Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2008


КНИГА В ГАЗЕТЕ

Тренинг педагогического общения

Авторы-составители
Елена АНИКИНА,
Елена ТРОФИМЕНКО,
Наталья БУБЧИКОВА,
психологи,
г. Орск,
Оренбургская область

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Условия проведения: занятия проводятся с группой педагогов в количестве 16 человек, продолжительность — 36 часов.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Задачи дня: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; способствовать формированию умения работать в группе, развивать коммуникативные умения; формировать навыки эффективной невербальной коммуникации и эмпатии, навыки совместной деятельности.

1. Знакомство участников, введение в тренинг и принятие правил группы

Упражнение «Тренинговое имя»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Время:5–7 минут.

Ведущий. Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, — скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или как-то необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени — Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так.

У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бэйдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только так.

Упражнение «Это знает только мисс Марпл!»

Цель: знакомство друг с другом.

Время:20 минут.

Если игроки не хотят отвечать на заданный вопрос, они прибегают к фразе: «Это знает только мисс Марпл!»

1. Припомните вместе с игроками, кто такая мисс Марпл: сдержанная пожилая дама, прекрасно разгадывающая криминальные загадки. Ее понимание человеческой натуры весьма глубоко, к тому же эта леди на удивление тактична.

2. Напомните группе о том, что люди любопытны и, как правило, не прочь узнать больше, чем другие готовы о себе сообщить. В этой игре каждый может проявлять безграничное любопытство, задавая всевозможные вопросы, однако на них можно не отвечать. В таком случае произносится фраза: «Это знает только мисс Марпл!»

3. Каждый игрок записывает в течение 5 минут 10–15 вопросов, которые он задал бы человеку, с которым ему хочется познакомиться поближе.

4. Затем игроки ищут партнера для интервью, но весьма необычным способом.

Скажите членам группы следующее: «Вы сейчас можете найти для интервью интересного собеседника, но сделать это надо особым способом — положившись на свою интуицию. Отставьте, пожалуйста, столы и стулья в сторону. Закройте глаза и начните двигаться по направлению друг к другу. Идите медленно, по возможности не задействуйте руки. Для поисков партнера вам придется использовать спину. Почувствуйте спиной, того ли вы нашли, кого хотели».

Проследите за тем, чтобы никто не заблудился, не наткнулся на стену или мебель, и помогите при необходимости «одиноким спинам» найти друг друга.

5. Когда все участники встанут в пары спина к спине, у вас будет возможность сделать группе комплимент — ведь они справились со сложной задачей: овладели действительно необычным способом выбора партнера. Участники открывают глаза и усаживаются на пол спина к спине. Теперь начинается само интервью. Поочередно каждый партнер задает другому один из подготовленных вопросов и записывает ответ. Если кто-то задает вопрос, на который его партнер не хотел бы отвечать, звучит фраза «Это знает только мисс Марпл!» (10–15 минут).

6. После окончания интервью партнеры поворачиваются лицом друг к другу и дают обратную связь. Они могут прокомментировать выбор вопросов или полученную информацию. Кроме того, они вдвоем решают, о каких вещах нужно знать группе (5 минут).

7. Созовите группу снова в круг и попросите участников представить своих партнеров. Начните заключительную часть игры со слов: «Всю правду о каждом из вас знает только мисс Марпл, но часть правды мы можем открыть всем...»

Обсуждение

После того как будут представлены все участники, можно обсудить характер задаваемых вопросов.

Были ли они вежливыми, тактичными? Были ли среди них рискованные? Кто в группе сдерживал любопытство? Кто наступал? Какие чувства испытывают теперь отдельные участники к своим партнерам?

2. Введение в игру

Подготовка к началу игры

Ведущий. Небо над нашим городом сегодня серое-серое. Посмотрите вокруг — далеко на севере завывает ветер, и высокая трава у самого горизонта колышется волнами. Такое же завывание раздается и с южной стороны. Надвигается ураган, очень свирепый, ему ничего не стоит смести на своем пути абсолютно все (звучит музыка). Ветер воет все сильнее, все дрожит, кружится, мы теряем равновесие и превращаемся в маленькие невесомые существа. Медленно, как воздушные шары, мы поднимаемся в воздух. Лететь нам даже приятно, хотя мы оказались в самом центре урагана.

Через какое-то мгновенье ураган опустил нас в очаровательной стране. Вокруг раскинулась зеленая лужайка с фруктовыми деревьями, усыпанными спелыми фруктами. Повсюду растут удивительные цветы. На деревьях и кустах сидят птицы и поют на все голоса. Невдалеке бежит ручей, нашептывая что-то очень приятное.

Мы и не заметили в такой красоте, как к нам приближаются люди, очень странные, в шляпах с серебряными колокольчиками на голове. Они одеты во все голубое и обуты в сверкающие сапоги с голубыми ботфортами. Мы попали в страну жевунов. Вы поняли, где находитесь? Теперь вы — маленькие существа — превращаетесь… в кого? Кем вы хотите быть в этой стране? Вы — группа, которая должна дойти до конца, не потеряв друг друга. Только тогда мы сможем вернуться домой.

На вашем пути волшебный лес. Лес необычный, через него должен пройти каждый. Войдя в лес, вам необходимо прочитать волшебную книгу.

Упражнение «Смотрим в книгу, видим…»

Цель:продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

Необходимый материал: лист бумаги, содержащий словесную информацию и картинку.

Время: 25–35 минут.

Из группы вызываются 5–6 добровольцев, которые уходят за дверь. Остальным вкратце объясняется, что сейчас будет происходить. Вводится запрет на подсказки, смех и пр.

Затем приглашается первый испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Сейчас вам будет предъявлен лист бумаги, содержащий некую информацию. Это текст и картинка. В течение одной минуты вы рассматриваете листок, стараясь запомнить все, что там написано и изображено. После этого вы должны как можно подробнее донести всю запомнившуюся информацию до следующего испытуемого».

