Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2008
Технологии создания тренинга


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Технологии создания тренинга

От замысла к результату

Е.В.Сидоренко
СПб.: Речь;
ООО «Сидоренко и Ко»,
2007

Сразу отмечу: эта книга не для школьных психологов. Название, безусловно, привлекательное, и психологи образования мгновенно реагируют на него, потирая руки в предвкушении получения нового методического материала, который можно успешно применить в школе. Увы! Автор будто бы напрочь забыл, что тренинги проводятся не только в бизнес-структурах, но и в образовательных учреждениях.

Впрочем, этот факт не должен повергать школьных психологов в уныние, не стоит сразу со вздохом ставить ее на полку: книга может оказаться полезной и им, поскольку «Технологии создания тренинга» описаны очень четко и технологично. Несмотря на «взрослую» ориентацию, многие идеи, подходы и приемы, предлагаемые в книге, на мой взгляд, вполне применимы в тренинговой работе с подростками и старшеклассниками.

Для Е.В. Сидоренко тренинг — это «процесс передачи, освоения и создания технологий эффективного действия». При этом она фактически рассматривает бизнес-тренинг, профессиональный тренинг и психологический тренинг как синонимы, полагая, что все это — обучение психологическому взаимодействию людей.

И вот тут начинается самое интересное. Проблема человеческого взаимодействия интересует психологию буквально с момента ее появления еще в лоне философии. Существует огромное количество как научных исследований, так и популярных книжек, посвященных общению и взаимодействию людей. Однако автор предлагает свое собственное видение проблемы в рамках психологического тренинга, анализируя мотивы заказчиков тренинга, тренера и участников, а также борьбу этих мотивов.

Кто спорит, собственное видение — это замечательно. Но вот способы создания концепции тренинга, называемые автором «моделями» и носящие яркие метафоричные названия (модели паруса, дома, пирамиды, лодки), хотя и, безусловно, эвристичны, но приводят к неоднозначным выводам. Так, тренер, работая с тем или иным психологическим феноменом — лидерство, формирование команды, личностное влияние и управление мотивацией, — должен создавать собственное понимание этих феноменов и реализовывать это понимание в оригинальной концепции тренинга. Насколько это оправданно? Тем более если учесть, что часть бизнес-тренеров психологами не являются. Получается, они будут преподносить участникам тренинга якобы психологические знания, которые на самом деле — продукт их личного «здравого смысла» и никакого отношения к психологической науке не имеют?

Сидоренко — известный специалист, являющийся не только практикующим тренером, но и ученым-исследователем. Я не сомневаюсь, что создаваемые ею концепции вполне обоснованны. Но насколько правомерными могут быть концепции тренинга апологетов ее подхода? Что же, если считать критерием научности практическую эффективность, то жизнь — то есть сам тренинг — и покажет.

Однако подготовленным психологам, интересующимся психологическими тренингами, эта книга может оказаться очень полезной. Блестящий стиль, остроумие, оригинальность идей, множество практических примеров, неназидательность изложения — это не полный перечень достоинств книги.

Игорь ВАЧКОВ

TopList