ДОРОГО ВНИМАНИЕ
Хоторнский
эффект — явление, обнаруженное в ходе
психологических экспериментов на промышленном
предприятии в американском городе Хоторн и
имеющее двоякую трактовку:
1) позитивные изменения в поведении людей,
вызванные оказанным им вниманием, которое сами
люди истолковывают как благожелательное участие;
2) в экспериментальной психологии — изменения в
наблюдаемом явлении, происходящие вследствие
самого факта наблюдения. |
Практические
выводы, вытекающие из данного эффекта, — хотя они
неоднозначны и даже спорны, — представляются
весьма важными во многих областях деятельности
психолога и заслуживают подробного
рассмотрения.
Термин «Хоторнский эффект» введен в научный
обиход Генри Ландсбергером в 1955 г. при описании
экспериментов, проводившихся значительно раньше
— в конце 20-х — начале 30-х гг. ХХ века.
Эксперименты осуществлялись на заводе компании
«Вестерн Электрик» в городе Хоторн близ Чикаго и
были направлены на выявление условий,
способствующих повышению производительности
труда сборщиц электрических реле.
В большинстве научных источников указывается,
что именно озабоченность компании недостаточно
высокой производительностью труда рабочих
(точнее — работниц) и обусловила осуществление
данного исследовательского проекта. На самом
деле основание было еще проще. Компания «Вестерн
Электрик», заинтересованная в расширении сбыта
своей продукции — электрических ламп, исходила
из произвольной гипотезы, что повышение
освещенности рабочих мест должно способствовать
повышению производительности.
Экспериментальное подтверждение этой гипотезы
должно было привести к росту спроса на лампочки
со стороны крупных промышленных потребителей.
Соответствующие эксперименты проводились на
заводе начиная с 1924 г., однако поначалу никаких
впечатляющих результатов не дали. В 1927 г. к
исследованиям была привлечена группа психологов
под руководством Элтона Мэйо, сумевшая получить
совершенно неожиданные результаты. Однако в
связи с тем, что полученные Мэйо данные не
подтвердили гипотезу насчет освещенности, в
начале 1930-х финансирование проекта было
прекращено. Тем не менее результаты Хоторнского
эксперимента оказались очень важны как в
теоретическом, так и в практическом плане, и вот
уже несколько десятилетий ссылками на
знаменитый эксперимент пестрят психологические
учебники и монографии.
В чем же его суть и какие уроки могут извлечь из
него психологи, в частности школьные?
В выделенных Мэйо экспериментальной и
контрольной группах были введены различные
условия труда: в экспериментальной группе
освещенность увеличивалась и обозначался рост
производительности труда, в контрольной группе
при неизменной освещенности производительность
труда не росла. На следующем этапе новый прирост
освещенности в экспериментальной группе дал
новый рост производительности труда; но вдруг и в
контрольной группе — при неизменной
освещенности — производительность труда также
возросла. На третьем этапе в экспериментальной
группе были отменены улучшения освещенности, а
производительность труда продолжала расти; то же
произошло на этом этапе и в контрольной группе.
Эти неожиданные результаты заставили Мэйо
модифицировать эксперимент и провести еще
несколько добавочных исследований: теперь
изменялась уже не только освещенность, но
значительно более широкий круг условий труда:
помещение шести работниц в отдельную комнату,
улучшение системы оплаты труда, введение
дополнительных перерывов, двух выходных в неделю
и пр. При введении всех этих новшеств
производительность труда повышалась, но, когда
по условиям эксперимента, нововведения были
отменены, она, хотя и несколько снизилась,
осталась на уровне более высоком, чем
первоначальный.
Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет
себя еще какая-то переменная, и посчитал такой
переменной сам факт участия работниц в
эксперименте: осознание важности происходящего,
своего участия в каком-то мероприятии, внимания к
себе привело к большему включению в
производственный процесс и росту
производительности труда даже в тех случаях,
когда отсутствовали объективные улучшения. Мэйо
истолковал это как проявление особого чувства
социабельности — потребности ощущать себя
принадлежащим к какой-то группе.
Второй линией интерпретации явилась идея о
существовании внутри рабочих бригад особых
неформальных отношений, которые как раз и
обозначились, как только было проявлено внимание
к нуждам работниц, к их личной судьбе в ходе
производственного процесса. Мэйо сделал вывод не
только о наличии, наряду с формальной, еще и
неформальной структуры в бригадах, но и о
значении последней, в частности о возможности
использования ее как фактора воздействия на
бригаду в интересах компании. Не случайно
впоследствии именно на основании рекомендаций,
полученных в Хоторнском эксперименте, возникла
особая доктрина «человеческих отношений»,
превратившаяся в официальную программу
управления и преподаваемая ныне в качестве
учебной дисциплины во всех школах бизнеса.
