ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 2 (18)
Елена БЕЛИНСКАЯ,
педагог-психолог ДОУ № 389,
г. Минск,
Республика Беларусь
Cеркало Снежной королевы
Организация психологической работы
с родителями в дошкольном учреждении
Деятельность психолога в
дошкольном учреждении строится в трех основных
направлениях: работа с детьми, работа с
педагогами и работа с родителями.
Сегодня мне хотелось бы более подробно
остановиться на особенностях организации
психолого-педагогического взаимодействия с
родителями наших маленьких воспитанников. Ведь
внутрисемейные взаимоотношения,
взаимопонимание между ребенком и родителями
играют главную роль в развитии ребенка, его
психологическом благополучии.
Многие родители не имеют достаточного опыта
воспитания собственного ребенка, не умеют с ним
играть, проводить досуг. Ведь они только начинают
освоение новой жизненной роли — роли родителя,
воспитателя нового человека. И наша задача —
помочь им в этом нелегком деле, подсказать
оптимальные шаги взаимодействия с собственным
ребенком, рассказать о возрастных особенностях
развития личности.
Организация
психологической работы в дошкольном учреждении
может строиться по-разному. Это выступления на
родительских собраниях, индивидуальное
консультирование, проведение различных
психологических акций в рамках недели семьи и
других общих мероприятий, работа родительского
клуба. Выбор вида работы зависит от задач,
которые необходимо решить. Один из вариантов
работы, с которым я хочу познакомить читателей, —
проведение тренингов с использованием приемов
сказкотерапии, арт-терапии. С помощью данных
приемов гораздо легче донести до родителей
необходимую информацию, помочь им осознать
внутренний мир ребенка и свой собственный
внутренний мир, наладить внутрисемейные
взаимоотношения.
Я часто использую в своей работе такой прием,
как сказочное путешествие, когда взрослый
человек погружается в мир детства, на некоторое
время сам становится ребенком, превращаясь в
жителя сказочной страны. Ниже приводится
конспект такого сказочного путешествия.
Задачи:
— гармонизация детско-родительских отношений;
— осознание родителями возрастных
особенностей развития собственного ребенка
Материалы:
— платки для завязывания глаз, рук, ног;
— записи звуков природы, релаксационной
музыки;
— изобразительные материалы;
— бумага для рисования.
ХОД ИГРЫ
Представление участников
Ведущий. Здравствуйте! Сегодня нам с
вами предстоит увлекательное путешествие по
сказочной стране детства, но прежде чем мы в него
отправимся, нам необходимо познакомиться. Для
этого закройте, пожалуйста, глаза и представьте,
что вы превратились в какого-нибудь сказочного
персонажа… Еще совершенно неизвестно, кто же
появился в нашей сказочной стране. Давайте
познакомимся друг с другом. Для этого вы по кругу
называете себя, того сказочного персонажа,
которого вы представили, и в нескольких словах
рассказываете о нем.
Участники
представляют себя в роли сказочного персонажа.
Знакомство можно продолжить, предложив
участникам сочинить сказку с участием сказочных
персонажей, предварительно разбив группу на
две-три подгруппы.
Ведущий. Вот мы и познакомились друг с
другом. А теперь я хочу рассказать вам историю,
которая произошла в этой сказочной стране. Этой
страной правил добрый и мудрый король вместе со
своей женой. У них был маленький сын, которого все
очень любили за добрый и веселый нрав. Но вот
однажды случилось большое несчастье — принца
украла Снежная королева, заколдовала его и
унесла в свой ледяной дворец. Вся страна
погрузилась в траур, умолкли песни, завяли все
цветы, а солнце спряталось за тучами. И тогда
жители сказочной страны, то есть вы, решили
отправиться на поиски принца, чтобы освободить
его из ледяного плена и расколдовать.
Заколдованная река
Ведущий. Вы оказались на берегу реки,
через которую необходимо перебраться, чтобы
продолжить путь. Перебраться можно на лодке, но в
нее может поместиться только половина
участников. Однако выход есть: на
противоположном берегу растет дуб, в корнях
которого спрятано нечто волшебное, с помощью
которого можно построить мост.
Группа делится на две части, и одна половина
перемещается в другой конец комнаты.
Заколдованная река разгневалась на то, что
нарушили ее покой, и из тихой речки превратилась
в очень бурный и шумный поток (как можно громче
включается запись шума водопада). Из-за шума
воды вы не можете рассказать оставшимся
товарищам, что вы обнаружили среди корней, но для
того, чтобы построить мост, необходимо каким-то
образом информацию передать. Попробуйте
передать эту информацию с помощью пантомимы.
«Переправившиеся» участники решают, что они
обнаружили в корнях дуба, и пытаются рассказать
об этом остальным с помощью пантомимы.
Сад женщины, умевшей колдовать
Ведущий. Ваша группа снова
объединилась, и вы можете продолжать свой путь.
Дорога привела вас к калитке, войдя в которую вы
оказались в прекрасном саду. Это был сад женщины,
умевшей колдовать. Все цветы в этом саду —
волшебные и выполняют только приказания своей
хозяйки. Им приказано не выпускать вас из сада.
Необходимо преодолеть все цветочные кусты,
преграждающие путь, и выбраться за калитку.