Далее приглашается второй испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Вам будет устно передана некая информация, которую вы должны запомнить, для того чтобы передать ее следующему участнику эксперимента. Задавать уточняющие вопросы вы не имеете права».

Эксперимент продолжается, пока наконец последний участник не расскажет то, что он запомнил, всей группе.

Упражнение «Волшебные палочки»

Цель: подготовить группу к «серьезному» командному заданию и одновременно укрепить веру участников в свои силы.

Необходимый материал: карандаши или палочки по количеству участников.

Время: 3–5 минут.

Ведущий раздает всем по одному незаточенному карандашу.

Ведущий.Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга. Прикоснитесь друг к другу кончиками указательных пальцев обеих рук.

А теперь поместите между кончиками пальцев карандаши, удерживая их только за торцы. Действуя «в связке», не давая карандашам упасть, двигайте руками вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Попробуйте переместиться парой на другое место.

Аналогичное упражнение выполните, объединив пары в четверки, образовав круги. И наконец, всей группой встаньте в круг, лицом в центр и попробуйте, не роняя карандашей: сузить круг, двигаясь всем к центру, расширить круг почти до вытянутых рук, пройти по кругу, по часовой стрелке, против часовой стрелки — сначала медленно, потом побыстрее.

Пройдя это испытание, мы попали к подножию «Волшебной горы», а в ней мы увидели пещеру…

Упражнение «Волшебная пещера»

Цель: групповое сплочение.

Необходимый материал: ручки, бумага.

Время: 40–120 минут.

Ведущий зачитывает описание ситуации.

Ведущий. Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы.

Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя. Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка — 7–8 минут.

После выполнения этой части задания группа получает следующую инструкцию.

Ведущий. У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры всего 10 предметов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый общегрупповой список.

Обсуждение

• Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

• Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие — препятствовали?

• Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

Игра «Медведь перед дровосеками»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Время: 10–15 минут.

Ведущий. Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции.

Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки — это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы... Хорошо. Вы прилежные и храбрые дровосеки.

А теперь мне нужен один доброволец... Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.

Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.

Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.

Но со временем медведей станет трое, потом — четверо и т.д.

Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас — выход медведя: пожалуйста, мощный рев...

Упражнение «Красная шапочка»

Цель: смоделировать командное взаимодействие при решении творческой задачи.

Необходимый материал: карточки с названием стран для жеребьевки.

Время: 40–60 минут.

Группа делится на три подгруппы и получает инструкцию:

На фестивале «Сказочный лес» различные кинофирмы представляют свои версии фильмов, снятых по мотивам сказки «Красная шапочка».

В конкурсе участвуют три киностудии.

Первая — американская киностудия, поставившая фильм ужасов со всеми сопутствующими кошмарами.

Вторая — французская, она представляет мелодраму. Нежную, романтическую историю с драматическими событиями, но со счастливым финалом.

И третья фирма — из Италии — предлагает детективный вариант «Красной шапочки». В этом фильме не обошлось без мафии, стрельбы и неутомимой журналистки в красном берете.

У вас есть 20–30 минут для подготовки и 3–5 минут для демонстрации своей киноленты.

Обсуждение

Эффективным ли было взаимодействие участников в ходе выполнения задания? Был ли кто-то, кто не полностью реализовался или вообще не был услышан? Кто был лидером в каждой подгруппе?

Техника «Розовый куст»

(Виолетта Оклендер)

Цель: помочь выразить подавленные чувства, потребности, устремления и мысли, лучше понять себя.

Необходимый материал:листы бумаги, краски, кисти.

Время: 45 минут.

Ведущий. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и представьте, будто вы превращаетесь в розовый куст.

Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый? Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то какие? Какого они цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или имеются лишь бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если все же есть, то они длинные и прямые или изогнутые?

Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на кусте шипы? Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или где-нибудь еще? Он стоит в горшке или растет прямо из земли, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие розовые кусты или он стоит один?

Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счет чего живет этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода?

Есть ли вокруг куста ограда, а может быть, камни или скалы?

Затем участники открывают глаза и рисуют розовый куст на фоне окружающего пейзажа.

Рефлексия. рисунки раскладываются в круг, и группа дает описание каждому кусту.

Перерыв 20 минут.

Упражнение «Ассоциации»

Цель:через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, эмоциональных функций всех участников группы; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

>Время: 20 минут.

Ведущий. Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя из комнаты. За время его отсутствия игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз и пр. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.

К примеру, вопросы могут быть такими:

— На какой цветок похож загаданный человек?

— С каким временем года он ассоциируется?

— На какое животное он похож?

— С каким стилем одежды его можно сравнить?

На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые он сможет назвать имя участника.

Рефлексия

Кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему? Какие ассоциации, названные товарищами в ходе игры, показались наиболее точными? Наименее точными? Что чувствовали «загаданные» игроки, слыша комментарии группы в свой адрес?

Упражнение «Четыре слова»

Цель:создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе; помочь игрокам развить воображение, метафорическое мышление, умение использовать символику языка и действия; развить способности к соединению идей из разных областей опыта, умение использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Необходимый материал:доска или флип-чарт с письменными принадлежностями для записи задания.

Время: 25 минут.

Ведущий. В волшебном лесу все заколдованное, и слова тоже. Давайте попробуем их разгадать.

Участвовать в выполнении этого задания можно как по одному, так и в парах, тройках или небольшими группами. На доске или флип-чарте записываются четыре слова. Логически они должны быть как можно меньше связаны между собой и представлять имена существительные нарицательные в единственном числе (хотя не исключен и другой вариант грамматических форм или частей речи: скажем, список из четырех глаголов).

Даны, к примеру, слова: хлеб, грязь, театр, звезда.

Или: душа, письмо, цветок, ступени.

Игра заключается в том, что за определенное время (15–20 минут) необходимо придумать и показать театральный этюд, объединяющий данные слова (в том же порядке!) в логически связное действие с конфликтом.

Игра в цвета

Цель:тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения; создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе; побудить участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Время:15–20 минут.

