По мнению психолога...
Не люблю разговоров специалистов.
Но еще больше — разговоров неспециалистов.
Станислав Ежи Лец
Не так давно у меня возникла
оживленная дискуссия с одной из коллег насчет
того, допустимо ли школьному психологу выходить
за рамки своих непосредственных
профессиональных обязанностей, например
консультировать родителей по вопросам семейных
отношений, причем не детско-родительских, а
супружеских. Ведь не секрет, что проблемы в
отношениях супругов сказываются на душевном
благополучии ребенка, могут не лучшим образом
повлиять на формирование его мировоззрения и
характера, привести к снижению успеваемости и
нарушениям поведения. С другой стороны, проблемы
ребенка могут стать причиной разногласий и даже
конфликтов между родителями, обострить
супружеские отношения.
Может ли школьный психолог закрыть глаза на это
явление? В то же время формально семейное
консультирование, тем более терапия, в его
обязанности не входит, да и специальной
подготовки в этой области он, как правило, не
имеет. Как тут быть?
В ходе обсуждения этого вопроса нам с коллегой,
занимавшей поначалу противоположные позиции,
удалось прийти к компромиссу. Как нередко бывает
в подобных случаях, воспользовались медицинской
аналогией. В принципе, негоже терапевту брать на
себя функции кардиолога или эндокринолога.
Терапевт общего профиля, к которому пациент
обращается с жалобой на недомогание, должен
уметь распознать, в какой области возникла
проблема, а затем, ограничив свою роль общими
рекомендациями в рамках собственной
компетенции, переадресовать пациента к
специалисту соответствующего профиля.
Однако такой возможности не имеют ни сельский
фельдшер, ни судовой врач, ни множество других
медиков, чье положение вынуждает их быть
мастерами на все руки. А ведь в подобном
положении зачастую оказывается и школьный
психолог — своих «клиентов» ни в
профориентационный центр, ни в семейную
консультацию, ни к профессиональному
психотерапевту он переадресовать не может ввиду
их недосягаемости. А психологические проблемы
самого разного характера встают порой очень
остро и требуют безотлагательного решения. В
таком случае школьный психолог не только вправе,
но и должен сделать всё, что в его силах, дабы
способствовать решению этих проблем или хотя бы
сгладить их остроту.
Иной вопрос — что же в его силах?
Широко распространена иллюзия,
которой нередко подвержены и сами психологи, что
любая человеческая проблема — будь то проблема
бедности, житейского невезения или школьной
неуспеваемости — по сути своей психологическая
и соответственно подлежит психологическому
решению (то есть профессиональный психолог
должен это решение знать или по крайней мере
уметь найти).
Истина, однако, состоит в том, что, хотя любая
человеческая проблема так или иначе
психологически окрашена (связана с теми или
иными мыслями и чувствами), большинство из них
вовсе не являются психологическими — это
проблемы политические, экономические,
медико-биологические, социокультурные,
национально-исторические и т.д., и решаются они
только в соответствующих плоскостях. Более того,
многие проблемы решений не имеют, то есть это и не
проблемы вовсе, а просто обстоятельства жизни,
которые могут людей не устраивать, но с которыми
люди ничего поделать не в силах. И со стороны
психологов крайне безответственными были бы
притязания на решение подобных проблем.
Уильям Джемс мудро заметил: «Нам не всегда по
силам изменить жизненную ситуацию, зато всегда в
нашей власти изменить свое отношение к этой
ситуации». И еще: «Человек, изменяя внутреннее
отношение к жизни, способен изменить и внешние
аспекты этой жизни». В этих словах заключена суть
любой психологической консультации и
психологической помощи. Если какая-то проблема
доставляет человеку неудобство, даже страдание,
но не поддается решению, можно попробовать
изменить свое отношение к ней и тем самым
смягчить страдание. Более того — появляется
надежда, что изменившийся взгляд на проблему
будет способствовать иному поведению по
отношению к ней и в дальнейшем, возможно, хотя бы
частичному ее решению.
Тут нелишне подчеркнуть — есть надежда! Но ни
один порядочный психолог не станет ничего
гарантировать — слишком много существует
обстоятельств вне нашей власти.
Что же может предложить психолог в ответ на
запрос в связи с той или иной жизненной
проблемой? Каким образом может он вывести
человека из психологического тупика,
подтолкнуть к более конструктивной позиции,
которая, возможно, будет способствовать решению
проблемы?
Испокон веку люди шли со своими
затруднениями к тем, кто старше и мудрее, то есть
обладает богатым жизненным опытом, которым и
может поделиться. Таким образом, пути к
правильному решению отыскивались именно в опыте,
накопленном за долгие годы и позволяющем судить,
насколько верна, безопасна и целесообразна та
или иная линия поведения.
Даже при том, что индивидуальные трактовки
жизненного опыта всегда субъективны, плоды таких
«консультаций» нередко были позитивными. Но
таким же способом транслировались и житейские
предрассудки, предубеждения, субъективные
взгляды, не всегда разумные и конструктивные.
