Книга вышла в серии «Из наследия мировой психологии». Ее автор — швейцарский психолог, вошедший в историю нашей науки как один из исследователей, оказавших существенное влияние на становление психологии развития и психологии образования. Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что это за книга и чем она может быть полезна. Предвидя вполне резонные возражения со стороны практических психологов о невозможности прочесть все первоисточники, где затрагиваются вопросы психического развития ребенка, следует сказать, что это — одно из тех немногих изданий, ознакомление с которым весьма желательно для понимания законов душевной жизни ребенка. Эти знания, по словам самого автора, способствуют сокращению «ненужных опытов», которыми сопровождается практическая работа, иначе говоря, избеганию возможных ошибок. Главная мысль Э. Клапареда чрезвычайно проста: «Как садоводство покоится на изучении жизни растений, так и педагогика должна основываться на изучении психики ребенка». Остается определить, какие сведения из психологии являются необходимыми для педагогики. Данная книга задумана автором как руководство для педагогов, «желающих заняться изучением психологии детства». Она состоит из пяти глав, в которых речь идет о составных частях педагогической психологии — теоретической и прикладной, распадающейся, в свою очередь, на психодиагностику и психотехнику, — а также о методах и полученных данных. Следует обратить внимание психологов — вне зависимости от направленности их профессиональных интересов и специфики деятельности — на первую главу книги. В ней содержится изложение истории формирования представлений о психическом развитии ребенка, начиная от книги Прейера «Душа ребенка» и заканчивая работами современных автору педологов (на русском языке книга вышла в 1910 году). Для нынешних практикующих психологов интерес представляет глава «Умственное утомление». Занятые в школьном обучении педагоги и психологи постоянно сталкиваются с проблемой учебных перегрузок детей и вынуждены порой на ощупь решать, какие нагрузки являются допустимыми, а какие уже нет, как справиться с утомлением, как организовать отдых ребенка. Клапаред различает утомление субъективное и объективное и замечает, что чувство утомления не всегда сопровождается уменьшением работоспособности, и наоборот. Он также видит разницу между утомлением и усталостью как состоянием скуки, вызванным неинтересной и монотонной работой. Автор специально останавливается на проблеме переутомления школьников, которое, по его мнению, зависит не столько от количества и трудности работы, сколько от ее психологического характера. Утомление «лечится» отдыхом, но несвоевременный отдых мешает формированию привычки работать. Эти и многие другие важные положения вроде бы хорошо знакомы, но подчас «забываются», и потому будет нелишне напомнить о них хотя бы тем, кому по роду своей деятельности знать о них просто необходимо. Марина СТЕПАНОВА |