе «Весняночка» (муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Вдохновение», г.Киров), которые посещают девочки и мальчики без специальных танцевальных данных. Их основным видом деятельности является музыкальное и вокальное творчество в рамках программы ДМШ. Такие дети особенно остро чувствуют потребность в двигательном и эмоциональном самовыражении, но, вследствие особенностей занятий в музыкальной школе, не умеют и не знают, каким образом выразить свое внутреннее состояние в двигательной практике.

Юные вокалисты должны уметь пластично двигаться, красиво и уверенно держать себя на сцене, воплощать и обыгрывать образы исполняемых произведений, посредством сценического движения раскрывать идеи авторов и свои собственные эмоциональные переживания концертного номера. Сценический образ позволяет донести до зрителя душевное состояние исполнителя, раскрыть смысловую нагрузку произведения, дает возможность осознать сценическое действие не только вербальными средствами (текст песни, вокал и пр.), но и культурой жестов, поз, шагов и движений.

Создание сценического образа как технология танцевальной терапии представляет собой интегральный комплекс методик танцевальной, драматической и музыкальной направленности. Ведущей задачей является развитие целостного восприятия и переживания воспитанником содержания музыкального, чувственного и телесного образа. Работа над ним направлена на естественное вхождение ребенка в интуитивное пространство, спонтанно включающее процесс эмоционально-телесного самовыражения. В танцевальный опыт, который воспитанники получают на занятиях, включаются мыслительные, чувственные, телесные и духовные функции.

Момент создания образа помогает детям быть ближе к самим себе. Они отыскивают внутри себя «потерянные» и скрытые чувства и эмоции из собственного жизненного опыта, которые на этот момент можно пережить открыто. Движение становится естественным способом самовыражения. Работа над образом позволяет каждому воспитаннику оставаться самим собой, не испытывать неловкости от сравнения с окружающими, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Эффективная технология

Многообразие эмоциональных и чувственных проявлений в современном мире предлагает детям целую палитру ценностных взглядов, суждений, не всегда соответствующих их возрасту, психике, нравственному развитию и национальному менталитету. Зачастую массово пропагандирующиеся жизненные ориентиры не отвечают необходимому для полноценного становления личности уровню духовности. Занятия сценическим движением и хореографией в русле танцевальной терапии дают почву для размышлений и самоопределения преобладающему большинству воспитанников, заинтересованных в своем творческом и личностном становлении.

Ценностные ориентиры определяются путем создания на занятиях специальных условий, проявляющихся в тематике, проблематике, драматургии, характере сценического образа и движения. Тем самым, выдвигая в ходе работы с воспитанниками определенный ряд ценностно значимых проблем и вопросов, педагог дает им возможность определиться в своих мировоззренческих установках, стилях общения, моделях поведения.

Результаты деятельности образцового детского коллектива детской хоровой школы «Весняночка» МОУ дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Вдохновение» наглядно показывают эффективность применения технологии танцевальной терапии и образостроения в работе с воспитанниками разного возраста — от 6 до 18 лет. К слову сказать, солисты и участники вокальных ансамблей являются победителями многочисленных международных, всероссийских, областных и городских фестивалей, конкурсов детского вокального творчества.


1 Никитин В.Н. Энциклопедия тела. – М., 2000.

Екатерина МАСЛЕННИКОВА,
педагог дополнительного образования,
Дом детского творчества «Вдохновение»,
г. Киров

TopList