Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2008
«Поймите меня!»


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ
№ 2 (18)


Оксана ГЛУШАКОВА,
педагог-психолог
ДУ № 296,
г. Минск,
Республика Беларусь

«Поймите меня!»

Организация работы психолога
с детьми раннего возраста и их родителями
в адаптационный период

Как хочется, чтобы меня всегда понимали,
я знаю, что плохо говорю и неправильно
произношу странные звуки «Р», «Ш»...
Все улыбаются, но никто не может понять,
как грустно мне в этот момент,
ведь я старался, наверное, зря. Так и хочется кричать
и плакать: помогите мне, поймите же меня.
И меня жалеют и успокаивают,
но не понимают...

Из невысказанного ребенком

Психологи отмечают важность раннего периода для дальнейшего развития ребенка. Е.О. Смирнова отмечает: «Первые три года жизни ребенка оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учится видеть мир. Понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру.

Первые детские впечатления накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь это начало всех его будущих качеств и способностей».

Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый.

В процессе занятий родители научатся:

— активно слушать, то есть уметь слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

— выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка.

В основе работы группы лежат принципы, разработанные С. Славсоном:

• Предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей.

• Все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии.

• Ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Условия проведения. Программа состоит из 7 занятий. Занятия проводятся в октябре–ноябре, 1 раз в неделю в удобное для родителей время в музыкальном зале или в кабинете психолога. в это время воспитатель занимается с детьми в группе.

Оптимальное количество участников — 10–12 человек. Психолог заранее готовит помещение к занятиям.

Каждое занятие включает в себя упражнения на сплочение группы, на осознание родителями особенностей психофизического развития детей, на снятие напряжения. В программу включены два занятия, которые проходят совместно с детьми, целью данных занятий является сплочение родителей и детей, облегчение процесса адаптации ребенка в детском саду. В конце каждого занятия проводится небольшое обсуждение, во время которого каждый желающий имеет возможность поделиться своими мыслями, чувствами с остальными участниками.

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи: знакомство членов группы друг с другом; создание благоприятного эмоционального климата; принятие правил и норм группы.

Материалы: клубок ниток, фотографии детей, ножницы, клей, цветной картон и бумага.

1. Презентация программы

Знакомство с целями и задачами тренинга, организационные моменты: режим работы.

2. Принятие норм и правил групповой работы

• Право на собственное мнение

• Регламент высказывания

• Конфиденциальность

• Добровольность участия

• Высказывание по одному

• Правило «здесь и сейчас»

3. «Связующая нить»

Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Если слегка натянуть ниточку, то можно почувствовать, что все участники — единое целое.

4. «История имени ребенка»

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя — жизнерадостный.

5. Изготовление медальона для ребенка

Родители делают медальон из фотографий для своего ребенка.

6. Рефлексия

— Что вы сейчас чувствуете?

— Какие дополнения вы хотели бы внести в нашу работу?

ЗАНЯТИЕ 2
(с детьми)

Задачи: создание позитивного настроения; развитие чувства доверия участников друг к другу; формирование в группе атмосферы взаимной поддержки; оптимизация детско-родительских отношений.

Материалы: бумага формата А3, ножницы, клей, материалы для коллажей (вырезки из журналов, книг), карандаши, фломастеры, краски, кисточки, природные материалы (шишки, засушенные листья, песок), семейные фотографии.

1. Ласковое имя

Каждый из детей по очереди становится в круг, все взрослые по очереди называют варианты ласкового имени ребенка.

2. Изготовление книги

Родители обсуждают, каковы будут форма и стиль книги. Затем каждый родитель совместно с ребенком изготавливает страничку в книгу. Таким образом, у каждого ребенка будет своя страничка в книге. Страницы в книге могут быть в виде животного, домика, цветочка. Учитывая это, изготовьте шаблоны страниц заранее

3. Аплодисменты по кругу

Все становятся в круг, ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает порцию аплодисментов. Игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

4. Рефлексия

— Что, на ваш взгляд, получилось, что не получилось при изготовлении книги, все ли идеи удалось реализовать?