Потребуется доброволец, готовый на несколько минут расстаться с группой. За время отсутствия ведущего-добровольца команда выбирает один из множества существующих цветов.

Вернувшись к команде, ведущий обращается к кому-нибудь из игроков с вопросом, какой цвет загадан. В ответ участник, к которому обратился ведущий, должен изобразить цвет мимически, любым способом, но без слов (и, естественно, не указывая на этот цвет, если он присутствует в том или ином виде в том месте, где проходит игра). Если информация недостаточна или ведущий сомневается в правильности своей гипотезы, он обращается к другим игрокам.

Нужно добиться от команды понимания того, что все ответы — это субъективные актерские ассоциации с тем или иным зрительным или эмоциональным восприятием цвета, выражать которые можно лишь через мимику и движение.

Рефлексия

Понравилась ли вам игра и почему? Кто из товарищей, на ваш взгляд, был наиболее успешным? Что помогло ему справиться с заданием? Какой цвет показался вам наиболее сложным для показа?

Ведущий. Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Те, кто любит этот цвет, — люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим, хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства — следствие большой внутренней работы над собой.

Упражнение «Звуки музыки»

Цель: стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций; содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной; развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Необходимый материал:звуковоспроизводящая аппаратура, бумага для рисования, краски, фломастеры, карандаши, резинки, пластилин.

Время: 1,5–2,5 часа.

Первый этап

Ведущий. Эта встреча целиком посвящена музыке, нашему восприятию музыки, тем эмоциям и воспоминаниям, которые вызывают в нас музыкальные произведения различных жанров. Многообразие восприятий музыкального материала мы попытаемся отразить в смежных формах творчества — пластическом искусстве и театре.

Сначала имеет смысл побеседовать с участниками тренинга об их музыкальных предпочтениях, о том, какой стиль им ближе и почему. Есть ли в их жизни музыкальное произведение, с которым связаны особые события? Владеют ли участники тренинга музыкальными инструментами? Какими? Что повлияло на выбор того или иного инструмента?

Второй этап начинается с прослушивания приготовленного тренером музыкального произведения. Его фрагмент не должен превышать трех-четырех минут. Это должна быть инструментальная музыка, дающая свободный полет фантазии, не конкретизированная текстом, — классическое произведение, джазовая импровизация, опыты в электронной музыке.

Вслед за прослушиванием попросить участников взять листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски или пластилин и попытаться отразить цветом, линией или объемной формой те ассоциации, которые возникли у них во время прослушивания музыкального произведения. Пока участники работают, тренер несколько раз воспроизводит тот же музыкальный фрагмент, становящийся фоном творчества. Через 20–25 минут приглашаем группу сесть в полукруг и представить друг другу то, что удалось создать.

Третий этап упражнения заключается в свободном, соответствующем стилю и характеру музыки, движении участников по площадке. Это ни в коем случае не танец, скорее импровизация, попытка найти пластический образ музыки, который выражается через пластику тела. Если в предыдущем задании музыка «обрабатывалась» средствами изобразительного искусства, то здесь инструментом становится тело, ритм, движение.

Четвертый этап продолжается с использованием того же самого фрагмента или, если тренер заметит в группе признаки усталости от многократного повторения одного музыкального материала, другой фонограммы. В таком случае нужно подобрать произведение, которое отличалось бы от первого и по стилю, и по характеру, и по инструментовке. Все участники под музыку начинают спонтанное движение по комнате. Просим их делать по возможности широкие движения, активно работать всеми частями тела. Внезапно музыка останавливается, все застывают на месте в той позе, в которой застала их пауза.

Ведущий. Попробуйте увидеть свою позу со стороны, представить, как вы выглядите с разных точек комнаты. По хлопку тот, к кому я подойду, выйдет из состояния «заморозки» и попытается продолжением движения логически оправдать существовавшую позу. Например, один из участников был застигнут в положении, когда его туловище и руки были наклонены вперед в сторону правой ноги. Одно из возможных продолжений позы — по хлопку тренера начать завязывать шнурки ботинка. А может быть, человек нашел что-то и поднимает найденную вещь с пола. Не исключено, что предыдущая поза — это начало действия, которое должно завершиться тем, что человек удобно усядется на полу... Вариантов множество.

Тренер, переходя от игрока к игроку, «открывает» их, разрешая действие. Когда все нашли продолжение позы, вновь включаем музыку. Музыка — движение — пауза — хлопок — оправдание позы в продолжающемся действии...

Пятый этап — завершающий. Он потребует не менее 40–60 минут. Группа вновь возвращается к работе над изначально услышанным музыкальным произведением. Все располагаются свободно. Могут сесть или даже лечь на пол, принять самую удобную позу, закрыть глаза и вслушаться в музыку. Дать волю ассоциациям, воспоминаниям, фантазиям...

Закончив прослушивание, просим группу разделиться на подгруппы по 4–6 человек. В этих подгруппах участники поделятся друг с другом теми воспоминаниями и эмоциональными картинами, которые сопровождали прослушивание музыкального фрагмента, а затем все рассказы, все услышанное в подгруппе попытаются объединить в некий театральный коллаж. Не требуется искать логическое начало, связующее звено для всех историй. Нужно сконцентрироваться на максимально полном и ярком отражении чувств, на том, чтобы действие легло на музыку. Пусть фрагменты сочетаются друг с другом на основе сходства или по контрасту, а может быть, составят некое причудливое ожерелье историй.

Когда подойдет время показа, тренер даст всем группам возможность провести репетицию, включив музыку. В ходе показа каждая группа будет работать с музыкальным сопровождением, на базе которого и разворачивается созданная участниками театральная композиция.

Игра «Подарок лешему»

Цель:способствовать мобилизации внимания и творческой фантазии членов команды в ходе решения групповой задачи, актуализировать внутренний коммуникативный потенциал; интегрировать группу за счет чувства общей ответственности и включенности в совместную деятельность.

