ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 2 (18)
Е. КАДУШКИНА,
педагог-психолог МДОУ «Крепыш»,
г. Ноябрьск,
Ямало-Ненецкий
автономный округ
Использовать по назначению
Экранная зависимость и ее последствия
Картинки с натуры
Утро. Дети приходят в детский сад после
выходных дней. Раздевалка группы детского сада
постепенно наполняется детскими голосами. Не
доходя до двери раздевалки, слышу детский диалог:
— Ты смотрел по телику «Шрека»?
— Нет, мне родители новый диск купили. Я все
выходные играл. Знаешь, как там здорово всех
стрелять! Я всех победил.
Здесь же слышится разговор девочек:
— Юля, я вот когда вырасту, буду такая, как
Светка Букина (сериал «Счастливая семейка»),
а ты кем?
— А я буду Фионой (из мультфильма «Шрек»).
— Миша, сынок, — обращается мамочка к сыну,
который уже вошел в группу, — ты пакетик с
игрушечками забыл. Ты же хотел ими в группе
поиграть.
Миша неспешной походкой подходит к маме, берет
у нее из рук пакет, ничего не говоря ей в ответ, и
вновь заходит в группу. Он садится на ковер и
высыпает «игрушечки»: черно-коричневые монстры
разных размеров, человек-Паук, Шрек с оторванной
рукой, Бэтмен — и, глядя на них, надолго о чем-то
задумывается…
Наблюдая подобные сцены и слушая диалоги детей
о проведенных дома днях, в который раз начинаешь
размышлять, насколько сильно влияние средств
массовой информации на детское сознание и какой
дефицит детско-родительского общения испытывают
дети.
Безусловно, эпоха средств массовой информации
существенно преображает психологию человека.
СМИ активно сопровождают не только нас, взрослых,
но и наших детей. Телевизор, компьютер, видео
давно и прочно вошли в жизнь малышей начиная с
первых лет жизни. Во многих семьях, как только
ребенок научается сидеть, его сажают перед
экраном, который заменяет живое общение с
близкими взрослыми — а это и бабушкины сказки, и
мамины колыбельные песенки, и папины прибаутки и
присказки. Это безобидное на первый взгляд
занятие вполне устраивает не только детей, но и
родителей. В самом деле, малыш не плачет, не
пристает, ничего не просит, не безобразничает, не
подвергается риску и в то же время получает
впечатления, узнает что-то новое, приобщается к
современной жизни. Покупая малышу новые
видеокассеты или компьютерные игры, родители,
безусловно, заботятся о его развитии и стремятся
занять его чем-то интересным.
Однако если родители не будут активно
включаться в совместный просмотр телепередач и
компьютерных игр, то это безобидное и безопасное
занятие может повлечь за собой весьма печальные
последствия не только для здоровья ребенка (о
нарушениях зрения, дефиците движений,
испорченной осанке уже сказано довольно много),
но и для его психического развития.
Включение в диалог
В последние годы и родители, и педагоги все
больше сталкиваются с проблемой отставания в
развитии речи: дети позже начинают говорить, а
научившись, говорят мало и плохо, их речь бедна и
примитивна. Как показывают специальные
исследования, в наше время 25% 4-летних детей
страдают нарушениями речевого развития. В
середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался
только у 4% детей того же возраста. То есть число
речевых нарушений возросло более чем в семь раз.
Уместен вопрос: а при чем здесь телевидение и
компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана,
постоянно слышит речь и занят довольно
интересным делом. Какая разница, кто говорит с
ребенком — взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь — это не подражание
чужим словам и не запоминание речевых штампов.
Овладение речью в раннем возрасте происходит
только в живом, непосредственном общении, когда
малыш не только слушает чужие слова, но и
отвечает другому человеку, когда он сам включен в
диалог. Причем участвует в нем не только с
помощью слуха и артикуляции, но всеми своими
действиями, мыслями и чувствами.
Давайте вспомним, как происходит общение с
грудничком. Младенец отвечает на обращенную
к нему, хотя еще и непонятную речь взрослого всем
своим существом: все его тело точно и плавно, как
в танце, откликается на слышимую речь. Речь
взрослого как бы охватывает его, настраивает на
партнерские отношения и подключает к общению.
Ответные движения младенца возникают
исключительно на живую речь, адресованную ему. Та
же речь, воспроизведенная любым
звукозаписывающим устройством, или бессвязные
звуки никакого эффекта не производят.