Также на протяжении тысячелетий люди обращались
за назиданием к священнослужителям, которые
руководствовались в своих советах священными
текстами. В этих текстах вполне ясно (хотя порой
образно, иносказательно) было прописано, какие
линии поведения ведут к просветлению, спасению
души, а какие уводят на скользкую тропинку греха.
То есть служитель культа, опираясь на
религиозное учение, знал, как следует правильно
поступать в любой ситуации, и делился этим
знанием со страждущими.
В наши дни люди все чаще несут свои заботы не к
мудрым старцам, не к ксендзу, раввину или мулле, а
к психологу, именно от него ожидая помощи. Причем
поскольку школьные психологи в нашем
профессиональном сообществе составляют
подавляющее большинство, а во многих местах иных
психологов просто нету, — то идут к ним.
На что же может опереться психолог в решении
встающей перед ним задачи? Разумеется, на
психологию — науку о человеческом мироощущении
и поведении. Именно знание научных
закономерностей, которые лежат в основе
человеческой натуры, позволяет психологу
указать конкретному человеку пути поиска выхода
из его жизненных затруднений. Вне сомнения, это
предъявляет к психологу требование высокого
профессионализма, то есть знания этих самых
закономерностей, хорошего знакомства с
достижениями своей науки, из которых и могут быть
сделаны полезные практические выводы.
Оставим в стороне вопрос о недостаточном
профессионализме иных психологов. В конце
концов, такой упрек можно адресовать любому из
нас — кладезь психологического знания столь
обширен и многообразен, что на его освоение не
хватит десяти жизней, и ни один доктор
психологических наук не владеет им всеохватно.
Принципиальный вопрос состоит в ином —
опирается психолог на науку, от имени которой
выступает, либо, как встарь, на личный опыт,
субъективные суждения или затверженные догмы.
Увы, обзор палитры мнений и
суждений, которые провозглашаются сегодня
психологами (то есть, казалось бы, от лица
психологии), заставляет склониться ко второму
варианту ответа. Львиная доля якобы
психологических суждений, декларируемых частно
и публично, распространяемых популярной
литературой и СМИ, к науке отношения не имеет. Ибо
далеко не всякое суждение о человеческой натуре
и поведении может быть научно обоснованным, а
чаще представляет собой лишь мнение, вызревшее
на основе личного опыта.
Когда иной гуру личностного роста указывает
людям путь к совершенствованию и избавлению от
проблем, легко допустить, что им самим этот путь
опробован, и успешно. Скорее всего, людям его
склада также полезно вступить на этот путь. А как
насчет всех остальных? И есть ли вообще научные,
экспериментальные подтверждения правильности
именно этого пути? Какие научные данные о том
свидетельствуют? Ответы тут, к сожалению, чаще
отрицательные.
В большинстве случаев формула «по мнению
психолога NN…» означает: «человек, работающий
психологом, имеет по данному вопросу личное
мнение, которое связано с его профессией не
больше, чем мнение любого парикмахера,
бухгалтера или водопроводчика».
В качестве показательного примера можно
назвать книгу известного психолога О. Маховской
«Ироническая психология» (рецензию см.:
«Школьный психолог», № 7/2007). В ней автор,
исключительно умная женщина, хорошо владеющая
пером, в чьих профессиональных качествах тоже
нет оснований сомневаться, делится с читателями
своими размышлениями о житье-бытье. Очень
любопытная книга, читается с удовольствием.
Только психология тут совершенно ни при чем! Если
не принимать за таковую досужие суждения,
которыми с равным успехом могла бы поделиться
любая неглупая учительница, продавщица или
портниха.
Очень во многих случаях на
вопрос: «Что вы как психолог можете по этому
поводу сказать?» — следовало бы дать честный
ответ: «Могу поделиться моим мнением как
частного лица, но как психологу мне, извините,
сказать нечего: этот вопрос научно не изучался
либо изучался, но результаты мне не известны». И
лишь в том случае, если психолог может опереться
в своем суждении на серьезные научные основания,
он вправе выносить это суждение именно как
психолог. Причем не так уж важно, работает он в
школе, в больнице или в милиции. Если он обладает
необходимыми профессиональными знаниями, то
вполне может выступить и в импровизированной
роли конфликт-менеджера, профайлера или
семейного консультанта. Ну а коли не обладает, то
пусть честно в этом признается. В конце концов,
сельский фельдшер может и швы наложить, и желудок
промыть, и роды принять. Но нейрохирургическую
операцию ни при каком раскладе делать не
возьмется — квалификация не та. И уж тем более не
станет по чьей-то просьбе полоть чужой огород или
чинить электропроводку — это вообще не по его
части.
Может быть, если мы усвоим эту очевидную для
медиков истину, и уважать нас станут не меньше,
чем их, и меньше станет нареканий в адрес нашей
действительно полезной и нужной людям профессии.
Сергей СТЕПАНОВ
|