Необходимый материал:доска или флип-чарт и маркеры; одинаковый набор для каждой группы: клей, картон и цветная бумага, проволока, 2–3 куска пластилина разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, коробка спичек, 5 трубочек для коктейля.

Время: 40–60 минут.

Каждая команда усаживается за стол, на котором разложены необходимые материалы. Тренер объявляет задачу: через 30 минут команда должна представить товарищам из других групп плод своего коллективного творчества. Что за произведение будет выставлено на вернисаже — решать самой команде. Важно лишь, чтобы в этом творческом акте участвовал каждый, решение принималось коллегиально и в работе были использованы все выложенные на стол материалы. Дать название полученному произведению — дополнительная задача, стоящая перед коллективом творцов.

Через 30 минут все группы выносят работы на установленные в центре комнаты столы, и участники команд могут посмотреть и оценить творчество товарищей.

3. Завершение

Релаксация «Заброшенный сад»

Цель:снятие психоэмоционального напряжения.

Время: 10 минут.

Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.

Ведущий. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь...

Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.

Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада.

Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок...

А когда вы устанете и вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните ее с той, которой ваша рука еще не касалась. (3 минуты.)

Теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.

Рефлексия

Что я сейчас чувствую? Какой опыт я приобрел после этого занятия?

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Задачи дня: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; развить отношения партнерства, объединив участников для решения общих задач; раздвинуть границы креативности, снять страх перед неизвестным, перед поставленной проблемой; развивать качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность, воображение; формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

1. Приветствие, обсуждение настроения участников,
сокращение дистанции в общении

Упражнение «Десять секунд»

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Время:5–15 минут.

Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?

Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)

По длине волос.

По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

По цвету брюк и юбок.

По цвету глаз.

По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Рефлексия

Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы?

2. Введение в игру

Упражнение «Эстафета чувств»

Цель: развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций; способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на партнере.

Необходимый материал: стулья для всех участников группы.

Время: 10–20 минут.

Группа сидит в кругу. Задание заключается в том, чтобы передать по кругу невербально — только с помощью мимики и жестов — заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий получает от ведущего некое выражение определенной эмоции. Все остальные игроки не видят загаданной эмоции, так как сидят с закрытыми глазами. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передает ему пантомимически свой вариант того же чувства.

Так исходная информация передается по кругу с помощью различных выразительных средств. Отыгравшие участники уже не закрывают глаза, они имеют возможность наблюдать за тем, как трансформируется всякий раз исходное чувство, в каком месте происходит ситуация «испорченного телефона» из-за непонимания. Пройдя круг, эстафета приходит к ведущему.

Упражнение «Цепочка речи»

Цель:тренировка умения слышать и слушать, концентрироваться на партнере; развитие памяти и аудиальных возможностей восприятия.

Время: 15–20 минут.

Группа сидит в кругу. Первый участник предлагает первое предложение на заданную тренером тему. Второй повторяет его и добавляет следующее и т.д. по цепочке, чтобы получился связный рассказ. Игра будет идти «с накоплением».

Упражнение «Монолог по теме»

Цель:развивать умение сконцентрироваться, логично и последовательно излагать свои мысли, умение следить за временем («чувство времени»).

Время: 10–20 минут.

Участникам по очереди предлагается в течение 1 минуты придумать рассказ по одной из тем, предложенной тренером. Например:

– что такое зависть,

– как можно позаботиться о плохом настроении в семье,

– похвала лени,

– идеальные условия на работе,

– преимущества медлительности,

– что может привести к развалу группы,

– что такое стресс,

– что можно сделать, когда влюбился,

– как преодолеть плохое настроение.

Упражнение «Маски»

Цель:развивать навыки рефлексии и метафорического мышления; развитие креативности.

Необходимый материал: листы бумаги, краски, кисточки, столы на всех участников группы.

Время: 1–1,5 часа.

Участникам раздаются листы бумаги, и включается спокойная расслабляющая музыка. Предлагается нарисовать две маски: первая — «Я, каким меня видят люди» и вторая — «Какой я есть на самом деле». По окончании задания происходит презентация масок.

Рефлексия

Психолог уточняет: что чувствовал участник, когда рисовал маску? Хочет ли он что-либо добавить или прокомментировать то, что было сказано? Какие ощущения испытывает по окончании задания? Нравятся ли ему маски? Хочет ли он что-либо дополнить в рисунке?

«Дискуссия»

Цель: развитие профессиональных умений ведения дискуссии; умений обсуждать вопросы в группе с уважением к партнеру.

Необходимый материал:предметы одежды для переодевания, свободное пространство аудитории.

Время: 35–40 минут.

Ведущий. Теперь вы еще ближе познакомились друг с другом, и пришло время испытать вас как команду.

Группа участников тренинга делится на две подгруппы, которые объединяются для обсуждения и представления одной из проблем:

Например:

—Раздельное воспитание: «за» и «против».

—Как всегда выглядеть стильно.

Форма предъявления — творческая (ТВ-шоу, пресс-конференция).

Время на подготовку — 10–15 минут. Длительность выступления 7 минут.

Требования к выступлению: выбрать ведущего, завязать обсуждение с другой командой, раскрыть тему. По ходу дискуссии члены команды регулируют ее с помощью записок.

Упражнение «Остров счастья»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.

Необходимый материал: листы бумаги, краски, кисточки, столы на всех участников группы.

Время: 1,5–2 часа.

Тренер предлагает участникам выразить себя без слов. Умение рисовать не имеет значения.

Ведущий. Вы хорошо поработали, теперь можно немного отдохнуть и помечтать.

Вам подвластны линия и цвет. Дайте своей руке делать то, к чему ее подталкивает звучание музыки. Единственное, к чему вы стремитесь, — быть собой. Выразить себя можете только вы, никто больше этого не сделает.

Рефлексия

Удалось ли вам передать задуманный образ? Легко ли было выполнять задание? Какие чувства испытываете? Сразу ли вы приступили к выполнению задания, или потребовалось дополнительное время для «вхождения» в работу?

