Пожалуй, не
будет преувеличением сказать, что школьная
психологическая служба в России переживает
самый серьезный кризис за все время своего
существования. Чем закончится этот кризис, пока
неясно. Как ни грустно это звучит, но велика
вероятность, что термин «школьная
психологическая служба» просто исчезнет. Совсем.
Нет, не пугайтесь: все-таки сама психологическая
служба останется. Только она перестанет быть
школьной. Недаром в официальных документах
используется другое ее название —
«психологическая служба образования». И
должности такой — школьный психолог —
собственно никогда и не существовало. Был
педагог-психолог. Он и останется. Но он будет
работать не в школе, а вообще — в образовании.
Точнее, в школе он все же будет появляться и будет
по-прежнему реализовывать свои функциональные
обязанности, но его основное место работы, скорее
всего, изменится. Он не будет состоять в штате
СОШ. Такой прогноз позволяют сделать тенденции,
которые отчетливо обнаруживаются в самых разных
регионах страны: в Самарской области, в
Санкт-Петербурге, в Чите и многих других местах.
Число ставок педагогов-психологов в школах
неумолимо сокращается. Многие вынуждены менять
профессию. Переход на «подушевое
финансирование» больно ударил по ним, особенно в
школах с малым числом учащихся.
Одним из самых эффективных способов разрешить
ситуацию оказался перевод педагогов-психологов
в штат ППМС-центров. То есть числится специалист
в центре, а осуществляет свои профессиональные
функции в школе. Многие руководители
психологических служб оценивают такое решение
как весьма продуктивное и для самого психолога:
ведь теперь он независим от администрации
образовательного учреждения, а значит, может
делать то, что считает нужным, более свободно.
Так ли это? Есть ли плюсы в возникшей ситуации
или нет? Приглашаем к дискуссии!
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
|