В дальнейшем, в возрасте полутора-двух лет
малыш, слышащий обращенные к нему высказывания
взрослых, пытается ответить на них и сам
воздействует на родителей с помощью слов. Чтобы
ребенок заговорил, речь должна быть включена в
его конкретные практические действия, в игровые
манипуляции, в его реальные впечатления, а
главное — в его общение со взрослыми. Речевые
звуки, не обращенные к ребенку лично и не
предполагающие ответа, не затрагивают его волю и
чувства, не побуждают к действию и не вызывают
каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Однако разговорная речь — это лишь вершина
айсберга. Ведь речь — это не только средство
общения, но и средство мышления, воображения,
овладения своим поведением, осознания своих
переживаний и себя в целом. Вспоминая или мечтая
о будущем, переживая потери или яркие
впечатления, сопереживая или давая себе отчет в
своих действиях, мы всегда ведем внутренний
диалог с собой. Именно такой диалог с собой
позволяет удерживать в сознании любое
содержание и создает ту внутреннюю форму,
которая делает человека психически устойчивым и
независимым. Если же эта форма не сложилась, если
внутренней речи нет, то человек становится
крайне зависимым от внешних воздействий. Он
просто не в состоянии удерживать в своем
сознании какое-либо содержание или стремиться к
какой-то цели.
В результате — внутренняя пустота, которую
нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки
отсутствия этой внутренней формы наблюдаются у
многих современных детей.
Деформирующее воздействие
Многим детям стало трудно воспринимать
информацию на слух — они затрудняются
удерживать предыдущую фразу и связывать
отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает
у них каких-либо ярких образов и устойчивых
впечатлений. По этой же причине им трудно читать:
понимая отдельные слова и короткие предложения,
они не могут удерживать и связывать их, в
результате они не понимают текста в целом.
Поэтому им просто неинтересно, скучно слушать и
читать даже самые хорошие детские книжки.
Резкое снижение творческой активности и
отсутствие фантазии — еще один факт, который
наблюдается в развитии современных детей. Они
теряют способность и желание чем-то занять себя.
Они не прилагают усилий для изобретения новых
игр, для сочинения сказок, для создания
собственного воображаемого мира. Им скучно
рисовать, конструировать, придумывать новые
сюжеты. Рисунки и игровые сюжеты, как правило,
носят однотипный характер. А ведь ребенок с
богатой фантазией и развитым воображением
быстро включается в любую предлагаемую
деятельность, самостоятельно может организовать
и любую игру, успешнее решает нестандартные
логические задачи, легче переживает неудачи и
неприятности, пользуется интересом и уважением у
сверстников.
Также можно заметить, что общение со
сверстниками становится все более поверхностным
и формальным: детям не о чем разговаривать,
нечего обсуждать, не о чем спорить. Они готовы
нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство
нарастания внутренней детской пустоты — рост
детской жестокости и агрессивности. Иногда можно
наблюдать немотивированную агрессию детей в
адрес сверстников, а иногда и близких взрослых.
Конечно, мальчишки всегда дрались, но в последнее
время все чаще проявляют агрессию и девочки.
Подражая «героям» и «героиням», дети вступают в
схватку со сверстниками и без чувства меры бьют
до синяков и царапают до крови. Сопереживание,
жалость, помощь слабому — эти качества
встречаются все реже.
Напрашивается вопрос: ну неужели всему виной
телевизор и компьютерные игры?
Да, если речь идет о маленьком ребенке, не
готовом адекватно воспринимать сведения,
услышанные с экрана, не умеющем критично
относиться к той или иной получаемой им
информации. Телевизор, который подменяет общение
маленького ребенка с близкими взрослыми,
безусловно, оказывает мощное формирующее, а
вернее деформирующее воздействие на становление
личности и психики растущего человека.
У окна стиральной машины
Дошкольный возраст — период наиболее
интенсивного становления внутреннего мира
ребенка. Изменить или наверстать в дальнейшем
упущенное в этот период очень проблематично, а
порой и невозможно.
Ярким примером вышесказанному может послужить
эпизод из одного западного фильма, в котором
молодой отец, оставшись с двухлетним малышом
дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок
спокойно сидит перед телевизором и смотрит
эротический фильм. Вдруг «кино» заканчивается, и
ребенок начинает вопить. Испробовав все
возможные средства утешения, папа сажает малыша
перед окном стиральной машины, в котором
крутится и мелькает цветное белье. Ребенок резко
замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с
той же завороженностью, как раньше он смотрел в
телевизор.
Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие
восприятия экранного изображения маленьким
ребенком: он не вникает в содержание и сюжеты, не
понимает действий и отношений героев, он видит
яркие движущиеся пятна, которые, как магнитом,
притягивают его внимание. Привыкнув к такой
зрительной стимуляции, ребенок начинает
испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду.
Ему уже все равно, куда смотреть, — только бы
мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он
начинает воспринимать и окружающую
действительность…
Гармоничное и полноценное развитие ребенка
возможно только в интенсивном и непрерывном
живом общении с близкими взрослыми и со
сверстниками.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва
исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это
невозможно и бессмысленно. Ведь есть много
телепередач и компьютерных игр, которые служат
настоящей энциклопедией нравственности и
познания окружающего мира, демонстрацией
моделей поведения в разных ситуациях. Но важно
знать, что подключать детей к информационной
технике можно только тогда, когда они готовы
использовать ее по назначению, когда она будет
для них именно средством получения нужной
информации, а не властным хозяином над их душами.
И тогда возникнут совсем другие детские диалоги,
игрушки, рисунки и игры. |