Упражнение «Сито»

Цель: тренировка в отборе необходимого материала из потока информации, умения сконцентрироваться; развитие восприятия и памяти.

Время: 10–15 минут.

Участники встают в круг и в течение 1 минуты называют различные профессиональные качества (положительные, отрицательные). Каждый участник, по очереди, становится в середину круга и с закрытыми глазами вслушивается в проговариваемые характеристики.

Рефлексия

Какие качества услышал участник? Какие из них запомнил? Какие чувства переживал?

Упражнение «Я — профессионал»

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения; сплочение группы.

Время: 7–10 минут.

Участникам предлагается подобрать по 5 профессиональных качеств на первую букву своего имени.

Упражнение «Идет урок»

Цель: побуждать участников тренинга активно проявить в групповой работе качества творческой личности: гибкость мышления, изобретательность, воображение; развивать логику мышления и действия в игровой ситуации; раздвигать границы креативности, снять страх перед поставленной проблемой.

Время: 30–40 минут.

Один из участников выходит за дверь, остальные договариваются, чью манеру поведения и общения они будут воспроизводить. По возвращении участник отгадывает по специфическим характеристикам, имитирующим действия изображаемого участника группы, кто проводит «урок».

Упражнение «Притча»

Цель:развитие профессиональных качеств (коммуникативных умений, творческого воображения, умения работать в команде); формирование уверенности в своих силах; умения применять знания в новых ситуациях.

Время: 40—50 минут.

Участникам зачитывается некая история (текст см. ниже) и предлагается список профессионально значимых качеств:

• способность принимать решения;

• уверенность в себе;

• юмор и такт;

• установки и стереотипы;

• конформизм;

• эмпатия.

В течение 20 минут группе предлагается придумать собственную историю, раскрывающую одно или несколько указанных качеств личности.

…И сломанный стебель тюльпана

Осенью, когда уже было готово вино из винограда нового урожая, в одном из пригородов Мадрида в небольшом замке собрались виноделы, продавцы, журналисты, чтобы провести дегустацию вина и услышать заключение специалистов по поводу качества и букета каждого из представленных сортов. Мероприятие это проводилось каждый год и имело большое значение для всех, кто так или иначе был связан с виноделием, потому что все сказанное профессионалами о тех или иных винах тиражировалось журналистами, а также печаталось в специальных буклетах, каталогах и картах вин.

Дегустация шла своим чередом: все ее участники пробовали определенный сорт вина, специалисты-эксперты перечисляли его вкусовые и обонятельные характеристики, составляющие в совокупности то, что называют «букетом», а журналисты и рекламисты строчили в своих блокнотах, стремясь как можно подробнее зафиксировать эти ассоциации профессионалов виноделия.

Когда дегустация уже близилась к завершению, участникам предложили бокалы с вином очередного сорта и старейшина сообщества дегустаторов, преклонных лет старик, вдохнув аромат вина, совершив круговые движения бокалом, оценив цвет напитка и пригубив его, начал говорить о своих ощущениях: «Глубокий, завораживающий рубиновый цвет с легким фиолетовым оттенком, терпкий, слегка вяжущий вкус. Легкий привкус малины, запах земляники и прелых листьев, аромат можжевельника и сломанный стебель тюльпана».

Слушатели с благоговением внимали голосу мэтра, стараясь пропустить через себя все услышанное и пережить те же ощущения, одновременно фиксируя каждое слово в своих блокнотах и записных книжках. Когда дегустация закончилась, к мэтру подошел один из журналистов и спросил его: «Скажите, мэтр, может, я чего-то не понимаю: я чувствовал практически все, о чем вы говорили, за исключением сломанного стебля тюльпана. Откуда появилась эта ассоциация и что она обозначает?» Мэтр улыбнулся и ответил: «Не для печати. Посмотрите в окно. Видите цветочную клумбу? Сегодня утром, прогуливаясь, я обнаружил, что кто-то сломал на клумбе растущий тюльпан. А сейчас, случайно взглянув в окно, я вдруг вспомнил об этом. Но, согласитесь, образ очень оригинальный…»

Мораль:«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», — написала в свое время знаменитая поэтесса. Перефразируя ее слова, можно сказать: «Когда б мы знали, из каких немыслимых ситуаций самым немыслимым зачастую образом создаются мифы, которые потом служат людям маяком, образцом для подражания и объяснением происходящего!»

Рефлексия

• Какие трудности возникали в процессе выполнения заданий «Я — профессионал», «Идет урок», «Притча»? Почему, с чем они связаны?

• Что запомнилось (понравилось) больше всего?

• Что вынесли для себя из этих упражнений? (Ответ по желанию участников.)

Упражнение «Книга рекордов»

Цель: способствовать развитию чувства сплоченности.

Время: 15–20 минут.

Ведущий. В нашей книге рекордов две части: содержательная и персональная. В содержательной части отмечаются профессиональные качества участника, а в персональной соответственно — личные, за которые каждый из присутствующих может быть записан туда.

Участники образуют два круга (внутренний и внешний). Во внешнем — стоят, а во внутреннем — передвигаются. Каждый из присутствующих имеет право выбора: что говорить своему партнеру, как раскрывать его профессиональные или личные качества. По сигналу ведущего внутренний круг начинает движение. Приветствие начинается словами: «Я обязательно запишу тебя в книгу рекордов, потому что…»

3. Завершение

Ведущий. Вы просто молодцы! Вы прошли все испытания, и море дарит вам подарок: оно может исполнить одно ваше желание! Сядьте, как вам будет удобнее, расслабьтесь, закройте глаза (звучит спокойная, расслабляющая музыка без слов).

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Задачи дня: развитие профессионального самосознания, выработка позитивного самоотношения; тренировка умения расслабляться и снимать напряжение, преодоление внутренних барьеров, страха и неуверенности перед другими; выработка навыков предоставления и получения обратной связи; формирование педагогических умений.

