Технологии создания тренинга
От замысла к результату
|
Е.В.Сидоренко
СПб.: Речь;
ООО «Сидоренко и Ко»,
2007
|
Сразу отмечу: эта книга
не для школьных психологов. Название, безусловно,
привлекательное, и психологи образования
мгновенно реагируют на него, потирая руки в
предвкушении получения нового методического
материала, который можно успешно применить в
школе. Увы! Автор будто бы напрочь забыл, что
тренинги проводятся не только в
бизнес-структурах, но и в образовательных
учреждениях.
Впрочем, этот факт не должен повергать школьных
психологов в уныние, не стоит сразу со вздохом
ставить ее на полку: книга может оказаться
полезной и им, поскольку «Технологии создания
тренинга» описаны очень четко и технологично.
Несмотря на «взрослую» ориентацию, многие идеи,
подходы и приемы, предлагаемые в книге, на мой
взгляд, вполне применимы в тренинговой работе с
подростками и старшеклассниками.
Для Е.В. Сидоренко тренинг — это «процесс
передачи, освоения и создания технологий
эффективного действия». При этом она фактически
рассматривает бизнес-тренинг, профессиональный
тренинг и психологический тренинг как синонимы,
полагая, что все это — обучение психологическому
взаимодействию людей.
И вот тут начинается самое интересное. Проблема
человеческого взаимодействия интересует
психологию буквально с момента ее появления еще
в лоне философии. Существует огромное количество
как научных исследований, так и популярных
книжек, посвященных общению и взаимодействию
людей. Однако автор предлагает свое собственное
видение проблемы в рамках психологического
тренинга, анализируя мотивы заказчиков тренинга,
тренера и участников, а также борьбу этих
мотивов.
Кто спорит, собственное видение — это
замечательно. Но вот способы создания концепции
тренинга, называемые автором «моделями» и
носящие яркие метафоричные названия (модели
паруса, дома, пирамиды, лодки), хотя и, безусловно,
эвристичны, но приводят к неоднозначным выводам.
Так, тренер, работая с тем или иным
психологическим феноменом — лидерство,
формирование команды, личностное влияние и
управление мотивацией, — должен создавать
собственное понимание этих феноменов и
реализовывать это понимание в оригинальной
концепции тренинга. Насколько это оправданно?
Тем более если учесть, что часть бизнес-тренеров
психологами не являются. Получается, они будут
преподносить участникам тренинга якобы
психологические знания, которые на самом деле —
продукт их личного «здравого смысла» и никакого
отношения к психологической науке не имеют?
Сидоренко — известный специалист, являющийся
не только практикующим тренером, но и
ученым-исследователем. Я не сомневаюсь, что
создаваемые ею концепции вполне обоснованны. Но
насколько правомерными могут быть концепции
тренинга апологетов ее подхода? Что же, если
считать критерием научности практическую
эффективность, то жизнь — то есть сам тренинг — и
покажет.
Однако подготовленным психологам,
интересующимся психологическими тренингами, эта
книга может оказаться очень полезной. Блестящий
стиль, остроумие, оригинальность идей, множество
практических примеров, неназидательность
изложения — это не полный перечень достоинств
книги.
Игорь ВАЧКОВ
|