Психологическая помощь родителям и
детям
Тренинговые программы
|
В.Р. Шмидт
М.: ТЦ Сфера, 2007
(Библиотека
практического психолога)
|
Содержание этой книги
не ограничивается описанием возможных форм
профессионального общения практикующего
психолога с детьми и окружающими его взрослыми.
Автор обращает наше внимание на то, что
эффективность психологической помощи в немалой
степени зависит от меры вовлеченности в нее не
только ребенка, но и воспитывающих взрослых.
Именно поэтому при изложении принципов работы
автор в качестве первого формулирует следующий:
«Важно обращать внимание на потребности
родителей и других членов семьи, в связи с чем
становятся более понятными нужды самого
ребенка».
Справедливости ради следует сказать, что
трудно найти психолога, который оспаривал бы
важность работы с семейным окружением ребенка,
но при этом далеко не всегда у него имеется
возможность работать с родителями — не
отказывать же в помощи ребенку только на том
основании, что его мама или папа не желают
контактировать с психологом! Эта ситуация в
известном смысле нашла отражение и в данном
издании, так как основное внимание в нем уделено
все-таки работе с детьми, а не их родителями.
Издание состоит из трех логически связанных
между собою частей. Интересной и весьма
продуктивной видится авторская идея сначала
рассказать о тех требованиях, которым должен
соответствовать практикующий психолог, — в
книге это носит название маршрутов развития
компетентности специалиста. Главная мысль —
рефлексия собственных профессиональных
установок с целью их последующего изменения в
сторону большей продуктивности — не нова, однако
новшество заключается в предоставлении
конкретных развивающих программ, в частности
тренингов. Кроме того, следует обратить внимание
и на некоторые частные замечания автора.
Например, в книге приводится памятка,
посвященная подводным камням консультирования,
в которой подчеркивается, что психолог не может
принять решение за подростка. Этот тезис
распространяется на любого человека,
обратившегося к психологу за помощью, и даже если
психолог уверен, как следует поступить его
подопечному, навязывание своей точки зрения —
одно из свидетельств недостаточной
профессиональной зрелости.
В двух последующих частях книги рассказывается
о построении общения психолога с детьми и их
родителями. Что касается работы с детьми, то в
качестве специальных направлений работы описаны
тренинг эмоциональной компетентности для детей
и младших подростков, методика библиотерапии и
кинотерапии для детей с опытом психотравмы,
тренинг уверенного поведения и тренинг
управления жизнью для подростков.
Заключительная глава книги содержит изложение
индивидуальной работы с семьей ребенка. Автор
называет это «работой со случаем» и описывает
программу профессионального взаимодействия с
родителями, которая включает в себя
консультирование и терапию. Следует специально
отметить, что не каждый психолог и не каждый
родитель готовы к такому общению, что, однако, не
предполагает негативной оценки, так как это —
объективно существующий факт.
Марина СТЕПАНОВА
|