1. Приветствие, снятие напряжения участников, обсуждение настроения

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Цель: способствовать установлению контакта между участниками.

Время:10 минут.

Попросите участников встать в круг и рассчитаться на один–четыре.

Затем надо сделать следующее:

• каждый первый складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• каждый второй упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• каждый третий кладет левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, при этом руки согнуты, локти разведены в стороны;

• каждый четвертый держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти в стороны).

На выполнение задания дается 5 минут. За это время участники должны поздороваться с как можно большим числом коллег, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Ведущий. Мы прошли длинный путь, преодолели много препятствий, и, прежде чем отправиться дальше, хотелось бы представить притчу, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет. Онa взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами.

«Пророк и длинные ложки»
(восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.

«Где ад и где рай?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.

Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

Ведущий. «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут — в раю или в аду, — зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать.

Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

2. Введение в игру

Ведущий.Итак, мы оказались у подножия величественной горы. И прежде чем двинуться дальше, нам необходимо выполнить задания.

Упражнение «Толстое стекло»

Цель:отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.

Время: 10 минут.

Участники делятся на подгруппы по 3–4 человека. Затем тренер знакомит всех с содержанием упражнения. Участникам предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не слышат. Используя невербальные средства общения, каждая подгруппа должна донести некую информацию до всех участников.

Все подгруппы получают от одной до трех карточек с различными ситуациями. На подготовку пантомимы уходит обычно от 3 до 10 минут. Участники сами распределяют роли.

Рефлексия

Впечатления от проделанной работы; возможные трудности, с которыми столкнулись при выполнении задания; находки, которые сделали в ходе выполнения упражнения.

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Время:10 минут.

Участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все по кругу (по очереди) произносят записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа, задача — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в роли «нападающего», и в роли «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Рефлексия

Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальной жизненной ситуации так же достойно воспринять негативную информацию от партнеров по общению.

Упражнение «Пропасть»

Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения участников.

Время:10–15 минут.

Это упражнение проводится около свободной стены. Желательно, чтобы пространства было так много, чтобы, встав в шеренгу, участники занимали меньше половины длины стены. На расстоянии примерно 30 см от стены проводят черту (можно положить на пол веревку). Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и чертой.

Ведущий. На склоне этой горы есть огромная впадина. Мы оказываемся в царстве мрака и хаоса. Пробираемся, преодолевая завалы каменных глыб, ненадежные крутые осыпи, и оказываемся в пещере. Вокруг настоящие каменные кружева, за которыми не видно ни стен, ни потолка. Одни ощетинились, как колючки ежика, другие раскрыли свои цветки, подобно щупальцам актинии. Со стен и с потолка свисают сотни и тысячи разноцветных сталактитов.

Но вот впереди слышен отчетливый шелест падающих сверху струй воды, и у нас перед глазами возникает таинственное озеро.

Черта, которую вы видите перед собой, — это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых. По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь... Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача — пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за камни... Главное — не причинять никому вреда. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута.

Упражнение «Говорящие вещи»

Цель: развитие творческого воображения, гибкости мышления, умения действовать в изменяющихся ситуациях.

Время:1 час.

1-й этап

Ведущий. Сегодня мы узнаем нечто новое о себе и других участниках нашей группы. Для этой цели можно применять различные средства. Сегодня к нам на помощь придет... волшебство. Каким образом, узнаете позже. А сейчас я хочу вас попросить вспомнить, есть ли у вас с собой какая-либо вещь, которая достаточно давно находится с вами. Может, она вам чем-то памятна, чем-то привлекает вас. Возьмите ее. Это не простые вещи. Вы еще не знаете об этом, но именно сегодня должно произойти чудо. Через несколько секунд я произнесу заклинание, и эти вещи оживут. Люди исчезнут, а останутся только вещи.

Они смогут рассказать о себе, о своей судьбе, своей истории, может, поведают о своем хозяине, об отношениях, которые складываются между ними. Итак, внимание...

Шорох-морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Слово ярко и светло,
Словом утро расцвело.
До небес огонь горит!
Вещи могут говорить!

Итак, у нас есть тридцать волшебных минут на то, чтобы вещи могли поговорить. А теперь тот человек, до которого я дотронусь, окажется первым, превратившимся в предмет. Он должен будет начать говорить приблизительно так: «Я — записная книжка Галины, я живу у нее уже два месяца, и за это время…» Когда записная книжка закончит свой рассказ, все остальные предметы могут задавать ей вопросы. Если она сочтет нужным, она ответит на них, если нет, то нет.

Затем все расколдовываются...

Шорох-морох, шелест трав,
Шепот затихает,
Успокоен шумный нрав,
Голос умолкает.
Чтобы мысль была слышна,
Наступает тишина!

Вещи стали вещами, они не говорят. Однако они остаются с вами, а значит, только от вас зависит, смогут ли они в какой-то момент вашей жизни подать свой голос и, может быть, даже что-то посоветовать вам.

Обсуждение

Сложно или легко было выполнять это упражнение? Было ли что-нибудь интересное, неожиданное в рассказах вещей? Что нового вы узнали о себе и о других? Какая вещь вас особенно удивила? Изменилось ли ваше отношение к вещи, от лица которой вам пришлось говорить?

Следует заметить, что практически всегда кто-либо из участников обращает внимание на то, что ведь все равно говорили не вещи, а люди. И люди, по сути, рассказывали сами о себе. Просто посредством неодушевленного предмета это оказалось легче сделать. То, что вряд ли рискнул бы сам сказать о себе, в устах вещи прозвучало естественно и просто.

Но вещи в этом упражнении — это не просто посредник во взаимодействии с окружающими. На самом деле это еще и важная часть нас самих, несущая в себе информацию о наших собственных качествах. Это особенно ярко становится видно при осуществлении второго этапа упражнения.

2-й этап

Ведущий. Мы убедились, какими разными оказались принадлежащие нам вещи. Оказывается, они обладают яркими, своеобразными характерами.

