Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2008
Полезные забавы для самых маленьких


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 2 (18)


Татьяна ХОЛОДОВА,
педагог-психолог,
МДОУ № 8 «Золотой ключик»,
г. Мирный,
Архангельская область

Полезные забавы для самых маленьких

Адаптация малышей к условиям ДОУ — сегодня одна из актуальнейших проблем. В современной литературе имеется немало публикаций о том, как облегчить процесс привыкания ребенка к новой обстановке, окружающим людям – взрослым и детям.

На основании многолетнего опыта работы я пришла к выводу, что, если ребенок чувствует доброжелательное отношение взрослого, который рядом, процесс адаптации протекает успешнее. Известно, что в раннем возрасте малыш больше реагирует на невербальные сигналы. Как же транслировать свое позитивное внимание, дать почувствовать, что он любим и защищен в незнакомой для него ситуации?

Конечно же, в этом помогут ласковый взгляд в глаза ребенку, прикосновения к нему. Но все это, на мой взгляд, должно быть облечено в игровую форму, так как позволяет одновременно и успокоить, и заинтересовать малыша, отвлечь его от мыслей о маме, о доме, пусть даже на непродолжительное время.

Неоценимую услугу оказывает нам в этом народная педагогика. Игры, сопровождающиеся словами и действиями: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Пальчик-пальчик» — непременный атрибут раннего детства.

Я хотела бы предложить вниманию читателей игры, которые прекрасно зарекомендовали себя в общении с самыми маленькими. Все они основаны на взаимодействии ребенка и взрослого и позволяют решить сразу несколько задач: сформировать у малыша чувство защищенности, дать ему почувствовать, что его любят, заинтересовать доступным для восприятия сюжетом, в какой-то мере развить его двигательную активность, обогатив игровой опыт.

Родителям тоже можно предложить эти игры, тогда они уже будут знакомы ребенку и помогут ему комфортно чувствовать себя в детском саду в период адаптации.

«Ехали-ехали»

Ребенок сидит на коленях у взрослого лицом к нему.

 

Слова Действия
Ехал­ехали
Дети за орехами
Ребенка, сидящего на коленях, слегка подкидывать
(в ритм стихов)
Скакали на лошадке,
Цокцок­цок.
Скакали без оглядки,
Цокцок­цок
Взять ребенка за руки и слегка потянуть «впередназад»
(в ритм стихов)
Самолетом мы летели,
Уу­у.
Даже облака задели,
Уу­у
Взять ребенка за руки, развести руки в стороны
и слегка покачивать ими в ритм стихов
А потом была машина,
Др­дрдр.
Довезла до магазина,
Др­дрдр
Взрослый держит руки на уровне талии ребенка
и слегка встряхивает его (легкая вибрация)
Там орехов мы купили,
Всех ребяток угостили
Взрослый берет ладошки ребенка, выпрямляет их,
гладит и кладет воображаемые орехи.

 

«Часики»

Ребенок сидит на коленях у взрослого спиной к нему.

Слова Действия
Ходят наши часики,
Тиктак, тик­так.
Ходят наши часики
Вот так, вот так
Взрослый держит ребенка за талию, слегка наклоняет его
в стороны в ритм стихов
То торопятся, бегут,
Тиктак, тик­так
Быстрее наклоняет ребенка
А потом вдруг отстают
Вот так, вот так
Замедляет темп наклонов
Наши часики устали
И однажды стоп — и встали
Раздвигает ноги и ставит ребенка на пол
Их ребятки заведут,
Снова часики пойдут
Взрослый выполняет щекочущее движение пальцем
на спине ребенка (имитируя завод часов)

 

«По ровненькой дорожке»

Ребенка посадить на колени взрослому, сидящему на стуле (спиной).

Взрослый поддерживает ребенка.

Очень важно во время проговаривания слов произносить имя ребенка.

Слова Действия
По ровненькой дорожке
Шагали (имя в родительном падеже) ножки
Ребенка, сидящего на коленях, слегка подкидывать, незначительно поднимая колени (в ритм стихов)
По кочкам — по кочкам Мягко перекатывать ребенка с коленки на коленку
По камушкам — по камушкам Щекочущие прикосновения к бокам, легкое быстрое встряхивание на коленях
По кочкам — по кочкам Мягко перекатывать ребенка с коленки на коленку
По камушкам — по камушкам Щекочущие прикосновения к бокам, легкое быстрое встряхивание на коленях
И в ямку — бух! Раздвинуть ноги, ребенок «проваливается» на пол, взрослый аккуратно поддерживает его

 

«Качели»

Взрослый сидит на стуле.

Ребенок садится на колени к взрослому боком, затем ложится головой на поддерживающие его руки взрослого, ноги вытягивает вперед.

Слова Действия
Я качался(лась) на качелях,
Раздва­три­четырепять.
Я качался(лась) на качелях,
Качать ребенка вниз головой, вверх ногами
и наоборот, в ритм стихов
А потом пошел(шла) гулять Взрослый ставит ребенка на ноги

 

«Паровозик»

Ребенок сидит на коленях у взрослого спиной к нему.

Слова Действия
Чухчух­чух паровоз
Нас с тобою повез
Взрослый держит ребенка за руки, согнутые в локтях,
и имитирует движение паровоза
Мы тихонько сидим
И в окошко глядим
Взрослый слегка поворачивает ребенка, ставит соединенные «окошечком» руки (поднимает их) и побуждает ребенка заглянуть в «окошечко».
Поворачиваются в другую сторону
Лесом ехали детишки,
Повстречали там зайчишку
Имитируют движения паровоза. Взрослый прикладывает руки ребенка к его голове — показывает «ушки»
Дальше поле проезжали,
Птички детям помахали
Имитируют движения паровоза.
Машут соединенными руками
Вот вокзал тут появился,
Паровоз остановился
Поднимают соединенные руки, ставят их «домиком».
Взрослый ставит ребенка на пол
Двери открываются,
Дети появляются
Поворачивает ребенка к себе лицом.
Улыбается и обнимает ребенка

 

TopList