Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2008
Плюсы и минусы нормативного финансирования


ГИЛЬДИЯ

Плюсы и минусы
нормативного финансирования

Разработки самарских коллег, которые одними из первых решили пересмотреть место и роль психолога в структуре современного образования и создать собственную модель финансирования, вызвали живой интерес не только в психологическом сообществе, но и в Министерстве образования и науки РФ, в планах которого стоит написание методических рекомендаций по нормативному подушевому финансированию ППМС-центров.

Замминистра образования и науки Самарской области В.В. Васильев считает,что разработка модели нормативного подушевого финансирования психологов очень важна
Замминистра образования и науки Самарской области В.В. Васильев считает,
что разработка модели нормативного подушевого финансирования психологов
очень важна

Напомню, что в Самарской области были разработаны и утверждены два важных документа: «Постановление о психологическом обеспечении образовательного процесса в системе Министерства образования и науки Самарской области № 231 от 31.10. 2007 г.» и «Методика расчета норматива бюджетного финансирования находящихся в ведении Самарской области государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей».

С самими документами и историей их создания наши читатели смогли познакомиться в № 4/2008 «Школьного психолога». Но, поскольку Самарская область всегда была одним из самых благополучных регионов в плане развития психологической службы, у многих специалистов возникли сомнения в возможности применения этого опыта в других местах.

Чтобы помочь коллегам разобраться в сложностях нормативного подушевого финансирования, Министерство образования и науки РФ, Министерство образования и науки Самарской области, Федерация психологов образования России совместно с Самарским региональным социально-психологическим центром провели 13–15 февраля Всероссийский семинар-совещание руководителей региональных психологических служб «Специфика нормативно-правового обеспечения деятельности ППМС-центров в условиях подушевого финансирования».

Одной из задач этого мероприятия стала подготовка методических рекомендаций на федеральном уровне «Методика расчета нормативов бюджетного финансирования расходов в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

В семинаре-совещании приняли участие более ста человек, среди которых не только руководители ППМС-центров, но и экономисты, юристы, другие специалисты, работающие в центрах. В отличие от многих совещаний, это мероприятие было комплексным и сочетало в себе как элементы обсуждения и обмена опытом, так и обучение и творчество.

Представитель федерального Министерства образования и науки Е.И. Метелькова рассказала о ближайших мероприятиях, посвященных разработке нормативно-правовой документации психологов образования, одно из которых — коллегия министерства на тему «Концепция развития системы психологического обеспечения системы образования Российской Федерации на период до 2010 года». Елена Ивановна сообщила, что министерство рассматривает семинар-совещание как необходимую часть подготовительной работы. Она предложила участникам подключиться к составлению перечня услуг ППМС-центров, которые следует рассчитывать как единый норматив. Дело в том, что эти образовательные учреждения не имеют постоянного контингента детей, поэтому подушевые расчеты там вести сложно. Скорее всего, речь должна идти о разработке общих нормативов на учреждение.

Работа в группе под руководством Т.Н. Клюевой
Работа в группе
под руководством Т.Н. Клюевой

Согласно программе, участникам семинара-совещания предстояло, познакомившись с имеющимися документами, научиться рассчитывать «финансирование организации образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического здоровья, психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения субъектов образовательной деятельности школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий, комплексной и психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

На вопросы участников семинара отвечали представители федерального и самарского министерств образования и науки
На вопросы участников семинара
отвечали представители федерального
и самарского министерств образования и науки

Именно эти «тяжелые» формулировки пока что являются единственным спасательным кругом, который может помочь российским психологам не остаться за бортом при реализации «Модельной методики введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования», где финансирование психолого-педагогической помощи (как, впрочем, и социально-педагогической) не учитывается.

К сожалению, большинство наших специалистов не знакомы с документами, определяющими деятельность психологической службы. Поэтому сокращение ставок педагогов-психологов воспринимается как неизбежное зло. Самарские коллеги, поняв, что спасение утопающих дело их собственных рук, решили реальными расчетами доказать обоснованность финансирования не только педагогов-психологов, но и социальных педагогов, логопедов. Но чужой опыт не всегда воспринимается позитивно.

В начале семинара его организаторам даже пришлось преодолевать сопротивление некоторых участников семинара, доказывая, что в современных социальных и экономических условиях переход на нормативное подушевое финансирование действительно является необходимостью.

В целом работа велась тщательная и кропотливая. Необходимо было учесть реальную ситуацию в каждом из регионов. Все участники разбились на группы под руководством ведущих специалистов самарского регионального социопсихологического центра. В группах и шел разговор о конкретных вопросах расчета финансирования. В конце каждого часа проходило межгрупповое обсуждение результатов работы каждой группы.