Возьмите лист бумаги, начертите вертикальную линию, в левом столбце напишите пять-семь качеств характера, которыми обладает эта вещь...

В правом столбце запишите такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Это не должны быть антонимы. А теперь, когда эти качества записаны, подумайте: есть в вашем окружении, среди принадлежащих вам вещей, может быть, в вашей квартире такие предметы, которые — если бы они ожили — обладали бы именно такими качествами, что записаны в правом столбце.

(Забавно: это могут быть авторучка и подушка, брелок и унитаз, медальон и компьютер и т.п.)

Участники рассказывают о своих предметах и их качествах, обсуждают неожиданно вскрывшееся отношение к этим вещам. Это ипостаси их личности.

Перерыв 20 минут.

Упражнение «Ревность»

Цель: настроить на командную работу и подвести к творческому решению проблем.

Необходимый материал: листы бумаги, ручки.

Время: 45 минут.

Участники разбиваются на подгруппы по 4–5 человек. В каждой подгруппе должны быть собраны разные участники, которые могут образовать творческую команду.

Подгруппы слушают историю, представленную ниже.

Ревность

Жила-была на свете королева. Она была вдовой и жила одна со своей прекрасной дочерью в роскошном, но пустынном замке. В один прекрасный день в замке появился путешествующий принц. Он влюбился в принцессу, она ответила на его чувства, и принц попросил у королевы руки ее дочери. Но королева была эгоистичной и ревнивой женщиной. К тому же ей самой понравился молодой человек, и она хотела бы оставить его для себя. Королева была очень богата (даже дорожки ее сада были вымощены алмазами и рубинами), и она была готова отдать все свои богатства принцу, если он согласится жениться на ней.

Однако принц отказался от заманчивого предложения, объяснив, что его самое заветное желание — провести жизнь с принцессой.

Однажды все трое гуляли по королевскому саду. Королева сказала:

— Пусть сама судьба все решит за нас. Я положу в пустую шкатулку для драгоценностей алмаз и рубин. Пусть принцесса, закрыв глаза, вынет один из драгоценных камней. Если это окажется рубин, принц женится на королеве. Если же принцесса вынет алмаз, то сможет выйти замуж за принца.

Посомневавшись, принц и принцесса все-таки решили принять предложение королевы. Королева нагнулась, чтобы поднять камни. Однако принцесса заметила, что вместо алмаза и рубина мать взяла два рубина и положила одинаковые камни в шкатулку. Затем она предложила дочери, не глядя, вынуть один из камней и тем самым решить свою судьбу.

Ведущий. Представьте себя на месте несчастной принцессы, стоящей на тропинке в саду королевы и заметившей этот обман. Что вы сделаете? Какой совет можно дать принцессе, которая страстно хочет выйти замуж за принца?

Каждая команда должна за 20 минут найти как можно больше вариантов того, как принцессе выйти из затруднительного положения. На выполнение этого задания дается 10 минут.

Затем команды представляют на общее обсуждение найденные решения, и группа пытается оценить:

• Насколько перспективно данное предложение?

• Какое предложение было самым оригинальным или элегантным?

Упражнение «Хор московского зоопарка»

Цель: снятие напряжения.

Время: 10 минут.

Ведущий. Мы находимся высоко в горах, где так отчетливо слышится эхо. Давайте споем.

Участники разбиваются на микрогруппы, каждая из которых выбирает себе животное, издающее характерные звуки, например «гав», «мяу» и др. Ведущий становится дирижером и предлагает спеть песню («Подмосковные вечера») на «языке» каждой группы. Дирижер показывает по очереди на каждую группу, и они продолжают исполнять песню, начатую предыдущей группой, но уже самостоятельно.

Упражнение «Ранжирование по качествам»

Цель:развитие умения давать и принимать обратную связь.

Время: 60 минут.

Ведущий. Хотим мы этого или нет, но в любой группе людей мы занимаем более или менее определенное место. Живя среди людей, мы постоянно подвергаемся внешней оценке. Любой наш поступок, любое слово вызывают то или иное отношение к нам со стороны партнеров по общению. Это отношение может быть положительным, отрицательным, иногда индифферентным.

Существует огромное количество разнообразных критериев, опираясь на которые нас сравнивают с другими людьми. По одним критериям мы занимаем ведущие места, по другим — завершаем список. Разные люди оценивают нас по-разному. Однако знать, как нас оценивают люди, не просто интересно, но и необходимо для собственного личностного развития. Хотите получить представление о некоторых оценках ваших качеств?

Группа выстраивается в шеренгу. Кто-то один будет основным игроком. Его задача — задумать некоторое качество и проранжировать всех участников по этому качеству. Слева будет стоять тот, у кого задуманное качество проявляется ярче всех, а завершать шеренгу будет тот, у кого указанная черта выражается в наименьшей степени. Основной игрок вначале качество не называет. После того как участники под его руководством построятся, он должен найти в этом ряду свое место. Вот тогда участники, глядя друг на друга и на весь ряд, должны определить, какое качество задумано.

Одно обязательное условие: прежде чем основной игрок начнет ранжировать своих товарищей по выбранному им качеству, он должен сообщить это качество ведущему на ушко. Только после его одобрения начнется эта процедура.

Нельзя использовать очень личностно значимые качества для участников.

Роль основного игрока должен сыграть каждый.

Рефлексия

Что вы чувствовали, когда очередной игрок просил вас переместиться с одного места на другое? Какие переживания возникали у вас, когда вам самим пришлось ранжировать других? Сложно ли вам было это делать? Каково ваше мнение, почему проявились расхождения в оценке качеств? Согласны ли вы с тем, какое место отводилоcь вам по тому или иному качеству? С чем вы не согласны?

Что вас удивило? Что для вас оказалось неожиданным? Что вы открыли для себя нового?

Упражнение «Жемчужина»

Цель:развитие самосознания.

Время: 60 минут.

