ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 2 (18)
Татьяна ХОЛОДОВА,
педагог-психолог,
МДОУ № 8 «Золотой ключик»,
г. Мирный,
Архангельская область
Полезные забавы для самых маленьких
Адаптация малышей к условиям
ДОУ — сегодня одна из актуальнейших проблем. В
современной литературе имеется немало
публикаций о том, как облегчить процесс
привыкания ребенка к новой обстановке,
окружающим людям – взрослым и детям.
На
основании многолетнего опыта работы я пришла к
выводу, что, если ребенок чувствует
доброжелательное отношение взрослого, который
рядом, процесс адаптации протекает успешнее.
Известно, что в раннем возрасте малыш больше
реагирует на невербальные сигналы. Как же
транслировать свое позитивное внимание, дать
почувствовать, что он любим и защищен в
незнакомой для него ситуации?
Конечно же, в этом помогут ласковый взгляд в
глаза ребенку, прикосновения к нему. Но все это,
на мой взгляд, должно быть облечено в игровую
форму, так как позволяет одновременно и
успокоить, и заинтересовать малыша, отвлечь его
от мыслей о маме, о доме, пусть даже на
непродолжительное время.
Неоценимую услугу оказывает нам в этом
народная педагогика. Игры, сопровождающиеся
словами и действиями: «Сорока-ворона», «Ладушки»,
«Пальчик-пальчик» — непременный атрибут раннего
детства.
Я хотела бы предложить вниманию читателей игры,
которые прекрасно зарекомендовали себя в
общении с самыми маленькими. Все они основаны на
взаимодействии ребенка и взрослого и позволяют
решить сразу несколько задач: сформировать у
малыша чувство защищенности, дать ему
почувствовать, что его любят, заинтересовать
доступным для восприятия сюжетом, в какой-то мере
развить его двигательную активность, обогатив
игровой опыт.
Родителям тоже можно предложить эти игры, тогда
они уже будут знакомы ребенку и помогут ему
комфортно чувствовать себя в детском саду в
период адаптации.
«Ехали-ехали»
Ребенок сидит на коленях у взрослого лицом к
нему.
Слова |
Действия |
Ехалехали
Дети за орехами |
Ребенка, сидящего на коленях, слегка
подкидывать
(в ритм стихов) |
Скакали на лошадке,
Цокцокцок.
Скакали без оглядки,
Цокцокцок |
Взять ребенка за руки и слегка потянуть
«впередназад»
(в ритм стихов) |
Самолетом мы летели,
Ууу.
Даже облака задели,
Ууу |
Взять ребенка за руки, развести руки в
стороны
и слегка покачивать ими в ритм стихов |
А потом была машина,
Дрдрдр.
Довезла до магазина,
Дрдрдр |
Взрослый держит руки на уровне талии
ребенка
и слегка встряхивает его (легкая вибрация) |
Там орехов мы купили,
Всех ребяток угостили |
Взрослый берет ладошки ребенка,
выпрямляет их,
гладит и кладет воображаемые орехи. |
«Часики»
Ребенок сидит на коленях у взрослого спиной к
нему.
Слова |
Действия |
Ходят наши часики,
Тиктак, тиктак.
Ходят наши часики
Вот так, вот так |
Взрослый держит ребенка за
талию, слегка наклоняет его
в стороны в ритм стихов |
То торопятся, бегут,
Тиктак, тиктак |
Быстрее наклоняет ребенка |
А потом вдруг отстают
Вот так, вот так |
Замедляет темп наклонов |
Наши часики устали
И однажды стоп — и встали |
Раздвигает ноги и ставит ребенка
на пол |
Их ребятки заведут,
Снова часики пойдут |
Взрослый выполняет щекочущее
движение пальцем
на спине ребенка (имитируя завод часов) |
«По ровненькой дорожке»
Ребенка посадить на колени взрослому, сидящему
на стуле (спиной).
Взрослый поддерживает ребенка.
Очень важно во время проговаривания слов
произносить имя ребенка.
Слова |
Действия |
По ровненькой дорожке
Шагали (имя в родительном падеже) ножки |
Ребенка, сидящего на коленях,
слегка подкидывать, незначительно поднимая
колени (в ритм стихов) |
По кочкам — по кочкам |
Мягко перекатывать ребенка с
коленки на коленку |
По камушкам — по камушкам |
Щекочущие прикосновения к бокам,
легкое быстрое встряхивание на коленях |
По кочкам — по кочкам |
Мягко перекатывать ребенка с
коленки на коленку |
По камушкам — по камушкам |
Щекочущие прикосновения к бокам,
легкое быстрое встряхивание на коленях |
И в ямку — бух! |
Раздвинуть ноги, ребенок
«проваливается» на пол, взрослый аккуратно
поддерживает его |
«Качели»
Взрослый сидит на стуле.
Ребенок садится на колени к взрослому боком,
затем ложится головой на поддерживающие его руки
взрослого, ноги вытягивает вперед.
Слова |
Действия |
Я качался(лась) на качелях,
Раздватричетырепять.
Я качался(лась) на качелях, |
Качать ребенка вниз головой, вверх
ногами
и наоборот, в ритм стихов |
А потом пошел(шла) гулять |
Взрослый ставит ребенка на ноги |
«Паровозик»
Ребенок сидит на коленях у взрослого спиной к
нему.
Слова |
Действия |
Чухчухчух паровоз
Нас с тобою повез |
Взрослый держит ребенка за руки,
согнутые в локтях,
и имитирует движение паровоза |
Мы тихонько сидим
И в окошко глядим |
Взрослый слегка поворачивает
ребенка, ставит соединенные «окошечком» руки
(поднимает их) и побуждает ребенка заглянуть в
«окошечко».
Поворачиваются в другую сторону |
Лесом ехали детишки,
Повстречали там зайчишку |
Имитируют движения паровоза.
Взрослый прикладывает руки ребенка к его голове
— показывает «ушки» |
Дальше поле проезжали,
Птички детям помахали |
Имитируют движения паровоза.
Машут соединенными руками |
Вот вокзал тут появился,
Паровоз остановился |
Поднимают соединенные руки,
ставят их «домиком».
Взрослый ставит ребенка на пол |
Двери открываются,
Дети появляются |
Поворачивает ребенка к себе
лицом.
Улыбается и обнимает ребенка |
|