Для характеристики поведения контрольной
группы в Хоторнском эксперименте впоследствии
был предложен термин «эффект Джона Генри»1.
Он состоит в том, что участники контрольной
группы, которым известны достижения
экспериментальной, также стараются повысить
свои результаты ради того, чтобы хотя бы просто
не ударить в грязь лицом.
Результаты Хоторнского эксперимента вызвали
широкий общественный резонанс — во многом
благодаря публицистическому дару Элтона Мэйо. Не
потрудившись достаточно подробно изложить
содержание опытов в своих трудах (их более
детальное и корректное описание, на удивление,
содержится в работах других исследователей), он
всячески пропагандировал полученные результаты
и их социально-психологическое толкование. По
язвительному замечанию известного психолога Ли
Росса, «так родилась легенда, а факты для легенды
не очень-то и важны».
Впоследствии на протяжении десятилетий не раз
высказывались сомнения насчет того, можно ли
доверять полученным в Хоторне результатам и их
интерпретации. Многих настораживало, что широкой
огласке был предан лишь один частный эпизод,
тогда как все прочие многолетние усилия ни к
каким значимым результатам, похоже, не привели. А
Стэнли Милгрэм, ознакомившись с обширной
документацией по данному проекту, и вовсе пришел
к обескураживающему выводу: работницы на самом
деле воспринимали психологов не как
благодетелей, а как шпионов компании и
провокаторов, и натужно повышали
производительность труда из страха перед
возможным увольнением.
Не в пользу Мэйо прозвучали и данные о других
подобных опытах, в которых Хоторнский эффект (в
первом упомянутом значении) воспроизвести не
удалось. Поэтому поныне наряду с реверансами в
адрес Мэйо бытует мнение, что открытый им эффект
— не объективно существующее явление, а
случайный экспериментальный артефакт.
Однако, даже будучи уязвимым для критики,
Хоторнский эксперимент о многом заставляет
задуматься. Открытие Мэйо, сколь бы спорным оно
ни было, привлекло внимание к собственно
психологическим побудителям поведения, чья
связь с внешними материальными условиями
оказывается далеко не однозначной. Если с
позиций классической экономической теории
всякое улучшение условий должно повышать
эффективность деятельности, то психологические
механизмы эффективности оказываются гораздо
сложнее. Улучшений в разного рода деятельности
можно добиться простым изменением отношения к
действующим людям.
Этот феномен впоследствии был не раз
продемонстрирован, в частности в педагогической
сфере, Р.Розенталем и Л.Якобсон (см. «Школьный
психолог», № 18/1999). Причем улучшения результатов
можно добиться и не в самых комфортных
материальных условиях. Это кажется особенно
важным в нашей современной школе, где
значительные силы и средства уходят на
оборудование и оснащение помещений, а
психологическая атмосфера подчас оставляет
желать лучшего.
Что же касается Хоторнского эффекта во втором
значении этого термина, то к нему хотелось бы
привлечь особое внимание современных
исследователей и экспериментаторов.
Сотни и тысячи «научных» работ сегодня
рапортуют о том, как некие действия (развивающие
занятия, тренинги и пр.) приводят к улучшениям в
душевном самочувствии и познавательной
активности учащихся. (В большинстве случаев,
правда, улучшения далеко не очевидны для
невооруженного глаза, а представляются
значимыми лишь вследствие изощренной
статистической обработки результатов; а что
толку от такой обработки при выборке человек в
сто, где каждый человек составляет 1 процент, —
вдруг у этого человека в день обследования зубы
болят или родители поссорились?) Порой трудно
отделаться от впечатления, что все эти якобы
значимые результаты как раз и есть следствие
Хоторнского эффекта — дети начинают
прикладывать больше усилий, с одной стороны —
почувствовав внимание к себе экспериментаторов,
с другой — зная, что их успехи внимательно
оцениваются.
Фактически добрая половина современных
психолого-педагогических исследований не
выдерживает никакой критики, если иметь в виду
возможное влияние Хоторнского эффекта. Не потому
ли многие исследователи ведут себя так, словно и
понятия о нем не имеют?
Но мы-то с вами теперь имеем!
Сергей СТЕПАНОВ
|