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи: сплочение группы; повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей; обогащение родителей знаниями о культуре воспитания и детской субкультуре (понимание слов и их значение); укрепление веры родителей в себя как компетентных воспитателей.

Материалы: клубок ниток, скотч, готовые таблички с названием растений, деревьев, именами великих людей, писчая бумага, ручки, игрушечный микрофон.

1. «Паутинка»

Ведущий. Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он цвета и какого цвета его ребенок. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. Помогать в работе будет клубок ниток, который необходимо передавать друг другу.

Примечание. в конце игры получится паутинка, которую можно закрепить на стенке до завершения занятия.

2. Игра «Отгадай, кто я»

Всем участникам на спину прикрепляются таблички с названиями животных, растений, именами политиков и др. Участники хаотично передвигаются по аудитории. Их задача — отгадать, что написано у них на спине. При этом окружающим можно задать всего три вопроса. Если участник все же не отгадал, какая табличка у него на спине, он поет детскую песенку и получает возможность задать еще три вопроса.

Рефлексия

— Что удавалось лучше: формулировать вопросы или по вопросу угадывать, кто ты?

— Какие чувства вас сопровождали в тот момент, когда три вопроса уже прозвучали, а ответа еще не было?

— Какие ситуации в общении с детьми происходят у вас?

3. Зебра

Ведущий предлагает участникам группы написать пять своих отрицательных качеств, которые мешают воспитывать своего ребенка. Затем он просит переделать их в положительные. Например: занятый — не умеющий отказать.

4. Открытый микрофон

Ведущий берет в руки игрушечный микрофон или предмет, его изображающий, и говорит аудитории, что больше всего ему понравилось или запомнилось в процессе совместной деятельности. Микрофон передается по кругу.

ЗАНЯТИЕ 4

Задачи: содействовать более близкому знакомству родителей друг с другом; повышение психолого-педагогической культуры родителей; обогащение родителей знаниями об особенностях общения с детьми.

Материалы: карточки с названием цвета в двух экземплярах, косынка, клубок ниток.

1. «Комплимент»

Необходимо бросить мяч соседу справа и сделать ему комплимент.

2. «Овощи и фрукты»

Ведущий раздает карточки с названием цвета, причем таких карточек две, то есть если вам досталась карточка, на которой написано «красный», то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карточка.

Ведущий. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те участники, у которых есть карточки с цветом, соответствующим названным овощам и фруктам. Иногда будут произноситься названия предметов, которые не являются ни тем ни другим. В этом случае все остаются сидеть. В конце упражнения необходимо объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета.

3. «Неравный разговор»

Ведущий. На пары вы уже разделились, поэтому я предлагаю разделить роли в парах. Кто-то из вас будет ребенком, а кто-то — взрослым. «Ребенку» предлагается стать на стул, а «взрослому» — присесть на корточки и из этих позиций провести разговор. Затем участники в паре меняются ролями.

4. «Прогулка вслепую»

Выбираются два участника. Одному завязывают глаза, второй должен довести его до определенного места. Остальные участники группы на пути передвижения воздвигают различные препятствия. Нужно их преодолеть, провести своего партнера по всему пути. Упражнение можно повторить с другими парами.

Рефлексия

— Какая роль удалась лучше, ведущего или ведомого?

— Была ли уверенность в партнере?

5. «Клубок»

Участники встречи встают в круг. Ведущий бросает клубок ниток одному из игроков, называя его имя, высказывая свое мнение, эмоции по поводу состоявшейся совместной деятельности. Игрок, которому передан клубок ниток, продолжает игру в таком же порядке.

ЗАНЯТИЕ 5

Задачи: расширение возможностей родителей в понимании своего ребенка; активизация коммуникативных навыков, поиск ресурсов воспитания в собственном детстве; сплочение группы, обмен опытом воспитания детей.

Материалы: кассета с записью спокойной музыки, магнитофон, писчая бумага, ручки.