Два эльфа

Это было очень давно, и в целом мире не нашлось бы сада роскошнее этого. В саду росли чудесные цветы, а к самым красивым из них были привязаны колокольчики: звон и красота привлекали внимание самых изысканных птиц. Этот сад тянулся так далеко, что никто не знал, где он кончается. В этом саду жили соловьи, которые пели так чудесно, что завораживали всех вокруг своим пением. Это был сад орхидей — одного из самых совершенных творений природы. Прекрасные, яркие, раскрашенные всеми красками, какие только встречаются в природе, цветы были самой изысканной формы. Они напоминали то бабочек, то ящериц, то лебедей. Тонкие ароматы этих растений кружили голову.

На одном из цветков в этом чудесном саду жили эльфы — он и она. Не зная забот и наслаждаясь окружающей их красотой, они перелетали с одного цветка на другой, собирали нектар и были очень счастливы. Она была безумно красива и изящна, а он — очень галантен и любезен.

Злой тролль, узнав про эту страну, решил ее разрушить. Вообще там, где он появлялся, все прекрасное и доброе исчезало. Над садом пронесся ураганный ветер, все закружилось, завертелось, и маленькие эльфы, превратившись в песчинки, разлетелись в разные стороны земного шара.

Одна из песчинок попала на дно океана. Глядя на эту переливающуюся волнами поверхность, трудно было вообразить, что под ней скрывается огромный и загадочный подводный мир, живущий по своим законам. Одни обитатели его отличаются самыми невероятными размерами, другие светятся мерцающим холодным цветом, а третьи напоминают скорее роскошные тропические цветы, чем живые существа.

Вот в такое царство попала наша песчинка. Первое время она не могла понять, кто она и где, и со страхом смотрела на обитателей океана. Но потом с некоторыми из них ей удалось познакомиться.

Вот медуза — тело прозрачное и нежное, словно сделанное из студня. Очень безобидное создание, даже маленькая рыбка может безнаказанно откусить у медузы все ее щупальца. А она ведь очень чувствительная особа, робкая, тихая, пугливая. Во всех своих бедах она всегда обвиняет себя, и друзей у нее нет, уж очень она малообщительная.

Зато дельфины — самые общительные и дружелюбные обитатели подводного царства. У дельфина бока покрыты бурыми, желтыми и белыми полосами. Темная полоска, окаймляющая глаза и исчезающая на клюве, придает ему очень симпатичный вид. Они очень любят сопровождать корабли и часами могут совершать различные акробатические трюки. Дельфины очень живо откликаются на все, привлекающее их внимание. Они открыто выражают свои чувства, хохочут по любому поводу, но иногда какие-то мелочи могут их рассердить. Дельфины изменчивы и с большой легкостью заводят новых знакомых среди обитателей океана. Все их очень любят.

Акулы — хищные, сильные, даже опасные. Они очень вспыльчивы, нетерпеливы, настойчивы, эмоциональны, несдержанны, ничего вокруг не замечают, но если что-то очень понравится, то надолго.

Черепаха, окрашенная в зеленовато-бурый цвет с темными пятнами и линиями, без видимых усилий может часами лежать на воде и умеет нырять на достаточно большие глубины. Она очень спокойная, что бы ни случилось, терпеливая, совсем не эмоциональная, с большим трудом может на чем-то сосредоточиться, и друзей у нее совсем нет. Также трудно приспосабливается к новым условиям.

Наблюдая за обитателями океана, песчинка неожиданно для себя оказалась в полной темноте, абсолютно одна. Она попала в раковину и в этой темноте не заметила, как стала обрастать слоями перламутра. Она думала о тех, с кем познакомилась здесь.

Если бы дельфины подружились с медузой, они бы рассказали ей, как она прозрачна и красива, и она была бы счастлива. Черепахе не помешало бы больше двигаться и обращать внимание на других, а не прятаться в своем доме, тогда бы она не была так одинока. А если бы акулы направили свою энергию на полезные дела и постарались понять окружающих, никто бы их не боялся. Самые дружелюбные дельфины не умеют доводить то, что начали, до конца.

Никто не знает, сколько времени провела песчинка в темнице и как раковина оказалась у волшебника.

Однажды к волшебнику пришел клоун. Он долго бродил по белу свету, не зная, кто он и откуда, и что ищет — тоже не мог понять. Клоун попросил волшебника дать ему то, что он ищет. Волшебник протянул клоуну раковину, раковина открылась, и такая красота предстала перед глазами клоуна, что он заплакал. Слезы скатились на жемчужину, и клоун понял, что нашел то, что так долго искал. Так два эльфа наконец-то нашли друг друга.

Волшебник на то и волшебник – он вновь отправил эльфов в ту страну, где они были так счастливы.

Ведущий. Может быть, вы встретили себя в этой сказке? Кто вы? Нарисуйте себя.

Рефлексия

• Что бы вы попросили у волшебника?

Обсуждение рисунков.

3. Завершение

Ведущий. Итак, наше путешествие подходит к концу, мы спускаемся с горы, благополучно пройдя весь этот путь. Мудрец возвращает нас домой: раз, два, три, четыре, пять! Мы опять оказались в этой комнате.

Рефлексия

• Что вы получили от тренинга?

• Оправдались ли ваши ожидания?

• Какое у вас настроение?


ЛИТЕРАТУРА

Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. — М.: Генезис, 2004.

Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы. — М.: Эксмо, 2007.

Кипнис М. Тренинг креативности. — М.: Ось-89, 2004.

Кипнис М. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2004.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб: Речь, 2005.

Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: учебное пособие /Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. — СПб.: Питер, 2007.

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002.

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет - магазина «Спика Голд». Посетив сайт интернет – магазина «Спика Голд», который располагается по адресу http://spikagold.ru/, Вы сможете купить высококачественные ювелирные изделия. Удобный рубрикатор сайта интернет - магазина «Спика Голд» поможет быстро найти нужные товары, будь то золотые запонки, кольца, серьги или броши, а низкие цены, акции и скидки позволят выгодно сэкономить на приятной покупке.