Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2008
Звери в яме


ИГРОТЕКА

Звери в яме

Представленная игра может быть отнесена к упражнениям, применяемым в тренингах общения. Она дает возможность тренировать приемы и способы общения, развивать навыки эффективного взаимодействия и элементы поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в целостное действие. Игра помогает развивать умения передавать и принимать информацию; слушать и улавливать подтекст, смысл высказываний другого; воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит собеседник; понимать состояние других; тренирует способность находить нестандартные решения в сложных ситуациях, а также формирует навыки актерского мастерства и умение следовать заданной роли.

Цели игры: выявление типов психологических ориентаций, определяющих поведение испытуемых в социальной ситуации взаимодействия; анализ и рефлексия выбранной стратегии взаимодействия в ситуации разногласия.

Задачи игры: развивать умение понимать друг друга; формировать навыки эффективного взаимодействия с партнером по общению.

Материал: карточки со сказочными ролями.

ХОД ИГРЫ

Игра основана на сказке «Звери в яме» и включает такой прием работы со сказкой, как продолжение сказочного сюжета. Игра позволяет понять, что при установлении контакта и проведении дискуссии не существует универсальных средств и правил, прежде всего необходимо ориентироваться на тех, с кем происходит взаимодействие, на то состояние, в котором они находятся. Игра предполагает участие 7 игроков. Если число игроков больше, то часть членов группы окажется в роли заинтересованных наблюдателей и экспертов.

I этап. Введение в игру

Ведущий. Все вы наверняка знаете сказку «Звери в яме». Помните, как там разворачивались события? Если забыли, я вам сейчас напомню.

Сказка

Жил себе старик со старушкой, и у них только и было именья, что один боров. Пошел боров в лес желуди есть. Навстречу ему идет волк.

— Боров, боров, куда ты идешь?

— В лес, желуди есть.

— Возьми меня с собою.

— Я бы взял, — говорит, — тебя с собою, да там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

— Ничего, — говорит, — перепрыгну.

Вот и пошли; шли-шли по лесу и пришли к этой яме.

— Ну, — говорит волк,— прыгай.

Боров прыгнул — перепрыгнул. Волк прыгнул, да прямо в яму. Ну потом боров наелся желудей и отправился домой.

На другой день опять идет боров в лес. Навстречу ему медведь.

— Боров, боров, куда ты идешь?

— В лес, желуди есть.

— Возьми, — говорит медведь, — меня с собою.

— Я бы взял тебя, да там яма глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

— Не бойся, — говорит, — перепрыгну.

Подошли к этой яме. Боров прыгнул — перепрыгнул; медведь прыгнул — прямо в яму угодил. Боров наелся желудей, отправился домой.

На третий день боров опять пошел в лес желуди есть. Навстречу ему косой заяц.

— Здравствуй, боров!

— Здравствуй, косой заяц!

— Куда ты идешь?

— В лес, желуди есть.

— Возьми меня с собою.

— Нет, косой, там яма есть широка, глубока, ты не перепрыгнешь.

— Вот перепрыгну — как не перепрыгнуть!

Пошли и пришли к яме. Боров прыгнул — перепрыгнул. Заяц прыгнул — попал в яму. Ну, боров наелся желудей, отправился домой.

На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою.

— Нет, — говорит боров, — там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь.

— И-и, — говорит лисица, — перепрыгну!

Ну, и она попалась в яму.

Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать…

Эта сказка имеет не только свое продолжение, но и мораль. Помимо представленных в ней пяти персонажей (боров, волк, медведь, заяц, лиса) в нашей игре будут действовать еще двое: дрозд, который вьет гнездо на дубе, и собака, живущая в том селе, откуда боров. Что же случилось дальше? Как будут действовать наши герои, чтобы добыть себе еду?

II этап. Распределение ролей

Ведущий заранее готовит комплект из 7 карточек. На каждой карточке написана сказочная роль и дана краткая инструкция (см. приложение). В инструкции описаны характерные особенности доставшейся роли и общая стратегия поведения: характер героя, стиль его общения, те правила дискуссии, которые герой соблюдает.

Ведущий раздает игрокам карточки. Переворачивать карточки можно только по команде ведущего. При этом другие игроки не должны знать, какая роль кому досталась и ее содержание.

III этап. Групповая дискуссия зверей

Яму можно получить, ограничив ее пространство символическим образом. Например, стульями, веревкой, ковром, на котором рассядутся играющие, и т.п.

Игра происходит в соответствии со сказочными ролями и инструкциями к ним.

Задача игроков заключается в том, чтобы в ходе дискуссии обсудить проблемы: где добыть еду, что делать дальше, как поступать?

IV этап. Завершение игры

Игра заканчивается тогда, когда звери предложат стратегию дальнейших действий и после споров обозначат общий план действий, а также план действий по поиску еды.

По окончании дискуссии группа обсуждает свои впечатления, пытается отгадать, какое задание получил каждый, какой стиль общения он реализовывал, какие правила дискуссии соблюдал, какие нарушал.

Вопросы для обсуждения

1. Исполняемая роль оказалась трудной или легкой для вас?

2. Что вызвало удовлетворенность (неудовлетворенность) при работе над ролью?

3. Какие виды поведения помогали, а какие мешали процессу достижения согласия?

4. Какие виды поведения помогали, а какие мешали процессу взаимодействия с другими героями?

5. Кто оказывал наибольшее влияние на принятие окончательного решения в группе? Почему?

6. Какие действия предпринимали участники группы для утверждения своих мнений?

7. Как, по-вашему, в верном ли направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

8. Была ли выработана общая стратегия спасения и поиска еды?

9. Что вам помешало принять активное участие в обсуждении?

10. Почему вам не удалось отстоять свое мнение?

11. Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть, по сути дела, оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

12. Какими способами другие участники добивались согласия с их мнением?

13. Какие способы поведения оказались наименее результативными?

14. Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права никого из участников?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дрозд — «организатор» — благородный, эгоистичный, обеспечивает выявление позиций всех участников, побуждает всех высказываться, задает уточняющие вопросы, демонстрирует заинтересованность ходом обсуждения. Живет на дубе с желудями.

Боров — «оригинал» — в спор не ввязывается, время от времени выдвигает какие-то неожиданные предложения, дружески настроен ко всем.

Собака — «оценщик» — в разговор вступает часто, слушает других главным образом для того, чтобы какие-либо оценки и суждения других участников игры довести до сведения всех и каждого. Живет в той же деревне, что и боров. Симпатизирует зайцу.

Волк — «спорщик» — оспаривает выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения. Противопоставляет себя другим, сопереживать не умеет, очень напорист в достижении значимых для себя целей, лгун. Соперничает с лисой. Готов на самый коварный исход дела.

Медведь — «соглашатель» — активный, скромный, направленный на дело. Соглашается с любыми точками зрения, поддерживает все высказывания, выделяя в них нечто рациональное. Эмоционально беден.

Заяц — «безынициативный мудрец» — эмпатичный, неуверенный в себе, ищет опеки у медведя, любит философствовать, легко драматизирует ситуацию. В беседе нерешителен, в спор не ввязывается, но время от времени подает мудрые советы.

Лиса — «инициативный спорщик» — очень инициативна, умеет хорошо аргументировать, эмоциональна, разговорчива, пытается склонить большинство к поддержке своего мнения. Говорит очень много, склонна к насмешке над более слабыми (заяц, дрозд). Хитра и коварна.

Ирина ПАЦАКУЛА,
кандидат психологических наук,
г. Калуга

TopList