В дискуссии о современной ситуации и проблемах в психологической службе системы образования приняли участие многие специалисты, приехавшие на семинар. О том, что сейчас психологические услуги в образовании востребованы как никогда раньше, говорили практически все.

В.П. Стаховская, директор Калининградского областного центра диагностики и консультирования, отметила, что, по данным обследования, около 33% современных детей имеют различные проблемы, требующие вмешательства психолога. Среди них серьезные комплексные проблемы физического, психологического и интеллектуального развития, обусловленные плохим питанием и условиями жизни, потерей нравственных ориентиров. Один из негативных факторов, который бросается в глаза, — резкое снижение уровня интеллектуального развития. При этом зачастую психолого-педагогическая помощь нужна не только детям, но и их родителям.

Эти и другие причины, считают руководители психологических служб, указывают на необходимость перехода системы образования на нормативное подушевое финансирование, при котором ребенок в зависимости от особенностей своего развития может обучаться и получать помощь в различных образовательных учреждениях.

Государству этот переход выгоден, поскольку позволяет экономить средства за счет их целевого использования. Но нельзя забывать о том, что в условиях перехода к рыночной экономике образование как услуга становится своеобразным товаром. А любой товар требует нормативов для его создания и оценки качества. При этом сегодня, когда психологи вместе с другими специалистами (логопедами, дефектологами, социальными педагогами) финансируются по остаточному принципу, очень трудно даже примерно определить сумму, в которую можно оценить их деятельность.

Самарские специалисты пошли по другому пути и разработали нормы исходя из реальной потребности системы образования в услугах психолога. Но эта модель будет работать только тогда, когда психологические услуги будут качественными, эффективными и соответствующими запросам всех участников образовательного процесса.

Но и в этом случае необходимо контролировать качество предоставляемых услуг, расширив участие в этом процессе самого профессионального сообщества.

Участники совещания пришли к практически единодушному мнению о том, что переход на нормативное финансирование в теории содержит много плюсов, в том числе и для психологов, работающих в образовании; с другой же стороны — он таит и немало опасностей.

Но при грамотном претворении в жизнь этого проекта может возрасти качество и объем услуг, предоставляемых психологами. А некоторые малокомплектные школы и небольшие центры могут получить вторую жизнь. Ведь при оказании качественных услуг населению они начнут развиваться и совершенствоваться.

В ходе совместной работы были обозначены важные аспекты обеспечения работы психологов в новых условиях. Прежде всего, каждый ППМС-центр должен иметь документ, в котором фиксируются предоставляемые им услуги, требования к их качеству. В этом случае изменяется отношение к работе специалистов.

Ряд участников семинара поддержали идею о том, что при разнообразии услуг, которые оказывают ППМС-центры детям, очень сложно отследить нормативы на каждый вид деятельности. Проще и эффективнее рассматривать сам центр как нормативную единицу.

В ходе семинара-совещания его руководитель — директор самарского регионального социопсихологического центра Т.Н.Клюева — подробно ответила на многочисленные вопросы участников, а затем участникам представилась возможность обсудить проблемы юридического статуса и финансирования ППМС-центров со специалистами Министерства образования и науки Самарской области, принимавшими непосредственное участие в разработке нормативно-правового обеспечения самарских психологов.

В споре рождается истина: Т.Л. Чепель из Новосибирска отстаивает свою точку зрения
В споре рождается истина:
Т.Л. Чепель из Новосибирска
отстаивает свою точку зрения

Участников семинара консультировали Н.Б.Колесникова (начальник отдела высшего образования), Н.И.Хабибуллина (главный консультант управления ресурсного обеспечения образования) и Т.В.Ракина (консультант управления организационно-правового и кадрового обеспечения). Прекрасное владение материалом этих представителей самарского министерства и их открытость подарили присутствующим надежду на конструктивный диалог с представителями своих органов управления образованием.

На третий день работы семинара каждый из участников смог, используя предложенные разработки, самостоятельно рассчитать услуги по психолого-педагогическому и социально-педагогическому сопровождению субъектов образовательной деятельности, внося при этом в методику дополнения и поправки. А это значит, что работа по созданию единой методики расчета нормативов деятельности психологов системы образования началась.

Учитывая то, что в ближайшее время для руководителей психологических служб запланировано несколько рабочих встреч, можно предположить, что психологи образования наконец-то получат долгожданную нормативно-правовую базу.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

TopList