Участникам
связываются ноги, и они должны постараться
добраться со связанными ногами до другого конца
комнаты. Если время игры ограничено, можно
предложить пройти испытание только пяти
участникам, остальные становятся активными
болельщиками.
Ведущий. Наконец-то вы смогли
преодолеть это испытание, цветы стали
обыкновенными, и теперь дальнейшему пути ничто
не препятствует.
Спасение Ручной Вороны
Ведущий. Спустя некоторое время вы
оказались на лесной дороге и услышали вдалеке
крик о помощи. Это Ручная Ворона попала в
волшебные силки, освободить из которых ее можно,
только не применяя рук.
Вызывается один доброволец, который окружается
пятью стульями, связанными между собой платками.
Шесть
участников из группы должны развязать эти платки
каким-либо способом, не прибегая к помощи рук.
Ведущий. Наконец-то Ручная Ворона
свободна, и в благодарность ее жених Лесной Ворон
указывает вам дальнейший путь. Но он
предостерегает вас: в этом лесу живут разбойники.
однако вы принимаете решение следовать дальше.
В плену у Маленькой Разбойницы
Ведущий. Разбойники все-таки
захватывают вас в плен, и вы все оказываетесь в
пещере дочери атаманши — Маленькой Разбойницы.
Вы оказываетесь не единственными ее пленниками,
в пещере еще находятся разные животные, над
которыми издевается Маленькая Разбойница. Вы
решаете ночью бежать, освободив заодно и
плененных животных.
Пяти участникам завязывают глаза, затем в
произвольном порядке расставляются стулья, и на
них садятся пять «животных». Каждый из
участников первой пятерки с завязанными глазами
должен найти одно животное, которое выводит его
из пещеры. При этом он должен двигаться как можно
тише, чтобы не разбудить Маленькую Разбойницу.
Чудесный сон
Ведущий. Освобожденные животные в
благодарность проводили вас к стенам замка
Снежной королевы, но вы оказались там поздним
вечером. Поэтому было решено расположиться на
ночлег и продолжить поиски утром. Пока вы спали,
вам всем приснился один и тот же сон. Вы
проснулись и начали рассказывать друг другу о
том, что приснилось. Для того чтобы лучше
разобраться, что это был за сон, вы решили его
нарисовать.
Включается
запись спокойной музыки, и все участники на общем
листе ватмана рисуют эпизоды сна. Во время
рисования ведущий говорит нижеприведенный
текст.
В этом сне вам пришлось снова преодолевать те
препятствия, которые повстречались вам по пути…
Вы заново переживали различные эмоции…
Испытывали трудности…
После того как рисунок закончен, проводится
небольшая рефлексия:
— Что хотел нам сказать этот сон?
— Для чего вам были посланы эти испытания?
— Что чувствует человек, когда не может видеть,
воспользоваться руками и пр.?
— Может ли нам пригодиться опыт, полученный во
время путешествия?
Волшебное зеркало
Ведущий. Снежная королева улетела из
замка, а вы отправились на поиски принца и в одном
из залов нашли его, но он заколдован.
Выбирается
участник на роль принца.
У Снежной Королевы было волшебное зеркало,
которое однажды разбилось. Она сохранила осколки
и именно этими осколками осыпала принца. Осколок
попал в уши, и теперь принц не мог слышать пение
птиц, человеческую речь и прочие звуки (ведущий
завязывает принцу уши). Осколок попал в глаза, и
теперь принц не мог видеть красоту окружающего
мира (завязываются глаза). Осколок попал в
рот, и теперь принц не мог говорить, рассказать о
том, что чувствует (завязывается рот). Осколок
попал в руки, и теперь принц не мог прикасаться к
окружающим его предметам, познавать новое (связываются
руки). Осколок попал в ноги, и теперь принц не
мог передвигаться, играть в свои любимые игры (связываются
ноги).
Только вы можете расколдовать принца. Для
этого пятеро из вас по очереди должны подойти к
принцу и снять один из запретов, говоря при этом:
«Я разрешаю тебе… для того чтобы ты…» Что принц
хочет освободить первым?.. Что следующее принц
хочет освободить?..
Участники
подходят к принцу, развязывают один из платков.
Таким образом снимаются все пять запретов.
Ведущий. Принц наконец-то расколдован,
и вы все вместе отправляетесь домой. Обратный
путь проходит без всяких приключений, и дома
счастливые родители устраивают веселый праздник
в честь освобождения принца.
А нам пора возвращаться. Для этого каждый из вас
по кругу должен произнести волшебную фразу: «Я
не… (назвать того персонажа, в роли которого он
был), я… (назвать свое имя)».
Рефлексия
Ведущий. Вот мы снова дома, и сейчас я
хотела бы услышать о том, что вы испытывали во
время путешествия, какие чувства у вас были во
время того или иного испытания.
— Как себя чувствует принц?
— Что принц чувствовал, когда не мог двигаться,
говорить, видеть и пр.?
— Что чувствовали остальные участники?
— А как мы поступаем с нашими собственными
детьми?
— Бывает ли такое, что мы говорим своему
ребенку: «Не трогай, не бегай, замолчи, не слушай,
не смотри».
— Как вы думаете, что при этом испытывают наши
дети?
— Не мешают ли такие запреты всестороннему
развитию ребенка?
— Можем ли мы обходиться в общении с ребенком
без подобных запретов? |