1. Игра «Змейка»

Участники встают, ведущий предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре. В это время все остальные берутся за руки так, чтобы получилась цепь. Эта цепь изображает змею, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца — «запутывается».

В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки. Когда «змея» запуталась, ведущий приглашает участника, находившегося в коридоре, и предлагает распутать змею.

2. Погружение в детство

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство — в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

— Удалось ли окунуться в детство?

Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

— Что для вас значит «надежное плечо»?

— Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

— Что хотелось сделать?

4. «Чемоданчик»

Ведущий предлагает всем участникам написать по несколько строк, адресованных каждому члену группы, и просит указать в записках два-три качества, которые нравятся в этом человеке. Записки обычно не подписывают. Можно «собирать чемоданчик» всей группой: кто-нибудь выходит за дверь, а остальные на одном листе пишут, что помогает ему в общении, а также все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Может указываться и то, что, по мнению группы, мешает этому человеку достигать цели совместной деятельности. Все участники группы должны получить свой «чемоданчик».

ЗАНЯТИЕ 6

Задачи: сплочение родителей в разрешении проблемных ситуаций, поиск альтернатив; повышение психолого-педагогической культуры родителей; обучение навыкам рефлексии.

Материалы: две большие разрезные картинки, косынка, 10–15 капроновых лент длиной 1 м.

1. «Собери картинку»

Всем участникам группы раздается фрагмент большой картины, и они должны сообща сложить картину. Если участников в группе 8–12 человек, то целесообразно разделить их на две подгруппы и каждой группе дать свою сюжетную картинку. После того как картины сложены, участники должны придумать им название.

2. «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно».

Деролинг

Каждый участник проговаривает: «Яне ребенок — Я... (собственное имя)».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

— Что хотелось развязать в первую очередь?

— Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

— Что вам хотелось сделать?

— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

— Какие чувства вы испытываете сейчас?

3. «Атомы и молекулы»

Участники — это атомы, которые хаотично передвигаются по залу и по команде ведущего собираются в группы. По команде: «Идет реакция в молекулах по одному» — двигаются без остановок, «по два» — быстро распределяются по парам, «по три» — объединяются в тройки. Игру можно повторять несколько раз.

ЗАНЯТИЕ 7
(совместно с детьми)

Задачи: создание благоприятного эмоционального климата; формирование у родителей уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Материалы: пронумерованные карточки, лист бумаги формата А1 с нарисованным в центре кругом, карандаши, краски, кисточки, нитки разного цвета.

1. «Случайное число»

Ребенок вытягивает в произвольном порядке карточки, которые пронумерованы с внутренней стороны, и отдает родителям, которые в соответствии с вытянутым номером представляют себя и свою семью: имя, увлечения, образование или рассказ о работе, о своей семье, планах, мечтах и др. Время на подготовку — 5–10 минут.

2. «Рисунок солнца»

Ведущий заранее готовит большой ватман с нарисованным на нем большим кругом. Затем каждый родитель обрисовывает свою руку, создавая тем самым лучик солнца, после этого обрисовывает руку своего ребенка, и они вместе раскрашивают свои «лучики». В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе и согревает детей в отсутствие любимых родителей.

3. «Ожерелье желаний»

Каждому взрослому и каждому ребенку на шею вешается ожерелье с кистью ниток. Из кисти вытягивается нитка, завязывается на ожерелье участника группы с каким-нибудь пожеланием, такая же процедура повторяется и с ребенком участника. Таким образом все участники обмениваются друг с другом пожеланиями, в результате у каждого появляется разноцветное ожерелье из ниток.

4. Подведение итогов работы. Рефлексия

— Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?

Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?

— Какая информация оказалась для вас наиболее актуальной?

5. Чаепитие.


ЛИТЕРАТУРА

Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь, 2005.

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000.

Психогимнастика в тренинге / Под ред Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента; Институт Тренинга, 1999.

Терехина О.А. Здравствуй, детский сад! Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению. — Мозырь: Белый ветер, 2006.

Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений // Школьный психолог. — 2000. — № 28.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. — М.: Генезис, 1999.

TopList